12 мин.

Мысли вслух, или немного о фильме

Свое отношение к игровому спортивному кинематографу я, в принципе, уже высказывал ранее – оно несколько настороженное, поскольку  хороших художественных фильмов о спорте просто не было. Их очень сложно делать, совмещая кинодраматургию и спортивную составляющую.

Сейчас я скорее об обстановке вокруг этой работы, об обстановке, господствующей на ТВ и в других СМИ. А она, эта обстановка, тянет за собой шлейф, мягко сказать, необъективности, и, скажу резче – искажения спортивной истории и фактов. И ладно это было бы просто рекламной компанией фильма – здесь коммерция должна выходить на авансцену, и это естественно, но налицо подключение в полной мере всей государственной пропагандистской машины. Как же, сам президент взялся играть в ночной хоккей и помогать производить, так недостающих сегодня для сильного государства спортивных героев и идолов!

Сразу скажу, я ничего не имею против великого советского хоккеиста Валерия Харламова, и всей его киношной истории. Фильм, я повторюсь, не смотрел, но, даже по тем отрывкам и роликам уже можно судить, что из фигуры главного героя попытались слепить образ эдакого русского супермена, своеобразного хоккейного Гагарина. А из знаменитой Суперсерии 72-го года изобразить чуть ли не победу в третьей Мировой войне!

Честно горя, немного смешно, и грустно одновременно, видеть на презентации фильма молчаливых или выдавливающих из себя короткие слова для интервью ТВ других героев хоккея того времени. Лучшего, по мнению канадских специалистов, игрока Серии  - Александра Якушева, капитана и лидера Сборной – Бориса Михайлова, партнера Харламова по тройке – Владимира Петрова, великого Александра Мальцева, поигравшего в «Динамо» и в сборной страны в более сорока различных звеньев. Они, как и другие игроки той нашей сборной, не менее Валерия могут и должны стать легендами мирового хоккея. Харламов, и с этим вряд ли кто поспорит, был великим хоккеистом, но лучшим ли, даже в свои времена? О нем запросто можно сказать – он был первым среди равных. Или, действительно, в печальной русской традиции – для того, чтобы стать легендой нужно умереть молодым!? Уйти на взлете, чтобы о тебе вспоминали с придыханием!?

Но ушли уже из жизни Валерий Васильев – человек, впервые сокрушивший в кулачной драке забияк-канадцев, трехкратные олимпионики и к тому времени ветераны Виктор Кузькин и Александр Рагулин, Геннадий Цыганков – защитник, проведши один из немногих игроков, все 8 матчей той серии. Паладьев и Мишаков, Солодухин и вратарь Сидельников. Кстати, для сравнения – из всех игроков той сборной Канады покинули бренный мир только двое – запомнившийся многим лысый драчун – Гэри Бергман и форвард – Билл Голдсуорси, хотя по среднему возрасту канадцы были намного старше.

Харламов, безусловно, был одной из ярчайших звезд нашего хоккея и той знаменитой Суперсерии, но, я считаю, не самым-самым. Да, в московских матчах тренер Канады Гарри Синден дал специальное задание Бобби Кларку по выключению из игры нашего лидера – Валерия Харламова. Но, тот же Якушев, Як-15, как прозвали его канадские журналисты, стал лучшим бомбардиром (7 голов + 4 передачи, для сравнения – Харламов, как и Шадрин – 3+5, Петров – 3+3, Михайлов – 3+2 ). Великолепно выглядела вся первая пятерка, можно вспомнить и первый гол советского хоккея в ворота профессионалов НХЛ, который забил Евгений Зимин, замечательную игру молодежной тройки: Лебедев-Анисин-Бодунов. О Третьяке можно говорить отдельно -  не зря он после тех игр стал в Северной Америке олицетворением советского хоккея, как и Харламов, но ему, так точно, сегодняшней славы хватает. А, вот, о ком, о ком, так о нападающем Владимире Викулове (2+1) власть могла и вспомнить, и позаботиться, поскольку он сейчас превратился в самого настоящего бомжа и живет на Павелецком вокзале!

