14 мин.

Сколько стоит лидер Кубка мира?

Четыре олимпийских медали, две из которых – золотые, три Хрустальных глобуса, пять титулов чемпиона мира… За четыре года Мартен Фуркад собрал на трассах одну из самых полных коллекций трофеев во французском лыжном спорте. За кулисами же он сумел извлечь прибыль из своих спортивных достижений. Часто один, но иногда и вместе с теми, кто его окружает. Сегодня Мартен Фуркад гарантированно делает кассу. Расшифровывает Бенуа Прато в материале для Ski Chrono.

Фуркад и его «эко-система»

В фойе есть витрина – немногим более трех метров в высоту и два в ширину. Прислоненная к стене, она обращена лицом к входу. Не видно ничего, кроме нее. Не видно ничего, кроме него. Закрепленный в левом углу, силуэт Мартена Фуркада выделяется за витринным стеклом. Пиренеец, в бибе с 31 номером, обрамленным олимпийскими кольцами, сосредоточен. В белоснежном комбинезоне на черном фоне, он скользит к успеху. Но мы смотрим не на человека. И не на лыжи, на которых он разъезжает. Скорее на то, что к этому прилагается. Справа, расположенные плотным строем на пяти полках, его медали (олимпийские и чемпионатов мира) и его Глобусы. Коллекция некогда покоилась в пластиковых пакетах в его доме в Виллар-де-Лан. Сегодня она выставлена на всеобщее обозрение в помещениях Rossignol в Сен-Жан-де-Муаран у подножья массива Веркор. 

В холле здания есть лишь одна витрина. Ничего более. Тем не менее, она говорит об отношениях, объединяющих Мартена Фуркада с его партнером. Потому что она – центральная в здании. Потому что о ней не забывает никто, как руководство, так и рядовые сотрудники. «У нас искренний взаимообмен с Мартеном», – подтверждает Санди Турондель, ответственная за коммуникации в рамках спортивных состязаний в компании Rossignol. – «Он много отдает, и хочется отвечать ему тем же. Во время Олимпиады 150 сотрудников прекращали работу, чтобы посмотреть его гонки в этом холле. В нем есть эта сила – объединять людей». И уточняет с улыбкой: «Здесь это любимчик».

Так же это и в Somfy, где сотрудники выстраиваются в очередь, чтобы получить автограф, когда Мартен Фуркад наведывается в их головной офис в Клюзе. Этого феномена не избежали и в MGEN (Общество взаимного страхования Федерации профсоюзов образования Франции), новым представителем которого он стал. Эти компании не связывает ничего, кроме пиренейца, но с каждой из них он применяет одну и ту же модель. «Для меня партнерство – это когда обе стороны объединяет желание двигаться вперед вместе», – утверждает номер один мирового рейтинга. – «И обе должны остаться в выигрыше».

В лихорадке постолимпийской весны биатлониста иногда осуждали или немного завидовали, поскольку он собирал на себя все внимание. Его олимпийские достижения – лишь одно из объяснений. За пределами спортивной сферы, это личность, которая притягивает. Он один знает, как повысить стоимость своих результатов и тем самым своих партнеров. «Думаю, у него есть искреннее желание, вне спортивных аспектов, оставаться в памяти в первую очередь прекрасным человеком», – говорит Кати Лалльман, его пресс-атташе. – «Хорошо вести себя – это главное для него в жизни».

