10 мин.

Итурральде Гонсалес: «Класико судить легче всего»

Итурральде Гонсалес, испанский специалист, в прошлом году закончивший карьеру рефери после 17 лет в Примере, дает интервью газете Marca. Помимо прочего, бывший арбитр отмечает, что игры между Реалом и Барселоной являются самыми легкими в его работе.

Неужели Класико – самые легкие матчи для судейства?

Поверьте мне, самые тяжелые матчи это игры между соперниками из нижней части таблицы, они являются просто невыносимыми. Но Класико, в плане судейства, такими не являются. По крайней мере, если мы говорим о тех Класико, которые судил я. Фолы были достаточно очевидными. Другое дело – давление, связанное со СМИ и людьми с улицы, которые критикуют твою работу, здесь ты уже не контролируешь ситуацию. 

Вы судили три Класико. Что чувствовали, когда вас назначали на эти матчи?

Сердце ёкало.

Было страшно судить самый первый матч?

У меня сохранилась фотография с двумя капитанами: Гвардиолой и Санчисом. До начала матча я чуть не расплакался. «Неужели это со мной наяву!». Потом я удалил Роберто Карлоса на восьмой минуте за подкат Луиша Фигу и оставил «Мадрид» вдесятером. Я судил мой первый Класико в 27 лет, а там бушевали такие звериные страсти. Барса выиграла 3-0.

В действительности, Барса выиграла все три матча.

3-0, 0-3 y 5-0. Другими словами, 11-0 в пользу Барсы в сумме. Статистика есть статистика [пожимает плечами], ее невозможно отрицать.

Можете повторить то, что сказал вам однажды Икер Касильяс?

Икер – хороший друг, но однажды он сказал мне: «Иту, я тебя очень люблю, но, черт возьми, не берись больше судить наши матчи, пожалуйста!» [смеется]. Потому что за эти 17 лет есть и другая статистика: больше всего раз Реал проиграл на домашнем стадионе «Бернабеу», именно когда судил я. А на втором месте мой дедушка, который также работал арбитром.

Вы работали в сфере, где существует много критики.

Есть расхожая фраза: «Ты только тогда становишься арбитром, когда сталкиваешься с игрой таких гигантов, как Мадрид и Барса». То есть, когда начинаются серьезные проблемы. У меня они появились в первый же год работы. Ехал судить на «Бернабеу» и люди, конечно, освистывали меня. Однажды ко мне подошел Фернандо Санс, отличный парень, между прочим, и сказал: «Не переживай, я сын президента [«Реала»] и меня освистывают еще больше». Люди прикрепляют ко мне ярлыки барселониста и антимадридиста, но я уверяю, что это не так. Я болею за «Атлетик».

Вы открыто объявили о своих пристрастиях, еще когда активно работали.

Ну, конечно. И пусть не говорят, что арбитр не болеет ни за одну команду. Если ты любишь футбол, то неизбежно болеешь за какую-нибудь команду. И я скажу больше: когда мне пришлось судить один товарищеский матч «Атлетика», я пережил один из худших моментов в своей жизни. Потому что в такие дни до такой степени стараешься быть справедливым, что перестаешь быть объективным. 

Когда же меня назначали на Класико, могу уверить, самые тяжелые моменты я переживал дома... Мой отец, тоже арбитр в прошлом, был страстным мадридистом. Белая ворона в семье! Я это, кстати, рассказал и Икеру однажды! [смеется].

Вам никогда не звонили прямо перед началом Класико? (намек на возможный подкуп или угрозу – прим.переводчика)

Ни разу. Если бы это случилось, я бы тут же оставил судейство.

Из трех матчей Класико в каком пришлось тяжелее всего?

Я наслаждался всеми тремя. Но это правда, что в одном из них возникли трудности. Это один из первых Класико, в котором градус напряжения стал запредельным. Барса выиграла 5-0, но ничего трудного для судейства в самом матче не было.

Пеп и Моу на скамейках. Были моменты, когда вы чувствовали себя под прессом их мнений?

Я всегда выхожу на поле с мыслью о том, что в курятнике должен быть только один петух. То есть, на поле только один главный. И им был я. Тренеры знают, какими рефери еще можно более или менее вертеть, как им хочется. Я же всегда был очень вспыльчивым, никогда не держал долго в себе, и тренеры команд это знали. На самом деле, я не очень обращал внимание на их замечания, я их и не слышал. [пауза] Не понимаю. Когда смотришь матчи по телевизору, слышишь как тренер ругает отдельных игроков, но в самой игре на поле едва ли можешь разобрать что они кричат. Наверное, это происходит от того, что слишком сосредоточен на матче.

