13 голов на одном Чемпионате Мира, или как марокканец вошел в историю мирового футбола в составе сборной Франции
18 августа 1933 года в достаточно крупном марокканском городе Марракеш родился Жюст Фонтен. Тогда Марокко была французской колонией, поэтому неудивительно, что парень родился в «межнациональной» семье, – его мать, Мари Долорес Ортега, была испанкой, а отец, Дельфи Луи Мартин Фонтен – французом. Последний работал генеральным инспектором местной табачной фабрики «Табакалера», поэтому финансовых проблем семья почти не испытывала. Стоит заметить, что Жюст был не единственным ребенком в семье. Рядом с ним росло еще шесть братьев и сестер, о которых, увы, нет никакой информации.
В детстве Жюста называли немного иначе – «Хусто», на испанский лад. Поэтому, играя в футбол с местными детьми, его имя порой путали и называли по-разному. Это не мешало развиваться страсти Фонтена к игре. Он уделял ей много времени, несмотря на излишнюю предосторожность отца. Луи Мартин Фонтен считал футбол слишком опасным видом спорта для сына, он будто «предчувствовал его тяжелую травму в рассвете карьеры», поэтому пытался завлечь его более «гуманными» – баскетболом и легкой атлетикой.
Попытки переманить «Хусто» в другое занятие оказались провальными, и он начал играть за молодой местный клуб «AK Марракеш». С ним парень выиграл свой первый трофей – юношеский чемпионат Марокко. Став на нем одним из лучших бомбардиров в 17 лет, в 1950-м году Жюст привлек значительный интерес со стороны клуба «USM de Casablanca». Это был один из трех сильнейших клубов страны, причем остальные два лучших также находились в Касабланке и назывались «Racing Casablanca» и «Wydad Casablanca».
Так начался «взрослый» этап карьеры Фонтена. Условия жизни были не лучшими – жить пришлось в «подтрибунке» на стадионе. Но это только помогло Жюсту сосредоточиться на любимом деле, он тренировался чуть ли не усерднее всей команды, каждую игру улучшал свои навыки нападающего, в общем, как говорится, «рос не по дням, а по часам». Вскоре его в чемпионате стали отмечать как «образцового форварда» и, в итоге, не ошиблись. Команде с таким молодым дарованием удалось взять и чемпионат страны, и Кубок Северной Африки, причем в последнем турнире Фонтен стал лучшим бомбардиром.
Мимо этого события не прошел один из скаутов «Ниццы». Он заинтересовался физической силой и настырностью «Хусто», несмотря на небольшой рост и передал про о своих наблюдениях клубу «с Лазурного берега». Вскоре с «Касабланкой» связались из Франции и вопрос о трансфере был быстро решен. Так, в 1953 году сын Дельфи Луи Мартин Фонтена оказался в стране «свободы, равенства и братства».
«Жюсто» – так стали по-французски звать новичка товарищи по команде в «Ницце». Такой теплый прием стал очень приятной деталью для достижения успеха в новом клубе. В первый же сезон нападающий забил 17 голов и поделил четвертое место в бомбардирской гонке с своим одноклубником Жозефом Уйлаки. Но самым главным событием стала победа в Кубке Франции в том же сезоне: начала Ницца с разгромной победы над «Лансом» со счетом 5-0, закончила волевой победой (2-1) над Марселем. В финале молодому Фонтену отличиться не удалось, турнир закончился для него 4-мя голами.
Дальше – лучше. Под конец сезона нападающий дебютировал в молодежной сборной Франции и в матче против Лихтенштейна оформил свой первый хет-трик на международном уровне. Однако в взрослую сборную его не взяли – посчитали, что он слишком молод и не может тягаться в конкуренции с Эдуардом Каргу, Раймоном Копой и своим одноклубником Джозефом Уйлаки. Но это не помешало Жюсту улучшить свои показатели в сезоне 1954/1955 и забить уже 20 голов в чемпионате, обогнав своих одноклубников и отстав от Гуннара Андерсона из Марселя всего на один мяч. Личный прогресс нападающего и отличная работа главного тренера – аргентинца Луиса Карнильи помогли взять золотые медали «Ницце» в чемпионате страны 1955/1956.
Но, увы, вторая часть сезона для французского нападающего вышла смазанной. Еще зимой к нему обозначил интерес один из лидеров чемпионата «Реймс», что привело к небольшому спаду в игре восходящей звезды. Но это не помешало игроку 7 октября 1956 года дебютировать за взрослую сборную Франции. Команда провела свой матч в Париже с Венгрией – и проиграла 1:2.
Вскоре состоялся долгожданный переход в «Реймс». Клуб продал Раймона Копу в «Реал Мадрид», а Жюста приобрел в качестве замены, за рекордные для французского футбола 10 миллионов старинных франков. Само собой, игрок от этой суммы ничего не получил, это считалось нормой для тех времен. В первый же год «Реймс» ничего не выиграл, однако Фонтен с ходу влился в команду и стал ее лучшим бомбардиром, забив 30 голов. В общей статистике в сезоне 1956/1957 он уступил только Таде Цисовскому из «Расинг Париж» с 32-мя мячами.