Это базовый принцип его работы. Это то, что он повторяет до бесконечности. Прежде чем подписать прошлой весной контракт с MGEN, Мартен Фуркад прилежно изучил и понял компанию, с которой собирался заключить соглашение. C Somfy, одним из его многолетних партнеров, он действовал по тому же сценарию. Это знак доверия и постоянного внимания к тем, кто идет с ним рядом, потому что это выходит за рамки простого финансового партнерства. «Он одновременно внимательный и внимающий», – поддерживает Сиф Караба, директор по коммуникациям группы MGEN. – «Внимательный к своим обязательствам и внимающий, поскольку обладает умением выслушать». В конце ноября, за неделю до старта Кубка мира в Швеции (где он одержал две победы в трех гонках), биатлонист снялся в рекламном ролике для MGEN в Скандинавии. Он был актером, но также движущей силой съемочного процесса. «Съемка проходила в разгар тренировочного периода», – резюмирует Сиф Караба. – «Мы чувствуем себя немного виноватыми. Он подстроился и был заинтересован в том, чтобы работать в нашем режиме»

MGEN в ноябре, BMW годом раньше... Разные партнеры, равная самоотдача. «В конце зимы 2013 съемка нашего рекламного ролика проходила в Валь-д’Изере», – объясняет Дамьен Бономо, руководитель проектов в области событийного маркетинга BMW. – «Погода была не слишком хорошей, все устали до чертиков. Мартен ворвался, как ракета, он тащил все на себе, и мы снимали в дантовских условиях. Это великий чемпион, но еще и большой профессионал. Он не всегда доступен, но если он здесь, то он с вами на 120%, как и во время гонок».

Реклама, публичные мероприятия… это только надводная часть айсберга. Всего мы не видим. То, о чем никто не имеет представления, поскольку Фуркад направляет все уже на предварительной стадии проекта. «Я очень требователен», – уточняет он. – «Если что-то пойдет не так, я могу винить в этом только себя». Даже если он пользуется услугами адвоката, Дельфин Верейден, и пресс-атташе, Кати Лалльман, он руководит всем. И также все планирует. «Именно он ведет переговоры», – говорит Санди Турондель. – «В горных лыжах есть агенты. У него нет, при том, что не было бы шокирующим, если бы он был…».

Он ничего не пускает на самотек. Он ведет все в нужном направлении. «Из того, что мне случалось видеть до сих пор в Армии, я никогда не видел подобной нагрузки у лыжника», – признается Александр Русселе, возглавляющий сборную по лыжным видам спорта сухопутных войск Франции. – «Там, где некоторые создают для себя тепличные условия, он производит впечатление человека, которого ничто не задевает. Он умеет делать выбор. Он самый занятой из всех, а производит впечатление самого доступного из всех».

Первый раз Кати Лалльман пересеклась с Мартеном Фуркадом еще на Играх в Ванкувере в 2010. Он был серебряным медалистом, но «намеревался двигаться дальше», объясняет она. Три года спустя уже Мартен был инициатором привлечения пресс-атташе, «потому что он хотел делать все качественно. Он отдавал себе отчет, что все работает недостаточно хорошо, и хотел, чтобы люди, с которыми он работает, оставались довольны». И уточняет: «Он очень современный. Он осознает свои обязанности, но также знает, что должен разумно управлять временем, чтобы тренироваться. Редко видишь спортсмена, способного постоянно быть на уровне в спорте и быть столь же хорошим во всем остальном».

Все рационализировано. От мэйла перед Олимпийскими играми, напоминающего его спонсорам положения регламента МОК, касающиеся прав на использование изображения на протяжении олимпийского периода, до отчета, направляемого партнерам после каждого этапа Кубка мира. «Он держит нас в курсе всего», – уточняет Дамьен Бономо. – «Этим летом мы каждую неделю получали мэйл, информирующий нас об эволюции его состояния усталости в связи с мононуклеозом. Это отличный коммуникатор. Это восхищает нас, но каждый раз поражает». «Он очень быстро отвечает на наши запросы», – рассказывает Эмили Матлен, директор по коммуникациям Somfy. – «Это впечатляет. Иногда задаешься вопросом, хватает ли ему времени на отдых. С ним партнерство имеет смысл».

