3 мин.

Судьба Стэмфорд Бридж

 Челси отчитался перед акционерами о продвижении проекта реконструкции стадиона Стэмфорд Бридж. Причем презентация была выложена на официальном сайте клуба, и ознакомиться с ней могут все неравнодушные. Согласитесь, для наших реалий «впредвериичемпионатамира» это уже удивительно. 

В отчете собраны основные наработки, полученные клубом начиная с 2004 года. В самом начале подчеркивается, что Челси не собирается никуда переезжать и планирует остаться на Стэмфорд Бридж. Основной вопрос – целесообразность расширения существующей арены с точки зрения экономической выгоды и влияния такого расширения на сегодняшнее окружение стадиона.

Сегодня Стэмфорд Бридж расположен на земельном участке площадью 11,9 акров (приблизительно 4,82 гектара) и этого достаточно для сегодняшней вместимости стадиона – 41 837. Однако для планируемого расширения до 60 000 мест потребуется около 18-20 акров земли (8 гектар), то есть почти в два раза больше, чем есть сейчас.

Как видно на снимке, свободной земли вокруг стадиона нет. Кроме того, увеличение числа мест потребует соответствующего увеличения числа выходов, что также будет проблематично. Кстати, пропускная способность выходов со стадиона регулируется полнее конкретным документом – The Green Guide (Guide to Safety at Sports Grounds - не путать с путеводителем). Дословный перевод будет звучать довольно нелепо, поэтому оставлю английское название. Данный документ регулирует вопросы безопасности на спортивных объектах. Почитать про него и купить актуальную редакцию можно тут.

Текущая вместимость Стэмфорд Бридж позволяет ему занять лишь тридцатое место в рейтинге футбольных арен Европы, а если принимать во внимание планы многих клубов расширить домашние стадионы, то и того дальше.

Даже имеющиеся 41 837 мест не всегда получается заполнить. Например, для некоторых матчей Лиги Чемпионов до 10% площадей приходится отдать телевизионщикам, обеспечивающим трансляцию. Причем с переходом на цифровое телевидение, места для оборудования требуется все больше. Мало того, некоторых обладателей сезонных абонементов на трибуну Matthew Harding Stand, приходится переводить в другие сектора.  В результате клуб недополучает существенную часть прибыли.

Помимо общей «нехватки» мест на стадионе, отдельную проблему представляет низкая вместимость лож: 5 000 мест, что на 19 000 меньше в сравнении с Эмирейтс стадиум и на 34 000 меньше, чем на Олд Траффорд. В результате Челси зарабатывает за сезон на £ 26 млн меньше, чем Арсенал и на £ 41 млн меньше, чем Манчестер Юнайтед. Вот, кстати, неплохой сайт, где можно посмотреть различные  предложения по аренде лож на стадионах Англии. При этом Челси находится на шестом месте в Европе по объему выручки (подробнее - Deloitte Football Money League). Однако это достигается в первую очередь за счет продажи телеправ, высокой заполняемостью, эффективной коммерческой политикой, включая проведение различных мероприятий на стадионе, доходов от гостиниц и ресторанов, выручки от экскурсий и работы музея, а также от международной деятельности. Кроме того, входные билеты на Стэмфорд Бридж – одни из самых высоких в Премьер Лиге.

Также руководство Челси признает, что общая вместимость, цены на билеты и конструктивные особенности стадиона ограничивают доступ на матчи для семей, подростков (16-21) и людей с ограниченными возможностями.

Кроме увеличения числа мест на стадионе, перед Челси также стоит проблема расширения игрового поля. Оно соответствует требованиям Премьер Лиги, однако уже, чем того требует УЕФА. Предположительно, поле должно быть расширено на 7 метров.

Вот так выглядит общая ситуация со стадионом. Перед консультантами была поставлена задача рассчитать  два варианта проекта:

  1. Строительство нового стадиона на 60 000 мест.

  2. Расширение существующего стадиона до 55 000 мест.

О том, какие получились результаты, в следующем посте.

Добавляйте блог Футбольная арифметика в ленту!