5 мин.

Чемпионат России и ТВ-рейтинги

Заклинание «уровень российского футбола растет» в нынешнем сезоне произносили куда чаще, чем по ходу прежних. И, надо заметить, аргументация этого утверждения на сей раз была, что надо: Кубок УЕФА, Суперкубок, евроуспехи сборной, 24-миллионный (в евро) ценник Жо, подтвержденный интерес приличных европейских клубов к полудужине российских футболистов. Особое место в этом перечне заняло может, и не слишком существенное, но зато совершенно новое обстоятельство: российский футбол стали показывать в Европе. Испанский, итальянский и голландский спутниковые спортивные каналы после Евро-2008 принялись включать в сетку вещания избранные матчи премьер-лиги, и для турнира, права на показ которого перед началом сезона отказались выкупать даже в Белоруссии, это определенно прорыв. Однако самым важным и денежным для национальных чемпионатов все равно всегда является внутренний рынок, и успехи российского футбола в этом отношении по-прежнему не впечатляют. Точнее, никаких успехов нет.

Дальше будет много цифр и не всем знакомых понятий, потому поясню: важнейшим критерием успешности / неуспешности телевизионных программ являются измерения компании TNS Gallup. И кто бы ни высказывал сомнения в достоверности этих цифр (обычно это делают те, кому цифры не нравятся), именно они являются, что называется, «валютой рекламного рынка». Цифр у каждой программы есть две: доля – процент количества включенных на этот момент телевизиров, по которым смотрели соответствующий эфир, и рейтинг – процент от общего количества телевизоров в России. Оба параметра важны одинаково, и ни один из них в этом сезоне роста интереса к клубному российскому футболу не демонстрирует. Скорее, демонстрирует небольшое падение.

Если в прошлом сезоне 11 трансляций матчей чемпионата России на «Первом» имели рейтинг от 2,7% и выше, то в нынешнем сезоне – только 5 (их список смотрите ниже). Для ориентации: где-то на этом уровне обычно заканчиваются рейтинги 100 самых популярных программ недели на российском ТВ – то есть в этом списке даже самые топовые футбоьные трансляции являются аутсайдерами, если вообще в него попадают. И все это – несмотря на долгожданный перенос времени трансляций с 14.00 на 16.00. С долями еще хуже: если в прошлом году в 8 случаях на футбол были настроены более 15% включенных телевизоров, то в нынешнем такое было лишь однажды.

Быть может, растет популярность трансляций футбола на «Спорте»? Тоже нет. Если в прошлом году сразу 9 трансляций матчей премьер-лиги на этом канале собрали долю более 5%, то в нынешнем сезоне таких было лишь 4. А статус самого рейтингового спортивного продукта на канале российский футбол уступил биатлону, рейтинги большинства трансляций которого (даже непрямых) оказывались выше.

Быть может, вся телеаудитория российского футбола смотрит плюсовский «Наш футбол»? Тоже не похоже. На «НТВ Плюс» не считают рейтингов и не раскрывают информацию о количестве подписчиков спортивных пакетов, но доподлинно известно, что спутниковое оборудование телекомпании сегодня имеют сегодня менее 600 000 абонентов, а потенциальный охват всех каналов плюсовского производства (главным образом, благодаря кабельным сетям) близок к 15 млн человек. То есть пока эти цифры несопоставимы с охватом английского Sky Sport – несмотря на более чем двукратную разницу в размере населения.

Быть может, футбольная публика просто-напросто направилась на стадионы? Нет, ситуация с посещаемостью матчей чемпионата России уже 8 лет стабильная – это около 13 000 человек в среднем на матче, плюс-минус 500 человек. Причем в нынешнем сезоне это пока тоже скорее «минус», чем «плюс».

А пока не растут все эти цифры – о существенном росте доходов российских футбольных клубов говорить не приходится. Если говорить о сборах от телевидения, то и в обозримом будущем они в России будут уступать не только, скажем, французским (около $900 млн) или шотландским (при всей крошечности местного рынка, шотландская премьер-лига будет получать за телеправа начиная с 2010 почти $230 млн в год), но даже бельгийским ($70 млн) и румынским ($53 млн). С чемпионатом Англии сравнений проводить не станем – там худшей команде лиги телевидением гарантировано вдвое больше денег (от $50 млн ежегодно), чем всем 16 командам российской премьер-лиги. А значит, пресловутый «уровень российского футбола» так и останется в прямой зависимости от объема денег, который на него готовы тратить сырьевые компании и местные власти. Уверенности в том, что этот объем останется таким же большим во время кризиса, нет ни у кого.

Может быть, это просто планида у футбольных рейтингов такая – стоять, будто вкопанные? Может, в самом деле, что-то не так с подсчетами, или ими управлят темные антиспортивные силы? Не похоже – рост биатлонных рейтингов в последние годы оказался слишком уж впечатляющим. Заметно подрос профессиональный бокс. Есть и более близкое тому подтверждение – футбольное: это фантастический рост рейтингов трансляций футбольной сборной страны при Хиддинке. На Евро-2008 она установила абсолютный рекорд за всю историю измерения рейтингов в России, достигнув цифр 70,5% по доле и 28,5% по рейтингу (даже самые популярные новогодние выступления Путина смотрелись хуже), да и после него остается крайне телезрителями востребованной.

Как-то странно, право слово, что даже эту уникальную ситуацию российская премьер-лига не сумела обратить себе на пользу.

Журнал PROспорт

5 самых рейтинговых трансляций чемпионата России-2008 на «Первом»

1. 23.03 «Москва» – «Зенит», рейтинг – 3,39, доля – 12,5

2. 13.04 «Динамо» – «Спартак», рейтинг – 2,97, доля – 13,1

3. 21.09 «Зенит» – ЦСКА, рейтинг – 2,9, доля – 13,5

4. 11.05 «Крылья Советов» – «Спартак», рейтинг – 2,74, доля – 13,3

5. 02.05. «Рубин» – «Спартак», рейтинг – 2,72, доля – 12,1

3 самых рейтинговых трансляции чемпионата России-2008 на «Спорте»

1. 30.07 ЦСКА – «Зенит», рейтинг – 2, доля – 6,8

2. 29.03 «Химки» – «Спартак», рейтинг – 1,88, доля – 7,4

3. 21.09 «Спартак» – «Рубин», рейтинг – 1,6, доля – 5,3