19 мин.

Alex. Спасибо, что живой

 18 октября президент “Ювентуса” Андреа Аньелли объявил, что текущий сезон станет последним для Алессандро Дель Пьеро в качестве игрока “Старой Синьоры”.  Несмотря на солидный возраст нападающего, сегодня далеко не все убеждены в правоте Аньелли.  И, конечно, есть претензии к той форме, в которой это было преподнесено общественности. На этот счет уже высказался сам Дель Пьеро и некоторые прославленные ветераны клуба от Морено Торричелли до Алессио Таккинарди.  Мы же, в свою  очередь, решили посвятить очередной материал карьере, которая  вместила в себя целую эпоху итальянского футбола. 

 Когда он покинет “Юве”, наверняка скажут, что уходит один из последних представителей “золотого поколения” кальчо. Отчасти это будет справедливо - вот только непонятно, к какому именно поколению отнести самого Дель Пьеро.  Ведь за свою долгую карьеру он успел побывать неотъемлемой частью самых разных команд. Это касается  в полной мере и “Ювентуса”, и адзурри.  Уходили и приходили футболисты, тренеры, менеджеры и президенты, а Алекс оставался.  Именно поэтому рискну предположить, что он был вне поколений.

“Ювентус” уже никуда от него не денется, сам он уже вошел в историю «Ювентуса». Вот увидите  – пройдет десять лет, и фигура Алекса станет для “Старой Синьоры” еще более культовой, чем сейчас. Скорее всего, популярностью он даже затмит всех легенд прошлого. Кто сейчас помнит про Мишеля Платини? Для многих ювентини он уже больше президент УЕФА, чем бывший игрок их клуба.  Он еще там чем-то знаменит, мало уже кто помнит, чем именно. Алекс же на алтарь “Юве” положил всего себя – полностью, без остатка.  И пусть скажут, что клуб платил футболисту той же монетой и многое дал ему. Да, это так, но путь, которым  шел Алекс, был вовсе не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Этот путь был полон  крутых поворотов, за каждым из которых его карьера подвергалась серьезным опасностям. Не каждому дано вот так намертво связать себя с одним из самых популярных клубов мира.

Но сначала был взлет, взлет почти вертикальный.  Из “Падовы” пришел молодой талант, который сразу заставил обратить на себя внимание.  Очень важно, что звезда Дель Пьеро взошла практически одновременно со звездой Марчелло Липпи. И то, что этот тренер благоволил Алексу в дальнейшем, несколько раз существенно  повлияв на его судьбу, многие связывают именно  с этим.  

***

Дель Пьеро успел застать в “Ювентусе” и Джованни Трапаттони. Это просто необходимо упомянуть, потому, что та команда была предтечей “эпохи Липпи”.  В команде было много ярчайших звезд и просто интересных персонажей: Джанкарло Марокки  – “человек восьми позиций” и мечта Леонардо Да Винчи, родной брат тренера Марко Джампаоло – Федерико, Юрген Коллер и даже будущий герой Калмыкии Алессандро Даль Канто. А о звездах калибра Джанлуки Виалли, Фабрицио Раванелли, Антонио Конте, Анжело Ди Ливио и Энди Меллера можно и не упоминать.  В команде была великолепная атмосфера, а ее капитаном и лидером был Роберто Баджо.  Именно в такой компании талант Алекса стал развиваться, Алексу было с кого брать пример. Интересно, что многими  ювентини та  банда Трапаттони даже более любима, чем команда всепобеждающего Липпи.  Говорят, что первая была более человечной.