Две команды, два разных стиля в игре. Как это определяет работу арбитра?

Легче всего судить Барсу и Мадрид. Однажды Пеп сказал мне: «В нашу пользу назначают меньше пенальти, чем в пользу Реала». Все имеет свою логику, так я ему и ответил. [берет бумагу и начинает рисовать] Дело в том, что Барса скрупулезно продумывает каждую игровую ситауцию. Много команд играет, как недавно «Милан», с десятью игроками без мяча. А Барса играет, как гандболисты, пасует, пасует, треугольно пасует, и когда видит возможность, проталкивает мяч сквозь линии, сквозь стену защиты.

Когда все это происходит, арбитр находится в 35 метрах от события в штрафной. И когда возникает ситуация с пенальти, ты ничего не можешь рассмотреть, впереди тебя целая армия игроков, которая мешает видению.А Реал, наоборот, часто играет в контратаки, совершая очень быстрые, вертикальные ходы. Если Барса теряет мяч, Мадрид незамедлительно идет в контратаку. Роналду один, Пике один, поле хорошо просматривается, все удобно для обзора, и пенальти увидеть нетрудно. С Барсой приходится быть собранее, чтобы не затруднить игру. Их стиль игры не такой вертикальный.

И это является наибольшей трудностью?

Знаете, когда Барса теряет мяч, обязательно ожидаешь, что грядет какая-то невероятная контратака. К примеру, сосредоточим внимание на Криштиану. 89 минута, угловой у ворот Реала, вынос мяча, и за 8,5 секунд мяч уже находится в противоположной зоне. После того как пробегал весь матч, попробуй-ка успеть за этой бестией! Начинаешь думать: если будет явное нарушение, надо свистеть, а если нет, пусть забивает. Еще одна головная боль – сохранение мяча у боковой, к примеру, возьмем Алвеса или Педрито. Они знают этот элемент игры наизусть, однако часто и успускают мяч за боковую линию. Все-таки в матчах Класико арбитр не хочет, чтобы было много серых, неинтересных моментов. Поэтому не свистишь. Но это всегда поднимает полемику. Здесь лучше сразу определиться, свистеть в таких мелких моментах или нет.

В целом, будучи в эпицентре событий, вам пришлсоь услышать немало в свой адрес.

Я был первым, кто шел выговаривать готовящимся активно протестовать. И как же я их бранил! Но все споры всегда оставались на поле.

Есть футболисты-подхалимы?

Еще как, черт побери, уйма! «Послушай-ка, Итурральде, ты сегодня работаешь на славу», – говорили мне частенько. Тебе буквально начищают свисток до блеска, чтобы переманить на свою сторону, все пытаются тебя умаслить. Вспоминаю Мейи, из «Бетиса», который говорил: «Иту, как же ты хорош, ну ты и монстр!». Однажды я ответил ему: «Это ты монстр, а я не я, заткнись хоть на минуту!».

А другие начинают комментировать весь матч. «Бла бла» начинаются с первой минуты: «Там же фол, Иту!», «Будь внимателен!». А я к ним подхожу и говорю: «Что, сегодня комментатором на радио подрабатываешь?» [смеется]

И, конечно, есть те, кто рта не раскрывают за весь матч?..

И знаете кто это? Гении. Большая неудача в моей жизни это то, что мне так и не посчастливилось судить в игре Марадону, но я судил матчи с участием других гениев: Криштиану, Месси, Ромарио, Роналдинью, Зидана, Роналдо, Иньесты. Они не болтали почем зря, они полностью посвящали себя игре в футбол. 

Вы не упомянули Хави.

Хави, говорю по дружбе, конечно же, тоже гений. Но он как раз из тех самых комментаторов на радио!! [продолжительно смеется] Он еще любит ругаться и спорить. Мне нравилось опускать игроков с небес на землю, подшучивать немного, дразнить их, чтобы снять напряжение и еще потому, что есть игроки, которые не воспринимают твои решения всерьез. Я думаю, что клубам следовало бы иметь в составе преподавателей-арбитров, чтобы игроки смолоду знали, что из себя представляет работа рефери на поле.

Как вы сказали, вы опускали их с небес на землю?