Зато «золотым» стал второй сезон 1957/1958, причем во всех смыслах. «Красно-белые» выиграли чемпионат, Кубок Франции, а также Суперкубок. «Жюсто» забил 34 гола за чемпионат, этот результат стал лучшим среди всех нападающих. После этого периода местные СМИ начали всячески заслуженно писать о Фонтене, таким образом сватая в сборную Франции перед Чемпионатом Мира в Швеции. Однако главный тренер национальной команды Альбе Баттё не хотел вызывать нападающего. Все потому, что считал игрока не лучшим партнером для Копы и предпочитал ему также игрока «Реймса» Рене Блияра. Однако травма последнего дала шанс проявить себя Жюсту на самом серьезном уровне. Но дел оставалось много, нападающему «Реймса» предстояло сыграться вместе с главной звездой сборной – Раймоном Копой. Разумеется, Фонтен очень уважал его, а во время контрольных игр перед мундиалем отметил:
«Я играю в сборной, пока в составе нет Раймона Копы».
Как все знают, всё получилось наоборот. У «трехцветных» образовался легендарный дуэт нападающих Раймона Копашевского и Жюста Фонтена. В первой игре группового этапа с Парагваем Хусто оформил хет-трик, затем забил дубль Югославии и в третьей игре с Шотландией забили по голу оба игрока из французской связки. В четвертьфинале сборная Франции обошлась вообще без проблем: была обыграна Северная Ирландия с дублем Фонтена и общим счетом 4:0.
Но Пеле. Дальше команду «трехцветных» ждал 17-летний бразилец с компанией. Они не оставили французам никаких шансов на победу. Звездная связка нападающих сопротивлялась, но смогла соорудить лишь два гола (один Жюста), при пяти бразильских. Таким образом, путь к золотым медалям команды Альбе Баттё был прерван. Осталась надежда лишь на третье место на турнире. Соперник был сложен, Копу и Фонтена ждала Германия с супербомбардиром из «Гамбурга» Уве Зеелером. Однако «Жюсто» был одержим результатом и оформил покер в игре с «немецкой машиной», забив 13-ый гол за 6 матчей, и побив рекорд Сендора Кошича с 11 мячами. Матч закончился с счетом 6:3.
Такой сумасшедший результат журналисты назвали «чертовой дюжиной». По окончании ЧМ-1958, одна из звезд бразильской сборной Диди сказал:
- «Мне он напомнил моего товарища Адемира. Этот человек из тех, кто в 9 случаях из 10, получив мяч, сразу отправляет его в сетку. Если бы он играл в Бразилии, всё это время был бы общим кумиром».
Предложения других клубов по трансферу начали поступать достаточно часто. В французский клуб из Мадрида вернулся Раймон Копа. Однако Фонтен остался, продолжив радовать болельщиков своей «игровой связкой» с товарищем. Так, в 1959-м «Жюсто» помог «Реймсу» дойти до финала Кубка Чемпионов, забив 10 мячей. Однако, в финале клуб проиграл «Реалу». Годом позже нападающий еще раз помог своей команде завоевать трофей чемпионата Франции, но в игре с одним из аутсайдеров «Сошо», соперник очень неудачно подкатился под нападающего, что сломал ему ногу сразу в двух местах. Полгода Фонтен ходил с гипсом на ноге, он боролся за скорейшее возвращение в строй. У него получилось. Все в том же 1960-м.
Футболист вернулся на поле в победном матче с Болгарией, но спустя пару месяцев опять сломал ногу. Эта травма стала судьбоносной – Жюст больше так и не вернулся на поле. А ведь ему было всего лишь 28 лет.
Позже нападающий вспоминал свои мысли в тот переломный момент:
- «Если бы я мог продать душу дьяволу, чтобы продолжить играть, я бы не колебался ни секунды».
После окончания карьеры, Жюст Фонтен женился на парижской девушке Арлетт и решил пробовать себя на разных должностях в футбольной сфере. Ему удалось поработать и тренером «Тулузы» (1978-1979), «ПСЖ» (1973-1979), сборных Марокко (1980-1982) и Франции (1967). Но как такового успеха он, увы, на мостике руководителя команд, кроме, пожалуй, ПСЖ не добился. Новоиспеченный клуб у Фонтена получилось вывести в высший дивизион.
А назначение на пост главного в национальную команду «трехцветных» обернулось полным провалом. Несмотря на то, что сборная начала разваливаться еще при Герене в 1966-м году, перед Фонтеном поставили задачу реанимировать команду и вернуть ей традиционный стиль. Однако не вышло. После поражений в Париже от СССР (2:4) и от Румынии (1:2) его уволили.
Позже «Жюсто» работал и журналистом, и руководителем «Профсоюза футболистов Франции». Там его любили и жаловали, сотрудники придумали Фонтену кличку «Сен-Жюсто», а игроки звали «коммунистом». В итоге нападающий основал свой бренд спортивных товаров, который сейчас сотрудничает с «Lacoste».
Но последние годы, как говорит жена бомбардира Арлетт, – «В последнее время Жюст немного устал. Этому человеку уже 85 лет, а не 20». Он находится на заслуженной пенсии, общается с внуками – к слову, один из них решил стать вратарем, чтобы «рекорд» его деда не был побит. А ведь в ближайшее время и вряд ли будет.
Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Бенеттон.
Вот тут-то и выручил нападающий второго состава Стефан Брюэй, у которого с Фонтеном был один размер ноги.
И все 13 своих голов на чемпионате мира Жюст Фонтен забивал именно в бутсах с «чужого плеча»."©
Любопытная штука, а что было бы, не окажись такого коллеги, или они бы конкурировали за место в составе, или просто Стефан бы оказался жадным? 😉