***

в такой компании талант Алекса (крайний справа) стал стремительно развиваться

Итак, после первого скудетто именно Липпи не стал противиться уходу Роберто Баджо из команды. Тренер получил то самое “право на жертву” – ведь это был первый чемпионский титул за десять лет. Сегодня мы уже никогда не узнаем, каким был бы “Юве”, если бы Баджо задержался в нем еще на какое-то время. Вполне возможно, у Дель Пьеро не оказалось бы такой возможности проявить себя.  В любом случае Липпи предпочел сделать ставку на молодость – он имел на это право как тренер-победитель. И выигранные трофеи частично или полностью оправдывают его перед поклонниками ветеранов покинувших клуб.  Для Алекса же эти два года, которые в итальянской историографии “Старой Синьоры” принято называть “периодом раннего Липпи”, были крайне удачными. Он не был еще для команды незаменимым, а в плане результативности он едва переваливал за отметку десяти мячей, но и играть тогда приходилось часто в средней линии, даже несмотря на то, что Липпи часто использовал атакующий вариант схемы  4-3-3. Несомненно, ярчайшим моментом и высшей точкой того “Ювентуса” стала победа в Лиге чемпионов 1996 года. Баджо в команде уже не было, а Виалли и Раванелли еще были.  После незабываемого финала в Риме, который Алекс провел от начала до конца, стало понятно, что “Юве” стал лидером не только итальянского, но и всего европейского футбола.

Вплоть до ноября 1998 года многим казалось, что Алекс вот-вот будет игроком номером один в Европе и мире, – играл он тогда действительно на фантастическом уровне и, что важно, год от года прогрессировал. Вместе с  результативностью росло и его влияние в клубе, команда выиграла еще два скудетто и дважды играла в финале Лиги чемпионов.  А после ухода Бокшича и Вьери место Дель Пьеро в стартовом составе “Ювентуса” больше не подвергалось сомнению.  Очень многие тогда считали, что он обязательно получит “Золотой мяч” – который ему так и не дался. Теперь уже не узнать, чего добился бы этот человек, не будь той страшной травмы в игре с “Удинезе”, – травмы, после которой прежнего Алекса мы уже никогда не увидели. Он стал  великим мастером, которому покорились многие вершины, но это был уже совершенно другой футболист. Он иначе двигался, по-другому пасовал,  был не так безупречно пластичен, не так идеально выверен, как до травмы. В свое время что-то подобное произошло с другим замечательным футболистом, Роналдо, который тоже так и не вернулся, несмотря на все свои рекорды. 

Банду Трапаттони тифози любили за яркий и атакующий футбол

***

Говорят, когда Марко Ван Бастен перенес очередную операцию и более-менее восстановился, он случайно услышал мнение одного знакомого, который сказал, что прежнего Ван Бастена мы уже никогда не увидим.  Вскоре после этого “Летучий голландец” сделал свой почетный круг по переполненному “Сан Сиро” и навсегда стал частью прошлого. Он понял, что играть на том уровне, на котором играл до травмы, уже не сможет. Дель Пьеро повезло больше, ведь спортивная  медицина буквально за несколько лет сделала гигантский скачок в своем развитии. Его не залечили, как голландца, и поставили на ноги. И все-таки в своих лучших матчах он, пусть только время от времени, но все же дотягивался до своего прошлого уровня. Например, так было в  знаменитом  полуфинале  против “Реала” и еще в ряде игр.

*** 

Алекс восстанавливался тяжело и долго. А когда вернулся, то Липпи в “Юве” уже не было – без своего лидера клуб попал в полосу неудач и простился с наставником.  Карло Анчелотти, который возглавил команду, встретил Алекса без особого пиетета. У него были свои представления о том, как именно нужно строить игру команды. А в те годы Анчелотти славился тем, что больше доверял игрокам-трудягам, чем творцам. Карлетто еще не “наелся” футболом и не превратился в тренера-конформиста, который дружит с ветеранами. Тогда это был молодой волк, он любил экспериментировать и на все имел оригинальную точку зрения.  В свои дотуринские времена он отпустил из “Пармы” Джанфранко Дзолу и воспротивился приходу Роберто Баджо. Эти футболисты – с целым рядом оговорок, естественно, – считались похожими по манере игры на Алекса. А уже в “Ювентусе” при Анчелотти провалился Тьерри Анри, будущая звезда европейского футбола.  Именно тогда сложилась уникальная ситуация, когда Дель Пьеро перестал быть незаменимым. Подобное повторится только в наши дни, только осенью 2011  года. После первого года при Анчелотти результативность Алекса упала, но он постепенно набрал приемлемую для себя форму. Но критический момент наступил сразу после чемпионата Европы 2000 года, осенью, когда  Дель Пьеро провел ряд неудачных игр за “Юве”. Популярность Алекса в Италии резко снизилась, и пошли разговоры о том, что форвард исчерпал себя.  После одной неудачи, ведущий популярной передачи в прямом эфире спросил у тифози “Ювентуса”, каким они видят будущее Дель Пьеро. Ответом была фраза: где-нибудь в другом клубе. Но это была низшая точка, и после этого дела у Алекса медленно, но верно пошли в гору.  Пришлось все доказывать заново, доказывать Анчелотти, доказывать руководству клуба. И, надо отдать ему должное, у Алекса это получилось. 

