6 мин.

«Розы», интернет и демократия. Чему команды РФПЛ могут поучиться у «Сиэттл Саундерс»

План был такой: на матчи клуба «Сиэттл Саундерс», образованного в 2007-м, в среднем будет ходить по 12 тысяч человек. Открываем статистику сезона-2012. Домашние матчи «Саундерс» в регулярном чемпионате в среднем посещало 43144 человека, в плей-офф – 39758. На дерби «Сиэттл Саундерс» – «Портленд Тимберс» пришло 66542 зрителя (в исключительных случаях для футбольных болельщиков открывают второй ярус). В чарте посещаемости английской премьер-лиги «Сиэттл» занял бы место в первой десятке. В аналогичном рейтинге российской премьер-лиги  «Саундерс» вышли бы на чистое первое место, примерно вдвое опережая и «Терек» и «Спартак».

Популярность «Сиэттла» не завязана на интересе публики к звездам мировых масштабов, на старости лет все чаще едущим на заработки в Америку. Конечно, в «Сиэттле» третья по размеру зарплатная ведомость, а несколько лет назад здесь выступали Кейси Келлер и Фредрик Юнберг, но сейчас тут нет ни Бекхэма, ни Робби Кина, ни Тьерри Анри (хотя, похоже, скоро будет Обафеми Мартинс). «Сиэттл» -  это и не про «глорихантинг»: в прошлом сезоне «Саундерс» вышли в финал конференции (условно говоря, назовем это полуфиналом), но проиграли. «Сиэттл» ни разу не становился чемпионом, а судя по тому, как масштабно «Гэлэкси» рекрутируют европейских звезд, еще долго не будет главным фаворитом.

В чем же секрет безумной популярности «Сиэттл Саундерс»? Почему клуб получает восторженные отзывы даже от таких людей, как комиссар НБА Дэвид Стерн?

В «Сиэттле» сразу поняли, как важно дать болельщику понять, что клубу не плевать на его мнение. «Главное для нас было не допускать ошибок на старте. Что-то исправить после запуска уже очень сложно», – говорит Эдриан Хэнауэр, генеральный менеджер (грубо говоря, спортивный директор) «Саундерс». Работа с потенциальными владельцами сезонных абонементов началась задолго до того, как игрок «Сиэттл Саундерс» нанес первый удар по мячу.

Именно жители Сиэтла выбрали название для команды – вариант «Саундерс» набрал больше всего голосов в опросе, проведенном через интернет. Директор по развитию Барт Уайли рассказал ESPN Magazine, что клуб с самого начала сделал ставку на молодых людей, увлеченных новыми технологиями. Работники клуба присматривают за качеством обратной связи в Сети – в частности, следя за тем, чтобы болельщики заполняли различные онлайн-опросы.

Руководство «Сиэттла» наладило партнерские отношения с «Сихокс» - городской командой НФЛ. Больше половины работников «Сихокс» также устроены в «Саундерс» – считается, что в 2007-м это помогло организовать безупречный запуск новой франшизы, а результатом «мозговых штурмов» представителей двух организаций, в частности, стал спонсорский контракт с Microsoft.

Самый же радикальный ход «Сиэттла» – допустить болельщиков к управлению командой. Эта идея пришла в голову одному из владельцев команды, американскому телеведущему Дрю Кэри, вдохновленному испанской концепцией socios. Каждые четыре года болельщики «Саундерс» выбирают генерального менеджера. Более того, выборы вообще можно провести в любой момент. Для этого нужно согласие двадцати процентов членов «Альянса» – официальной фанатской группировки «Саундерс». Голосовать могут владельцы сезонных билетов, а также члены «Альянса», регулярно делающие взносы. Надо отметить, что болельщики имеют право распоряжаться только лишь судьбой уже нанятых менеджеров – выбирать нового ГМ в любом случае будут представители клуба. Первые перевыборы состоялись в прошлом году – Ханауэр сохранил должность.