Еще раз повторю, все, о чем я пишу – это не о фильме, но о жизни и шумихе вокруг него. Опять же, мне возразят, что, мол, судишь, когда не смотрел (как тогда по поводу романа Пастернака – не смотрел, но осуждаю). Повторюсь – я сужу не о фильме…

Теперь несколько слов о противоречивой фигуре Тарасова, которая, как я понимаю, стала в фильме чуть ли не основной. Ну, если не в одном ряду с главным героем, то все время рядом. Ничего не буду говорить об игре актеров, хотя понятно, что чисто внешнее сходство Данилы Козловского сыграло на руку авторам. Но, зато внешность великолепного артиста Олега Меньшикова, по моему скромному мнению, ну, никак не работает. Да, понятно, что это не главное, что талант артиста помог ему, по признанию всех знавших Анатолия Владимировича, раскрыть характер большого тренера и человека. Одна ремарочка – как бы не гримировали Меньшикова, но отделаться от разницы в восприятии этих фигур мне лично никак не удается. Хотя по возрасту, они почти ровесники событий (Тарасову в 1972 году было 54, а Меньшикову сейчас – 53) . Однако актер сейчас выглядит молодым красавчиком, а тренер тогда напоминал глубокого и толстого старика. Но, да и бог бы с ними, этими впечатлениями.

Главное в другом. Насколько я понял, в фильме, и, в особенности, в фоне вокруг него сейчас пытаются слепить образ несокрушимого и единственного творца всех побед советского хоккея, творческого и неподкупного, прогрессивного во всех смыслах великого тренера всех времен и народов. А что, не было у нас разве других тренеров, продвигавших различные течения отечественного хоккея с шайбой. Как тут не вспомнить Николая Эпштейна с его великолепной школой в Воскресенске, Столярова и Соколова в Челябинске, Богинова в Горьком, или Николая Карпова, не говоря уже, естественно, о Боброве! Опять напоминает ту же методику сотворения кумиров посмертно, да еще по прошествии довольно длительного времени.

А при жизни фигура Тарасова, во многом, была противоречива, с оттенком скандальности. Характер у Анатолия Владимировича  был, мягко говоря, тяжелый, говоря точнее – диктаторский. Да, и методы тоже чисто советские (военно-командные, голос и затыкание ртов) . Своего великого соперника Боброва он просто ненавидел, Чернышева не любил, но терпел рядом с собой, как неизбежное зло.

Бобров был великим игроком в футбол и хоккей, был великим тренером, но применял другие методы – работал через доходчивость игровых идей и добро, простоту и задушевные беседы, добычу своим спортсменов каких-то благ. Именно за это Тарасов ненавидел его больше всего. Очень хорошо борьба двух титанов советской тренерской школы показана в другом фильме о хоккее – сериале «Хоккейные игры».

Тарасов был практиком и теоретиком хоккея одновременно, этого у него не отнимешь, а его книги: «Совершеннолетие»,  «Хоккей грядущего» показали пути развития спортивных игр, и, кстати, до сих пор стоят у меня на полке. Он путем диктата и мобилизации создал великий клуб ЦСКА, с успехом командовал в сборной, но, когда в оттепель 60-х так работать стало невозможно, к нему приставили более мягкого и человечного Чернышева, а затем и вовсе убрали после Саппоро-72. К его заслугам, несомненно, можно добавить тот факт, что он не боялся профи из НХЛ и всячески добивался встречи с ними, но, когда об этом договорились, его же и убрали из сборной, и поставили Боброва, поскольку боялись вспыльчивого и неуемного характера Анатолия Владимировича – мало ли что там мог он выкинуть!