 ***

У Анчелотти, который два раза феерически упустил скудетто в самом конце, не хватило возможностей, чтобы убрать Алекса из “Юве”. При этом сам Карло всегда подчеркнуто уважительно относился к футболисту, тут не шло речи о какой-то вендетте. Все дело в том, что схема с игрой в три защитника, которую тренер тогда практиковал, не очень подходила Алексу. Центральной фигурой в команде был Зинедин Зидан, который в такой формации занимал позицию атакующего полузащитника. Интересно, что сам Зизу пару раз в интервью подчеркивал, что Дарко Ковачевич – не менее талантливый футболист, чем Дель Пьеро. Злые языки даже говорят, что великий француз таким способом понижал акции Алекса, уменьшая его влияние в команде.  Вряд ли в такой точке зрения  есть большая доля правды –  скорее всего, Зидан просто решил поддержать сербского нападающего, который достаточно трудно адаптировался в новом клубе.

***

Дель Пьеро - тот самый, который вернулся. Сезон 2001/02

Когда у Анчелотти закончился контракт, его не стали продлевать,  и в команду вернулся Марчелло Липпи.  Это был уже немного другой Липпи, переживший фиаско с “Интером” и желающий доказать всем, что его звезда еще сияет.  Благодаря Лучано Моджи создается новый “Юве”, с Буффоном, Тюрамом, Недведом  и без Зидана. А капитанская повязка, на этот раз окончательно, переходит от Конте к Дель Пьеро. Результативность последнего моментально взлетает почти в два раза. Липпи предрекает: с «таким Дель Пьеро» мы сможем многое – и держит свое слово. “Ювентус” возвращает себе скудетто, – правда, делает он это после малообъяснимого поражения “Интера” в последнем туре, но никто не оспаривает справедливости такого исхода: ведь в конце-то концов двумя годами ранее судьба точно так же лишила “Синьору” титула во время дождя в Перудже.  После скудетто к команде пришел и европейский успех, были обыграны “Барселона” и “Реал”, и только неудача в серии пенальти в финале остановила команду Липпи.  Второе пришествие Липпи было столь же ярким, но менее долгим: через год, после неудачи в чемпионате и в Лиге чемпионов, Марчелло покинул команду и возглавил сборную Италии.  А для Алекса Дель Пьеро эта трехлетняя “передышка” сменилась периодом общения с одним из самых неординарных тренеров Италии. Речь идет, конечно же, о Капелло.

Когда в команду пришел “Железный Фабио”, то Алексу пришлось испытать все прелести работы с этим суровым наставником. Но тут нужно подчеркнуть, что сам тренер никогда не ставил вопрос о профессионализме форварда, просто он решил его использовать в несколько своеобразной роли. Нечто подобное он уже проделывал в “Роме”, когда Винченцо Монтелла, который по всем параметрам должен был играть в стартовом составе на месте Марко Дельвеккьо, выходил лишь на замену и забивал важные мячи. Игра на самолюбии – любимый метод Капелло, и нужно признать, что с Алексом он тоже давал свои результаты. Дель Пьеро забивал важные мячи, в том числе те, которые решали судьбу скудетто, как было, например, в игре с “Миланом”, когда Алексу удалось лишить команду Карло Анчелотти титула.  Удивительно, но результативность Дель Пьеро при Капелло даже несколько возросла, если сравнивать ее с последним сезоном Липпи. Это еще раз доказывает, что великий тренер и великий футболист поработали тогда на славу.

