6 мин.

Последняя английская команда выбыла из ЛЧ

Дария Конурбаева – о мидлендской сказке и ее невидимых героях.

До начала лондонского концерта Kasabian, который продолжает небольшой разогревочный британский кусочек тура (перед большим и мощным гастрольно-фестивальным летом) остается чуть меньше получаса. Площадка на севере Лондона забита, в зале вовсю работают кондиционеры, разгоняя спертый воздух. На сцену выходить через считанные минуты, и затем еще два дня подряд. Все билеты на три концерта раскуплены.

Но прямо сейчас все кажется не важным. Потому что в гримерке, где жарче, чем в зале и даже в спасительном коридоре за дверью, есть Питер Крауч телевизор. А в нем – прямоугольник футбольного поля, на котором 11 парней бьются за родной город. Ну как же тут оторваться?

Погодите, дайте досмотреть хоть первый тайм – и тогда мы вдарим мидлендской музыки в столице. 

Летом 2015-го показать Ист Мидлендс на карте смогла бы в лучшем случае половина выпускников геофака. А вчера на предматчевый вопрос в клубном инстаграме («где вы будете смотреть матч?») ответило семь сотен человек. Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Мексика, Штаты, Канада, Чили, Украина, Германия, Голландия, Нигерия, Сингапур, Оман, Южная Африка, Китай, Индия, Пакистан, Индонезия, Новая Зеландия, Австралия – и еще несколько десятков стран.

«Лестер» образца последних двух сезонов – не народная команда, а мировая.

Весь мир сходил по ним с ума почти два года. За это время мы привыкли подставлять к названию клуба слова вроде «сказка» и «чудо», ждали снятых биографических фильмов, прочитали сотни текстов во славу «маленького клуба, который смог» и воспринимали каждую новость очередным витком красивого, нереального сюжета.

Чемпионство? Отлично! Первое место в группе Лиги чемпионов? Шедеврально! Параллельная борьба за выживание? Драма! Увольнение тренера? Подлость и коварство! Последующее воскрешение и пять побед подряд? Проявление характера! Близость лигочемпионского полуфинала? Потенциальный шаг в вечность!

А еще мы много говорили про удачу, фарт и везение.

Но вы же понимаете, что на самое деле повезло нам?

Повезло, во-первых, жить в эпоху «Лестера» и видеть все своими глазами (мои внуки, например, точно возненавидят бесконечные байки про славный чемпионский парад и крутейшую атмосферу стадиона «Кинг Пауэр»). А во-вторых, существовать именно в реальности, где все сложилось в столь цельный паззл.

В этом месте напрашивается список из случайностей, которые вроде как предопределили успех: «great escape» в 2015-м и последующая оргия в Таиланде, подписание и увольнение Раньери, героические матчи разной степени величия… Но тут я, пожалуй, не буду отнимать хлеб у Виталия Суворова, который еще, надеюсь, допишет вторую часть своей петли времени со всеми лестерскими событиями, достойными пристального изучения под лупой эффекта бабочки.

Обо всех роковых решениях, рекордных голах и уникальных достижениях будут рассказывать в ближайшие недели, восхваляя «лис» и подводя итог их приключению. Этим будут заниматься репортеры всего мира, используя все свое красноречие. А через пару месяцев (да что там месяцев – дней), когда случится новая сенсация, на первых полосах газет будут другие герои.

Но кто-то будет рассказывать про «Лестер» всегда. И нет, я не себя имею в виду.

В спортивной журналистике принято быть объективными. Считается, что ты не можешь высказывать личностных предпочтений и по возможности должен всегда оставаться нейтральным. Но это правило плохо работает в регионах: репортеры, освещающие матчи провинциальных клубов в местных СМИ, проникаются к ним болельщицкой симпатией – или же наоборот, приходят в журналистику, потому что с детства хотели быть ближе к любимой команде.

Реклама 18+

«Я проснулся и хожу из угла в угол как ребенок в Рождество, – писал утром во вторник Иэн Стрингер, журналист радио BBC Leicester (тот самый, который вместе с коллегой отправился в гости к Раньери через пару дней после увольнения Клаудио), – Сегодня «Лестер» играет в четвертьфинале Лиги чемпионов, невероятно».

Иэн родился в Лестере и впервые был на матче клуба в 1986-м. «Мне было 4, и мы впервые пошли на игру в Boxing Day вместе с дедушкой, бабушкой, тетей, отцом и мачехой. Я плохо помню игру, но в памяти точно остался запах лука, застоявшегося табака и вечного аромата типографской краски из предматчевой программки».

Перед историческим матчем четвертьфинала тридцатипятилетний Иэн разрисовал себе лицо – и я не могу себе представить, чтобы кто-то из клубной пресс-службы не пустил его в таком виде на трибуну.

Таких историй в лестерском сегменте спортивных СМИ – дюжина. И чем глубже в дебри местной прессы – тем сильнее, пронзительнее и нежнее эта любовь. 

У всех до единого сотрудников медиа-департамента клуба на аватарках во всех социальных сетях до сих пор стоят фото с чемпионским кубком.

Коллега Стингера по радио BBC Джейсон Борн выкладывает подборку фотографий с лигочемпионской кампании с подписью «воспоминания на всю жизнь» (посмотрите, вы тоже захотите украсть работу у этого парня).

Спортивный фотограф Getty Images и сборной Англии Майкл Рэган осенью чуть не назвал новорожденного сына Джейми или Рияд, а перед матчем с «Атлетико» шутил: «Так нервничаю, что не могу смотреть на поле… Что довольно неудобно, когда тебе надо фотографировать матч».

Корреспондент «Leicester Mercury» Джеймс Шарп оправдывает свое звание лучшего спортивного журналиста 2015 года самым гениальным описанием момента на 68-й минуте, когда Варди едва не забил второй.

И всю ночь по лестерскому твиттеру ходила эта картинка. Пожалуй, она должна отражать самое большое сожаление всех глорихантеров мира: мы так вдохновились этой историей всего за два сезона. Представьте, как бы нам снесло крышу, если наблюдали ее с самого старта? Лицо бы точно разрисовали. 

«Следить за «Лестером» никогда не скучно, это точно, – комментирует этот список Джеймс Шарп на ночь глядя, а затем добавляет, – Парни, мы не могли мечтать, что будем частью такого путешествия. Мы так вами гордимся».

Вот уж и правда, Leicester boys. Это невероятная честь и счастье, быть причастной к этой истории. 

И, честно говоря... Я хочу продолжения.

Сможем повторить?..

…В лондонском зале к 11 вечера невыносимо душно. Первые ряды поливают водой, а группа возвращается к инструментам после пятиминутной паузы, которой почти не хватает на то, чтоб отдышаться, но достаточно, чтобы узнать новости.

Чуда не случилось, но на бис Kasabian громыхнут треком с нового альбома, бодрой песней про Влада Цепеша из 2009-го – и вечной «Fire».

Она будет звучать и на «Кинг Пауэр» – перед каждым матчем, как и заведено. И будет ждать новой европейской гастроли. 

Фото: globallookpress.com/Kieran McManus/imago/BPI