Взаимообмен постоянен, доверие – краеугольный камень отношений. Прошлой зимой его доходы – призовые и выплаты по контрактам – по оценкам, превысили два миллиона евро, cделав его самым высокооплачиваемым представителем лыжного спорта Франции наряду с Алексисом Пентуро, самородком-горнолыжником. Однако, деньги не являются для него движущей силой. Он перезаключил контракт с Rossignol на четыре дополнительных года за два месяца до Олимпийских игр, а не двумя месяцами позже, как это принято делать в этой среде. «Он не действует по «призовой схеме», но хочет, чтобы все было справедливо», – объясняет Люси Лакруа, менеджер по спортивному маркетингу в Julbo, поставщике его очков и масок. – «Когда все результативно, ему нравится, чтобы так и оставалось». И предполагает: «Думаю, он предпочитает быть большой рыбой в Julbo, чем мелкой в Oakley, поскольку он находит время на обратную связь. Это его сильная человеческая сторона».

От одного партнера к другому, правила незыблемы. В Scott Мартена Фуркада рассматривают как VIP-представителя. Эта марка предоставляет ему в распоряжение велосипед для тренировок. Он продвинул эти отношения немного дальше. «У нас есть другие представители, но Мартен действительно всецело отдается игре», – говорит Орельен Колен, глава отдела маркетинга в области велоспорта. – «Это представитель мечты, и он даже присылает нам отзывы о снаряжении, чего у нас не было с другими спортсменами, которых мы спонсируем. Он не обязан делать это, но он делает»

Мартен Фуркад объединяет людей вокруг своей личности. Человек, более чем спортсмен, связывает воедино личные интересы каждого, всегда помещая доверие в центр мишени...

 

Его календарь в деталях

На этапах и соревнованиях Мартен Фуркад проводит около 221 дня вне дома. Добавим к этому двухнедельный отпуск в конце зимы, который он, по его словам, «не может уступить». А именно – 15 дней, когда он недоступен для партнеров и прессы, но также и для спорта.

Вне этих периодов, он ведет в своем компьютере календарь различных мероприятий, партнерских и предназначенных для прессы, а именно «количества дней, ограниченных моим отпуском, когда у меня нет возможности вести переговоры», уточняет он. «Я пытаюсь поставить максимум мероприятий на апрель. Это имеет смысл в данный период года».

Количество таких дней уменьшается по мере того, как приближается зима и объем тренировок становится важен. «Нужно уметь устанавливать границы», – говорит двукратный чемпион Олимпийских игр в Сочи. – «Иногда говорить нет, иногда да. Но необходимо также уметь достигать компромисса, поскольку это тоже и есть партнерство».

Его партнеры:

Adidas (одежда), Сухопутные войска Франции (звание – сержант), BMW (автомобиль), Julbo (очки), MGEN, One Way (палки), Rossignol (лыжи, ботинки, крепления), Somfy

Коммуникации:

Фуркад доверяет своему пресс-атташе, Кати Лалльман, управление мероприятиями для прессы. У него также есть два телефона, из которых один выделен для прессы (прежде их было три).

Юридическая поддержка:

Во всем, что касается правовых вопросов, биатлонист может рассчитывать на Дельфин Верейден, адвоката при коллегии в Париже, которая специализируется на спортивном праве с 1998 года и консультирует также Рено Лавильни (легкая атлетика) и Тедди Ринера (дзюдо).

Социальные сети:

Присутствует на Facebook с 237.389 подписчиков, в Twitter с 56.248 фолловерами и в Instagram с 40.200 подписчиками (данные на 1 января 2015 г)

Тренировки:

Окруженный командой сборной Франции, Стефаном Бутье (физическая подготовка) и Зигфридом Мазе (стрелковая подготовка), Мартен Фуркад проводит тренировки в объеме 700 часов в год, не считая времени, выделенного на занятия стрельбой (по оценкам, от 50 до 75 фактических часов).

Соревнования:

За сезон 2014-15 (без учета непредвиденных ситуаций и возможных отказов от участия): он провел три подготовительных гонки до начала сезона; должен выступить в 25 личных гонках и четырех эстафетах в рамках Кубка мира; выйти на старт шести гонок (четырех личных и двух эстафетных) на Чемпионате мира; и, наконец, он будет стартовать в двух гонках на Чемпионате Франции. Более трех десятков стартов за сезон.