После Капелло для клуба наступили темные времена, и в этой ситуации  Дель Пьеро, естественно, остается в клубе.  По сути, никакого выбора у него тогда и не было. Он был слишком связан с клубом, он был “слишком ювентино ”, чтобы предать.  По его собственным словам, он ни минуты не раздумывал, когда принимал решение.  И это один из тех случаев, когда никто не сомневается в правдивости сказанного. Даже недруги, даже враги “Юве” отдавали дань уважения футболистам – миллионерам и звездам, которые только что выиграли чемпионат мира и отправились играть в серию B. То, что Дель Пьеро снова забил больше двадцати мячей в том сезоне, совсем не удивительно. Удивительно, что эта планка покорялась ему даже после возвращения в элиту. Именно в эти годы, когда команда сначала играла в серии B, а потом пыталась вернуть себе былое величие, – именно тогда присутствие Алекса играло важнейшую роль. Пусть сегодня многие об этом предпочитают забывать, но еще несколько лет назад  альтернативы у Алекса  в атаке просто не было. Даже сегодня, когда кажется, будто все решено, однозначно сказать, что Вучинич или кто-то еще сильнее и полезнее – нельзя. Моложе и быстрее – да.  Но не более того.

Фабио Капелло играл на самоюбии Алекса и это принесло результат

В сборной Италии Дель Пьеро дебютировал довольно рано, он начал призываться под знамена адзурри с двадцати лет.  Даже в те годы, когда лидерами сборной Италии становились довольно молодые люди, это было весьма заметным событием. Что уж говорить про времена нынешние, когда даже в двадцать пять лет футболист считается еще очень молодым и перспективным.   Но уникальность Алекса, разумеется, не в раннем дебюте – это, в конце концов, могло быть случайностью. Самое интересное, что он умел заслужить доверие всех без исключения тренеров “Скуадры Адзурры” на протяжении почти полутора десятков лет, вплоть до возраста, в котором для форварда  уже невозможно рассчитывать на регулярные вызовы в “нацьонале”.

 Все они были такими разными: Сакки, Мальдини, Дзофф, Трапаттони, Липпи и Донадони.  Едва ли не антагонисты, которые не раз и не два вступали друг с другом в публичные перепалки, которые создавали свои сборные Италии “с нуля”, иногда намеренно отрицая все то, что кропотливо строил их предшественники.  Но все как один доверяли Дель Пьеро.   Алекс успел поиграть аж на семи больших турнирах - четырех чемпионатах Европы и трех чемпионатах мира, и за это время в сборной сменилось шесть тренеров.  В  финальных турнирах он забил всего три гола. Три гола за семь турниров: для нападающего это даже не провал, это нечто большее. И, тем не менее, когорта великолепных итальянских тренеров, которые ценят в игре более всего на свете именно результат, столько лет доверяла ему место в команде.  Это удивительно.

***

И правда, это кажется невероятным. Одно дело доверять защитнику, вроде Паоло Мальдини, которого тоже вызвали все тренеры, а некоторые даже упрашивали вернуться, когда он закончил выступления за сборную. Но с форвардами в Италии долгие годы не было никаких проблем, на этой позиции была огромная конкуренция, и Алексу действительно имелись альтернативы. Приходилось слышать такое объяснение этого феномена:  дескать, Алекс никогда не создавал в сборной Италии группировок, даже не пытался этого делать. Он был именно тренерский игрок, который всегда подчеркивал, что хочет играть за сборную. По его собственным словам, он готов был, если тренер скажет, сидеть на скамейке. А мы знаем, что в истории “Скуадры Адзурры” было достаточно случаев, когда непопадание в состав было причиной для разрыва с национальной командой.

***

Происходило это по двум причинам. Во-первых, все они видели игру Дель Пьеро в “Ювентусе”, в котором он иногда просто творил чудеса. А костяк сборной Италии  в разные годы составляли именно бьянконери.  И в этом смысле присутствие Алекса как капитана было оправдано. Во-вторых, вне финальных турниров результативность Дель Пьеро резко возрастала, и большинство из своих 27-ми голов за сборную он провел именно во время отбора на эти самые турниры.  Не раз и не два было так, что именно мячи Дель Пьеро помогали “Скуадре Адзурре” удачно проходить  отбор, который она за все эти годы не провалила ни разу. Что же касается финальных турниров, то и тут ситуация не настолько однозначная, насколько ее принято преподносить. Ведь считается, что там он сыграл крайне неудачно.  Это, мягко говоря, не совсем так.

