3 мин.

Самые популярные клубы Европы: «Барса», «Реал», «МЮ» и... «Зенит»?

Вчера на исходе дня довольно авторитетная среди экспертов футбольного рынка немецкая компания Sport+Markt (ее данными мы пользовались, в частности, тут и тут) обнародовала результаты исследования популярности европейских футбольных клубов. Общее количество респондентов, ответивших на вопросы Sport+Markt, составило 9600 человек. Они представляют 16 европейских стран – наверное, не вполне достаточно, чтобы счесть выборку социологически безукоризненной, но в любом случае это крупнейшее пока исследование такого рода. Двадцатка самых популярных клубов континента по его итогам выглядит так:

1. «Барселона» (Испания) – 44,2 млн болельщиков 2. «Реал» (Испания) – 41 млн 3. «Манчестер Юнайтед» (Англия) – 37,6 млн 4. «Челси» (Англия) – 25,7 млн 5. «Зенит» (Россия) – 24 млн 6. «Ливерпуль» (Англия) – 23 млн 7. «Арсенал» (Англия) – 21,4 млн 8. «Милан» (Италия) – 21 млн 9. «Бавария» (Германия) – 19,9 млн 10. «Ювентус» (Италия) – 17,5 млн 11. ЦСКА (Россия) – 11,1 млн 12. «Интер» (Италия) – 10,3 млн 13-14. «Лион» (Франция) – 9,4 млн 13-14. «Марсель» (Франция) – 9,4 млн 15. «Галатасарай» (Турция) – 9 млн 16. «Спартак» (Москва) – 8,1 млн 17. «Фенербахче» (Турция) – 7,3 млн 18-19. «Висла» (Польша) – 6,5 млн 18-19. «Аякс» (Голландия) – 6,5 млн 20. «Динамо» (Москва, Россия) – 5,8 млн

Самые неожиданные, если не сказать подозрительные, цифры стоят рядом с названиями российских клубов, а пятое место «Зенита» – несомненно, главный сюрприз (в прошлогоднем рейтинге Sport+Markt питерцы были десятыми c показателем 8,6 млн). Да, интерес к этому клубу постоянно растет (в последний раз мы ощутили это в день трансфера Аршавина, когда рекордная аудитория едва не обрушила сервера Sports.ru), а Россия – крупнейшая страна Европы. Но и по уровню своего безразличия к футболу Россия тоже, увы, удерживает видные позиции. По крайней мере, если ориентироваться на все остальные исчисляемые параметры. Вот вам, к примеру, не во всем безупречный, но довольно правдоподобный топ-100 самых посещаемых клубов Европы по итогам прошлого сезона («Спартак» и «Зенит» соседствуют на 96-й и 97-й строчках – ниже «Лестера», «Генка», «Ипсвича», «Тулузы» и «Мурсии»). А здесь можно прочесть о телерейтингах российского футбола – крайне низких по сравнению с большинством стран, в которых футбол пока остается на открытых (а не спутниковых или кабельных) каналах. Общее число болельщиков четырех ведущих российских клубов Sport+Markt, получается, оценил в 49 миллионов человек, что более трети всего населения России. Но если обратиться к иным цифрам, скажем – ко все той же телеаудитории или посещаемости спортивных сайтов, более-менее устойчивый (а не эпизодический, как во время Евро-2008) интерес к спорту фиксируется лишь у 5-7% жителей страны. Кто-то, конечно, болеет за «Зенит» или «Спартак» за границей – но едва ли у любого из этих клубов количество таких болельщиков близко хотя бы к миллиону. Российский футбол начали показывать на кабельных западноевропейских каналах совсем недавно, и не то, что бы эти трансляции имели феноменальный успех. Очень похоже, что количество респондентов Sport+Markt в России просто-напросто оказалось завышено по отношению к другим странам. Возможно, перекос в результатах создан также присутствием в числе опрошенных жителей лишь 16 стран – очевидно, крупнейших. В «некрупнейших» странах зачастую предпочитают боление за топ-клубы поддержке местных команд, и куда скорее интересуются «Арсеналом» или «Ливерпулем», нежели «Зенитом» или «Спартаком».

Вчера же были обнародованы данные Deloitte о самых доходных футбольных клубах континента. Этим цифрам можно доверять с большей долей уверенности, чем исследованиям Sport+Markt: Deloitte – одна из ведущих аудиторских компаний мира, и свои ежегодные исследования футбольного рынка она проводит уже 12 лет. Более детальный анализ этих данных предстоит чуть позже. Отмечу лишь пока, что российские клубы в числе самых высокодоходных футбольных предприятий континента, увы, не значатся.