По итогам 2014 года Мартен Фуркад попал в топ-50 самых высокооплачиваемых спортсменов Франции по версии L’Equipe. Жан-Мишель Брошан в интервью для еженедельника задал биатлонисту несколько смелых вопросов...

Цена золота

Мартен Фуркад уже был звездой своего вида спорта до Игр в Сочи и уже извлекал из этого хороший доход. Его олимпийский дубль подстегнул его партнерские отношения, при этом не став для них разрушительным...

Две золотых олимпийских медали (и одна серебряная) – это меняет жизнь? «И да, и нет», – отвечает Мартен Фуркад, ставший героем французского биатлона в Сочи год назад. – «Да, потому что ОИ выносят твой образ за рамки спорта. Нет, потому что я уже был известен в мире лыжного спорта».

Цифры? Со стороны спорта сезон 2013-2014 принес пиренейскому биатлонисту 299.000 евро (валового дохода до налогов и выплат в бюджет): 179.000 евро от Международного союза биатлонистов (в соответствии с фиксированной шкалой, победа в личной гонке Кубка мира приносит, например, 12.000 евро) и 120.000 евро премии от Министерства спорта после Сочи (50.000 евро за золотую медаль, 20.000 за серебряную). Но Игры не имели взрывного эффекта для его «спортивных» доходов, так как француз уже заработал 272.000 евро в 2012-2013 (Кубок мира и Чемпионат мира). Фуркад признает это: «Призовые за гонки не являются самым важным из моих источников дохода».

Уже будучи олимпийским медалистом Ванкувера-2010, пятикратным чемпионом мира, трехкратным победителем Кубка мира, француз являлся звездой своего вида спорта, знаменитостью в Скандинавии, в Германии, в России. Французские партнеры Фуркада адаптировались к этому статусу еще до Сочи, и уже тогда пересмотрели свои ставки.

«После Игр можно оценить прирост оборота в 25-30%; но для меня слово «партнерство» имеет смысл, и даже если я получил безумное количество предложений после ОИ, я не мог себе представить, как можно отказаться от тех же Somfy, поддерживавших меня в течении 10 лет, ради лишних 30.000 евро», – объясняет чемпион, сознательно используя термин «оборот». – «Из 100.000 евро спонсорского контракта, выплаченных вашей структуре, после налога на прибыль, подоходного налога, и, поскольку я хотел расширить свою организацию, затрат на сотрудников (пресс-служба, адвокат и т.д.), на выходе вам остается 20.000 евро в кармане».

К «историческим» партнерам – Somfy (повязка), Rossignol (лыжи), Adidas (одежда) и BMW (с 2012 года) – присоединилось этим летом Общество взаимного страхования MGEN c контрактом на пять лет. Необходимо добавить целую плеяду партнеров второго эшелона: Julbo (очки), One Way (палки), а также туристическую ассоциацию Каталонских Пиренеев, его департамент Восточные Пиренеи и Сухопутные войска Франции (с которыми он на контракте с 2008 г.).

Множество партнеров – это еще и множество обязательств. «Я принципиально не жертвую ни единым днем тренировок, – уверяет чемпион, – я выделяю время из своей личной жизни. Я отдаю этому немногим более двух недель в год». Он добавляет: «Если мои доходы значительно изменились с 2010, мой образ жизни не изменился...» Несмотря на несколько сотен тысяч евро, которые он зарабатывает каждый год. «Моя цель в управлении – не заработать еще больше денег, а не потерять то, что есть». Противоположная той, что воодушевляет его в гонках...

Спасибо группе Империя Фуркадов за фотоматериалы и отдельное merci beaucoup чудесной Флоранс (Florence Harper) за неоценимую помощь в работе с французской прессой :-)