Они стали заложниками тактических схем, но никогда не были врагами

Если разобраться, то можно вспомнить, что на Евро-96 его поставили на левый фланг полузащиты в схеме 4-4-2. Поставили после тяжелейшего сезона в “Ювентусе”, в котором он играл совершенно на другой позиции. Тогда Алекс отыграл ровно тайм, пока Арриго Сакки не убедился, что футболисту “Ювентуса” тяжело противостоять давлению Андрея Канчельскиса. После чего Дель Пьеро мигом заменили на Роберто Донадони, и в турнире он более участия не принял. Интересно, что после чемпионата Европы какие-то горячие головы из федерации футбола Италии задумали отправить до смерти уставшего Дель Пьеро еще и на Олимпиаду в Сидней. Тогда очень емко на этот счет высказался Марчелло Липпи, который просто сказал, что “хватит уже издеваться над человеком”.

На чемпионат мира 1998 года Алекс ехал уже твердым игроком основы, человеком, на которого очень надеялись. И были для этого объективные причины – прекрасно проведен сезон в “Ювентусе”, а в сборной, за год до чемпионата мира, Алекс блистал на “Турнуа де Франс”.  Но так случилось, что на чемпионате мира ему пришлось конкурировать с самим Роберто Баджо, для которого это был уже третий Мундиаль. У Роберто было гораздо больше опыта, и, главное, его подстегивало желание проявить себя после промаха в Лос-Анджелесе.  Более того, конкуренция именно с Алексом была для Баджо чем-то вроде реванша – ведь когда-то “Юве” решил сделать ставку на молодую звезду.…  На фоне всего этого Дель Пьеро просто не выдержал и действительно сыграл ниже своих возможностей.  Особенно это бросается в глаза, если сравнивать игру Алекса с игрой других нападающих – прежде всего Вьери и Баджо.

***

Бытует мнение, что Чезаре Мальдини не следовало брать в команду Баджо и Дель Пьеро одновременно. Дескать, нужно было выбрать одного из них и дать всем понять, что он будет держаться выбранной линии. Если так рассуждать, то у Баджо просто не было бы шансов, ведь Алекс прошел весь отбор, принял участие в турнире во Франции, где прекрасно зарекомендовал себя в качестве партнера  Вьери. Но общественное мнение считало иначе, и на тренера оказывалось нечеловеческое давление. С другой стороны, есть точка зрения, будто Мальдини следовало довести ситуацию до гиперболы и выпускать эту пару на поле одновременно. Но тут уже  возникает вопрос  с тактикой:  место Кристиана Вьери не подлежало сомнению. Играть в три нападающих? Мальдини пришлось бы наступить на горло собственной песне.

***

Зато Евро-2000 не без оснований считается тем турниром, из-за которого Алекс даже чуть не закончил свои выступления в сборной. Тогда Дино Дзофф брал его на турнир в качестве запасного – форвард только еще набирал форму после серьезной травмы.  Многие даже призывали вообще не брать Алекса на турнир, но травма Вьери еще раз напомнила тренеру, что форвардами  разбрасываться не стоит. Кроме того, Дзофф всегда симпатизировал Алексу – возможно, даже больше, чем сам Липпи.  Интересно, что чемпионат сложился для Дель Пьеро так, что матч за матчем он играл все лучше и лучше и прибавлял буквально от игры к игре. Тем не менее все впечатление смазал финал, в котором его выход на замену был признан одним  из самых неудачных решений тренера.  После игры даже сам футболист не мог объяснить окружившим его журналистам, почему он не переиграть Бартеза. Немного позднее Дель Пьеро  признавался, что очень переживает и что эти моменты стоят у него буквально перед глазами.

