7 мин.

ЦСКА - Крылья. Тактический обзор матча

Подробный разбор последнего матча Вагнера в России

Из огня да в полымя – так можно охарактеризовать стартовый календарь Крыльев. Матчи со Спартаком, ЦСКА и Анжи просто не дают времени на раскачку. С другой стороны, бешеный старт позволяет оценить ту работу, которая была проведена в межсезонье по «гамбургскому счету». Увы, поводов для оптимизма пока маловато. Впрочем, обо всем по порядку.

Первый тайм:  раннее удаление и реакция Слуцкого

ЦСКА, безусловно, провалил дебют встречи, что может быть связано как с недооценкой соперника, так и с потерей концентрации в начале игры. Возможно, сказался и необычный состав гостей.

Главным сюрпризом в стартовой расстановке Крыльев стало то, что Цаллагов, действовавший в матче со Спартаком в опорной зоне, поменялся местами с Петром Немовым. Именно через правый фланг развивалось большинство самарских атак, куда помимо Цаллагова врывался и вернувшийся в основу Максимов (номинальный центрфорвард Кабальеро при этом смещался налево, в так называемые «усы»). И именно через эту зону прошла стремительная контратака гостей, закончившаяся справедливым удалением Щенникова.

Ключевым психологическим эпизодом тайма, да и, пожалуй, всего матча стала реакция Леонида Слуцкого на удаление, а, точнее, его бездействие. В былые времена Леонид Викторович, осторожный и прагматичный от природы, непременно бы укрепил тылы. Однако на этот раз главный тренер хозяев не стал рушить структуру игры и менять одного из своих атакующих хавов на дополнительного защитника. После удаления Щенникова ЦСКА перешел на 3-4-1-1, причем Алексей Березуцкий, изначально действовавший в роли правого фулбека, при позиционном нападении продолжал смещаться на фланг.

Другой армейской достопримечательностью, впрочем, не связанной напрямую с удалением, стало то, что Алан Дзагоев действовал глубже обычного, фактически на месте центрального хава. С учетом схожей манеры игры Глушакова в первом матче сезона, уход атакующих полузащитников вглубь поля можно считать главным тактическим трендом стартовавшего чемпионата.

К счастью для Крыльев и к сожалению для ЦСКА, Дзагоев, отпраздновавший накануне рождение дочки, откровенно перегорел и не был похож на самого себя. Другой ощутимой проблемой стал обескровленный левый фланг, где Крылья продолжали наращивать давление и создавать остроту.

В целом, первый тайм остался за Крыльями. Раннее удаление Щенникова добавило нерва игре. Перевод Цаллагова на правый край и возвращение Максимова, безусловно, придали гостям мощи и агрессии. ЦСКА визуально «прихрамывал» на левую ногу и с трудом выходил из-под высокого прессинга гостей. Важно, однако, что армейцы не отступили от своей игровой философии. Высокий же прессинг, применяемый Крыльями, не мог продолжаться вечно, особенно с учетом не оптимальных кондиций Максимова и других лидеров волжан.

Второй тайм: усталость лидеров и неравноценные замены

Как и до перерыва, ЦСКА переходил из обороны в атаку за счет длинных, проникающих передач. Тревожным симптомом, однако, стало то, что, в отличие от первого тайма, большинство этих забросов доходили до адресата, что было связано с общей усталостью Крыльев и, в особенности, их лидеров - Максимова и Кабальеро. Освобожденные от давления хавы армейцев получили необходимую передышку, что позволило ЦСКА перехватить инициативу и нивелировать численное превосходство гостей. Временами казалось, что в меньшинстве играет не ЦСКА, а их соперники.

Сказалась и разница в классе запасных. Почти все резервисты ЦСКА были, как минимум, не слабее ушедших, в то время как замены Крыльев оказались крайне неудачными. Если появление на поле Горо было логично и прогнозируемо (главный тренер самарцев пытался усилить давление на уязвимую зону хозяев), то попытки Гаджиева освежить полузащиту нестабильным Баляйкиным и дебютантом Палиенко потерпели крах.