Кстати, тот эпизод, который показали по ТВ, когда он запретил выходить на лед своим игрокам из ЦСКА, якобы из-за несправедливого решения судей – явное передергивание фактов. Там судьи были правы, но проигрывал его ЦСКА не кому-нибудь, а «Спартаку» Боброва!!! И Брежнев там был ни при чем, он никогда не болел конкретно за «Спартак», а был всегдашним почитателем всего хоккея. Тогда в 67-м ходили слухи, что его наказали за скандал с Гречко, когда Анатолий Владимирович требовал себе генеральские погоны, но Гречко сказал, что спортивных генералов при нем не будет. Тарасова наказали, сняли почетные звания, но, потом, за победу над Чехословакией на олимпиаде в Гренобле, все вернули.

 И еще о его методах воспитания и тренировок. Действительно, Тарасов, как и Лобановский в футболе, только значительно раньше в хоккее перешел к мощнейшей интенсификации тренировочного процесса. Да, еще в отличие от Лабана спортивной медицине он не доверял, а делал многое на глазок, гонял своих питомцев до семи потов, а бывало и до смерти. Сейчас помалкивают, но именно из-за его диких нагрузок умерли два великих хоккеиста – защитник ЦСКА Эдуард Иванов и защитник «Спартака» и сборной Виктор Блинов. Его питомцы из знаменитого ЦСКА 60-х: Локтев, Альметов, Александров, во-первых, закончили играть в 28-30 лет, и, во-вторых, достаточно рано ушли из жизни, как и великий Фирсов. А комплектация сборной страны – всем было известно, что для попадания в главную команду надо было перейти в ЦСКА, на худой конец – в «Динамо» или «Спартак». Кроме незаменимого вратаря Виктора Коноваленко в сборную просто не брали игроков из Горького, Челябинска или Воскресенкска.

Вспомню и его попытку тренировать футбольный ЦСКА от известного тренера Александра Игнатенко из моего интервью с ним:

- Вы даже отметились в ЦСКА?

- Это отдельная история. На первенстве Вооруженных Сил в Севастополе отыграл сильно, забил несколько голов, из них большинство со стандартов. У меня была по штрафным всегда хорошая статистика. Даже потом, когда я доигрывал в Липецке (в 38 лет) центральным защитником, довелось со штрафных за три года забить 27 мячей. Так вот, весной 75-го на «вооруженке» меня присмотрел второй тренер ЦСКА Юрий Иванович Беляев, и в СКА пришла телеграмма за подписью министра обороны о переводе в Москву в ЦСКА. Хотя я уже дослуживал и  собирался по осени возвращаться в Луганск, но тут ничего не попишешь – приказ министра. А в ЦСКА тогда главным был Анатолий Владимирович Тарасов – его бросили спасать армейский клуб (ЦСКА шел плохо). Правда, закончилось это впоследствии тем, что команда, чуть было не вылетела вообще  из вышки.  Не буду говорить ничего плохого, но Тарасов пытался перенести свои хоккейные методы на футбол и «загнал» футболистов своими атлетическими упражнениями донельзя. В футболе он попал явно не на свое место, Бобровым он не был. Поднимал в 6 часов - и вперед, Тарасов рядом на Ленинградском проспекте жил и приходил рано. Да, многие ребята получили серьезные травмы в залах на деревянном полу, работая со штангой, блинами. Витя Рывков получил искривление позвоночника, один парень из Брянска даже порок сердца заработал и закончил играть.

- Тарасов был известен своим радикализмом.