В историю сборной Италии Алекс войдет таким, вместе с криками "Andiamo Berlino!"

После Евро 2000 Дель Пьеро перестал считаться главной надеждой Италии на больших турнирах и это, как часто случается, пошло только ему на пользу.  Многие большие специалисты в один голос повторяли, как заклинание, что все проблемы Алекса лежат на уровне психологии. И стоило уйти этому грузу, как моментально игра его перестала быть нервной и он начал приносить пользу.  Именно  гол Алекса  Мексике вывел “Скуадру Адзурру” в серию плей-офф, и не его вина в том, что Трапаттони предпочитал других. А двумя годами позднее он здорово смотрелся в игре со шведами, хотя снова упустил одну прекрасную возможность. Но тогда Италия выбрала для себя другого, известного всем,  антигероя.

Можно было бы утверждать, что чемпионат мира 2006-го года стал для Дель Пьеро звездным часом, и это было бы правдой. Но, с другой стороны, нельзя сказать, что он был в той команде фигурой знаковой. Фактически Алекс выполнял очень важную и почетную роль – роль дополнительного оружия. Именно оно и выстрелило в полуфинале, когда немцы отчаянно бросились штурмовать ворота Буффона после гола Гроссо, а Джилардино сделал пас своей жизни. “Алекс!!!” – этот вопль комментатора телеканала Sky навсегда заставил забыть все предыдущие ошибки Дель Пьеро в составе адзурри.  А уверенно исполненный  пенальти в финальном мачте только добавил ему вистов. Еще бы! У Италии всегда были проблемы именно с этими проклятыми пенальти, а тогда  Алекс не оставил Бартезу никаких шансов. Это был настоящий триумф, который действительно компенсировал все неудачи, даже Евро-2008, на котором Алекс вновь сыграл весьма достойно, не провалив по большому счету ни одной игры.  Ведь в историю сборной Италии он  войдет именно как триумфатор, как автор гола в полуфинале, как человек, забивший крайне важный пенальти, как один из лучших бомбардиров в истории. Именно это и запомнят люди.

***

Все дело в том, что не всем дано играть за сборную Италии так удачно, как они того заслуживают. Несомненно, что по своему таланту, по тому желанию, которое он демонстрировал, Дель Пьеро вполне мог стать для Италии кем-то вроде второго Паоло Росси. Но “Скуадра Адзурра” – команда особенная, женская, одних она принимает хорошо, а других не очень. Кто-то, сыграв на пределе возможностей один турнир или удачно подставив ногу, навсегда становится легендой, а кто-то, годами честно трудясь в отборочных турнирах,  которые смотрят далеко не все,  не пожинает и малой части заслуженного признания. Но раз тренеры, люди, которые отвечают за результат, всегда везли Алекса на все турниры, то это чего-то да стоит.

***

Однажды наступит тот день, когда Алессандро Дель Пьеро сыграет свою последнюю игру за “Ювентус”. Сегодня мы еще не знаем – уедет ли он в Америку или просто повесит бутсы на гвоздь. В любом случае, это будет очень печальный день, печальный для “Ювентуса” и его поклонников.  Он закончит, пройдет всего несколько месяцев, и его вспомнят, вот увидите!  Вспомнят добрым словом, вспомнят после какого-нибудь промаха очередного “молодого” форварда. И когда “Синьора” получит право на опасный штрафной недалеко от  “точки Дель Пьеро”, обязательно будут искать глазами на поле его невысокую фигуру.  Найдут ли?

***

Когда заканчивал Уэйн Грецки, весь “Мэдисон Сквер Гарден” стоял и скандировал “еще один год”. Сам Грецки со слезами на глазах признался, что еще немного,  и он остался бы еще на один сезон. Кто знает, в жизни всякое случается, и если “Ювентус Арена” скажет в мае свое слово, может быть, синьор Аньелли и передумает. У этого господина есть сердце, он совсем не из породы клерков, я знаю.

***

(курсивом выделены отступления от общей линии повествования)

Тем из вас, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE! 

Другие материалы блога:

Неизвестная Падания

Гамбит Чезаре Пранделли

Италия - Северная Ирландия