Маркетинговый отдел «Саундерс» придумывает яркие, запоминающиеся кампании. Накануне первого матча клуб выпустил 20000 шарфов. Они полагались покупателям сезонных абонементов, их бесплатно раздавали на улицах города, а еще десятки «роз» расцвели у самых известных мест в Сиэттле – и не только, рассказал Sports.ru Джеремия Ошан, куратор популярного блога Sounder at Heart.

Еще одна громкая кампания – серия открытых просмотров Seattle Sounders Super Search. Награда лучшему игроку – место в заявке «Саундерс». Все это показывали по телевидению. Болельщики и здесь получили право голоса – именно они выбирали одного из четырех финалистов. Победителем конкурса стал 20-летний студент Винициус Оливейра, подработывавший баристой.

Стать звездой профессионального футбола Оливейре все же не удалось, но, по крайней мере, он съездил с командой на пару сборов.

И да, у «Сиэттла» есть настоящее дерби – против «Портленда». Классическое для американского соккера противостояние, еще в 70-е привлекавшее десятки тысяч зрителей.

Привлекать новых болельщиков «Саундерс» помогают и те, кто уже несколько лет посещает каждый матч «Сиэттла». Поклонники МЛС часто говорят, что удовольствие от похода на стадион «СенчериЛинк Филд» можно получать, вообще не следя за игрой.

До матча:

«СенчериЛинк» во время матча:

Баннер в честь тренера Сиги Шмида

«Саундерс» считается командой, которая с удовольствием делится опытом привлечения болельщиков. Конечно, прежде чем посылать своих представителей в Сиэттл, надо понимать, что «Саундерс» не придумали формулу успеха из ничего, которую можно легко экспортировать в любую точку планеты (в частности, сложно представить, что фанаты российских топ-клубов когда-либо получат возможность выбирать спортивного директора). Речь, скорее, о том, как менеджмент сумел грамотно распорядиться хорошими исходными данными. Сиэттл всегда был футбольным городом: еще до того, как «Саундерс» присоединились к МЛС, большие толпы людей приходили на связанные с футболом мероприятия, а собрать деньги на строительство «СенчериФилд», помогло обещание, что на новом стадионе будут играть не только в американский футбол, но и в соккер.

«Многие из нас так до конца не понимают, почему клуб стал так популярен, – признается Джеремия Ошан. – «Саундерс», конечно, повезло: клуб появился через несколько месяцев после того, как из города уехала команда НБА. У бейсбольных «Маринерс» дела тогда не шли – как и у «Сихокс» в NFL. Появление «Саундерс» стало позитивным событием, зацепившим внимание людей. Однако успех превзошел любые ожидания, хоть мы всегда и верили, что у клуба все будет хорошо».

Тем не менее, когда Хэнауэр говорит, что менеджеры клуба не имеют никакого отношения к взрыву посещаемости «Саундерс», любому ясно, что генеральный менеджер лукавит. Часть болельщиков иногда беспокоится, что клуб перестанет развиваться и соккер-бум в Сиэттле закончится. «Если «Саундерс» зазнаются, если начнут нанимать идиотов, все тут же рухнет», – гласит пессимистичный пост на гостевой «Сиэттла». К счастью фанатов «Саундерс», все указывает на то, что в клубе думают не только о сегодняшнем дне. «Если мы когда-нибудь решим, что ничего делать не надо, ведь в субботу и так все придут, нам крышка», –  говорит Хэнауэр. Другой акционер клуба, бывший президент Walt Disney Studios Джо Рот, рассказывает, что плохо спит по ночам. Мешают мысли о том, что надо сделать, чтобы на «Саундерс» ходило еще больше людей.

Новый сезон МЛС начнется 3 марта.

Объединенный чемпионат. В чем секрет популярности MLS

Major League Soccer – 2013. Превью сезона. Часть первая

Major League Soccer – 2013. Превью сезона. Часть вторая