Кем стоило заменить Максимова? Ответить на этот вопрос очень сложно. Безусловно, Гаджиеву требовался физически крепкий футболист, способный навязать хавбекам соперника силовую борьбу и, вместе с тем, выполнять большой объем черновой работы в центре поля. По этой причине отпал самый очевидный вариант с выходом Воробьева. Главной претензией к Роману по матчу со Спартаком стала низкая работоспособность и неучастие в коллективном прессинге.

Возможно, стоило выпустить Корниленко и сыграть с двумя нападающими. Это позволило бы переходить центр поля в "энергосберегающем режиме" с помощью длинных забросов и сохранить определенную свежесть впереди. В любом случае, Гаджиев избрал самый неочевидный вариант, а Палиенко, для которого этот матч стал дебютным, растворился на поле. Уход традиционно энергичного Немова также не добавил цепкости полузащите гостей.

Ключевым изменением в матче стал выход Думбии, который сделал оба хозяйских мяча и позволил Мусе перейти на привычное место крайнего хава. Любопытно, что после замены Вернблума, у хозяев, и без того игравших по авантюрным 3-4-1-1, не было ни одного чистого разрушителя в средней линии.

В этих условиях Крыльям, возможно, стоило отойти назад и окопаться возле своих ворот. Однако самарцы застыли в "полупозиции". Игроки группы атаки, как и в первом тайме играли достаточно высоко, но при этом не выполняли тот же объем работы, что ранее. Хлипкая оборона самарцев ожидаемо не выдержала усилившийся натиск хозяев и дрогнула, результатом чего стали 2 пропущенных гола. Ни сил, ни времени, ни замен на то, чтобы отыграться у гостей не было. В целом, преимущество ЦСКА во втором тайме было неоспоримым, а итоговый счет соответствует общему содержанию матча.

Выводы:

1. Несмотря на ряд судьбоносных решений, судейство Кузнецова вряд ли можно считать предвзятым. Удаление Щенникова и два первых пенальти выглядят очевидными. Сомнение вызывает лишь третий пенальти. Впрочем, болельщики ЦСКА могут вспомнить незафиксированную игру рукой Ангбвы.

2.Слабость левого фланга, уязвимая линия обороны и короткая скамейка запасных – болевые точки Крыльев были известны всем еще в прошлом году. Тем обиднее, что ни одна из этих проблем не была решена в межсезонье, а самым значимым «усилением» клуба стал сорокалетний «парень» с сомнительной репутацией. Пока конкуренты проводят активную селекцию и наигрывают новичков, мы топчемся на месте, и я, откровенно говоря, не вижу тех внутренних ресурсов, за счет которых мы смогли бы улучшить свою игру и компенсировать очевидную слабость состава.

3. Среди положительных моментов, стоит отметить неожиданный и удачный перевод Цаллагова на место правого полузащитника, неплохое качество игры в первом тайме и уверенное возвращение в строй Ильи Максимова.

4. Победа над Крыльями важна для ЦСКА не столько в турнирном, сколько в психологическом плане. После крайне неудачного первого тайма, хозяева смогли собраться и переломить ход встречи, проявив чемпионский характер. "Матереет", по всей видимости, и сам Слуцкий, сумевший сохранить хладнокровие в ситуации с быстрым удалением Щенникова. Пойдет впрок команде и триумфальное возвращении Сейду Думбии.

5. Травмы Фернандеса и Набабкина вкупе с неуверенной игрой Щенникова заставляют задуматься о вероятном переходе ЦСКА на 3-5-2, по крайней мере, в матчах с командами из «второй восьмерки». Кроме того, возвращение Думбии позволят Мусе вернуться на фланг, где он, кажется, будет намного полезнее, чем на острие атак.

6. Одна из главных причин поражения – неравноценные замены двух тренеров. В то время как появление Думбии позволило ЦСКА переломить ход встречи, уход с поля Максимова лишил Крылья высокого прессинга. Вероятно, Гаджиеву стоило выпустить Корниленко и провести концовку 2го тайма с двумя нападающими.

7. Главный тактический тренд двух первых туров чемпионата – уход атакующих полузащитников в опорную зону.