Да, однажды Месси забил один из тех голасо, когда он обыгрывает по 200 человек на пути к воротам, и когда он возвращался на середину поля, он задержал на мне взгляд и я ему сказал: «Эй, не смотри на меня так, я-то такие забивал, счету не было!». А он на меня посмотрел, словно говоря: «Ну и придурок!».

А есть история с игроком «бланкос»?

Как-то я подошел к Хаби Алонсо и спросил, можно ли немного подразнить Криштиану, он сказал, что можно. Перед началом второго тайма на «Бернабеу» я подошел к Криштиану в коридоре и говорю: «Слушай, Криштиану, ну ты и трепач, слишком много болтаешь». Тот буквально застыл и отвечает: «Но я никогда не говорю лишнего о судьях! Я ничего такого не говорил». А я: «Да нет, я не про это. В одном из интервью ты сказал, что лучше всех играешь в настольный теннис. Так вот знай, что номер один по игре в пинг-понг это я». Он посмотрел на меня сверху вниз и сказал: «Я номер один и на поле, и в игре в пинг-понг» и убежал. [смеется] В другом матче мы разминались перед игрой и я увидел, как Криштиану издалека показывает жесты розыгрыша мяча в пинг-понге в мою сторону.

Так и остался этот матч несыгранным между вами и Криштиану?

[Улыбается] Но веселее всего было шутить с Хоакином. Матч Валенсия – Барса, он приблизился ко мне и выдал: «Иту, сделай что-нибудь. А то я только и делаю, что бегаю и, кажется, только раз дотронулся до мяча. Так что, ты помоги как-нибудь, а то я только и бегаю весь матч». Всегда ясно, когда можно себе позволить и пошутить. В Класико, например, в котором счет 4-0, особо не пошутишь. Я был чудаком в судейском корпусе. На одном из строгих собраний, я гримасничал без удержу. Не знаю, как уж они меня столько лет терпели!

Просили ли вы когда-нибудь прощения за свою ошибку на поле?

Да. Однажды когда готовился к своему следующему матчу, посмотрел свой предыдущий  по телевизору. И потом отметил на собрании: «Прошу прощения, здесь не было пенальти, сплоховал». Конечно, я ошибался, без этого никак, но я свистел в моментах то, что видел, без злого умысла. В одном матче приходится принимать до двухсот решений и, если кого-то я обижал своим решением или навредил, я просил прощения. «Я ошибся, это правда». Так я обычно я говорил.

Как вы воспринимаете идею ввести пятого арбитра у ворот? Вы в этом вопросе на стороне Платини или Блаттера?

ФИФА больше выступает за введение технологий, а УЕФА за пятого арбитра. У них есть данные исследований: в нынешней ЛЧ больше забили мячей головой и было меньше фолов, потому что если есть еще один человек за воротами, игрок меньше фолит и не хватает другого игрока в прыжке, и тот забивает. Таким образом, футбол становится чище.

В итоге?

Надо попробовать, почему нет. Мы не решаем эти вопросы. Решают высшие инстанции и среди совещающихся нет арбитров. Знаете, мы из поколения Каналь+, мы все видим по телевизору, все моменты. Они этого не понимают, потому что они другого поколения. Что по телевизору прекрасно видно с разных углов, на поле не увидишь, поверьте. Новые технологии нас просто убивают.

Неравная борьба?

Танки против рогаток. Давайте представим, что ответственность перекладывают на другого. Можете представить, что будет, если на следующий день будет собираться Комитет и просматривать весь матч целиком и увидит, что один игрок грубо играет, тогда назначат пенальти заочно и отберут три очка у команды? Или удалят игроков? Нет, пусть уж все решает арбитр во время матча. Пусть он зарабатывает себе геморрой.

Какие-нибудь слова напутствия Ундиано Мальенко и Пересу Ласа?

Наслаждайтесь, пока есть возможность, только потом осознаете, чего не хватало. Быть бок о бок с такими людьми это уникальный шанс. Еще до сих пор не могу осознать, что был среди футбольной элиты на протяжении 17 лет. Теперь, когда смотрю телевизор, восклицаю: «И я-то там был!»

Чего вам не хватило?

Отсудить матч Бока – Ривер. Мне рассказывали, что вот там-то давление запредельное. Другая планета. Это то, чего мне больше всего хотелось, поработать на таком матче. Это даже важнее для меня, чем Чемпионат Мира.

Источник: marca.com