- Это точно, хоккейные методы у него не проходили. Я еще, когда только приехал из Киева, на плацу в Архангельском на базе представился Тарасову, а был одет по гражданке, так он сразу: «Это что такое! Ну-ка, быстро его в сапоги, это армия, молодой человек». Но я заиграл в ЦСКА неплохо, вышел сразу в основе в Ростове, дома с Ереваном. На Песчаной в Москве с Днепропетровском за дубль забиваю гол в первом тайме, и меня меняют (чтобы назавтра в основе выпустить), а перед этим я уже сказал Беляеву (с нами работали  Бубукин, Маношин, Шестернев – что не имя, то легенда),  что после дембеля уеду домой. И тут Тарасов устраивает мне разнос: «Вы не хотите играть за Центральный клуб Армии? Отправить его туда, куда Макар телят не гонял!»  Я в шоке, вроде и гол забил, и с Сашкой Тархановым (он как раз из Красноярска приехал) сыгрались, а тут начальник команды Блудов был готов исполнить этот приказ. Оказывается, Беляев уже всё Тарасову по-своему преподнес. Но потом всё утряслось, помог начальник киевской команды Владимир Гансович Отт, который был в добрых отношениях с ЦСКА, он и помог всё решить нормально».

Я вовсе не хочу сказать, что Тарасов был чудовищем, но я и против того, чтобы его идеализировать, как это делается сейчас в том же фильме. Да, Тарасов выведен в фильме как спутник карьере Харламова. Неотъемлемая деталь. Пусть не такой, каким мы его себе представляли по чужим рассказам, но и не сильно далеким вроде бы от этих рассказов. Не соврали. По-другому, наверное,  нельзя выводить в фильме великую личность.

Да, это не документальный фильм о Суперсерии. Это художественный фильм об одном человеке, жившем на свете. Почему именно Харламов? История его жизни смотрибельно ложится в художественный фильм. Взлеты, падения, снова взлеты, любимец публики, безусловно. В конце трагическая смерть, не на взлете, но еще в полете. ..Да, кто пойдет на документальный фильм в кинотеатр, кто его будет смотреть дома? Я думаю, подавляющее меньшинство. Фанаты спорта, для нас снято таких фильмов много. Художественный фильм об одном человеке дает возможность, в отличие от документального, привлечь внимание к истории людей от спорта далеких. Молодое поколение, растущее в абсолютно другом социальном строе и в другом веке. У них другие герои, и прошлый век для них не более чем прошлый век. И это восприятие с точки зрения одного взятого человека ни фига не обман. Это триумф и трагедия когда-то обычного пацана откуда-то. И это я тоже понимаю, все правильно. А по легендам - они все, ребята из той сборной,  и есть уже легенда!

Вот, только не хотелось бы сравнения Суперсерии с великим историческим событием, как пытаются его представить в СМИ. Отдельно в истории спорта - да, но не в мировой и даже отечественной! Мне скажут, что во мне говорят болельщицкие чувства, но дело тут не в «Спартаке», ЦСКА, «Динамо» или «Крылышках». Опять же не по самому фильму, но по информационному потоку вокруг него - ДЕЛО в создании мифов. Может с государственной точки зрения это и правильно, но с человеческой - нет. Хотите снять человеческую историю о простом парне, добившихся огромных высот в спорте – пожалуйста: психологичность, любовь, спорт, как общий фон, хороший парень, плохие канадцы - все это нормально. Собственно, насколько я понимаю, авторы работы именно такую цель и преследовали, но сам фильм лег на унавоженную почву и... понеслось.

Вот, против чего я в принципе. Я все эти матчи помню, как сейчас, мне было 15 лет, и я к тому времени сильно увлекался хоккеем, как и все в той стране. Но я уже тогда собирал спортивную библиотеку, вел таблицы и статистику в блокнотах, болел и перживал за "Спартак" и спартаковцев в сборной. Для меня все эти события, как вчера, может, поэтому кое-что, чего и не стоило бы, я принимаю так близко к сердцу. Может и поэтому мне достаточно легко оперировать некоторыми фактами, но может и поэтому, у меня общее восприятие того времени в спорте, так или иначе, ложится на восприятие свидетеля событий, и, где-то, даже болельщика тех времен. А любимым моим игроком того поколения был и есть - Александр Мальцев!