5 мин.

Кое как. Взаимоотношения комментаторов ВГТРК с Первенством ФНЛ

«Насильно мил не будешь» (с)

Взаимоотношения ВГТРК и ФНЛ — мучение для одних и шанс хоть немного засветится для других. Наверняка руководство медиахолдинга уже сотню раз пожалело о том, что ввязалось в этот проект. Как мы помним, все начиналось красиво, помпезно, мощно. Один матч на «России 2», остальные игры тура на телеканале «Спорт». Президент лиги Игорь Ефремов ликовал, болельщики были довольны факту, что их команду снимают профессиональные камеры, а не мобильные телефоны.

С каждым новым сезоном градус ликования постепенно снижался. С «России 2» игры исчезли, едва не исчезли матчи со «Спорта». В итоге мы наблюдаем 2 игры тура на кабельном «Спорте». Наблюдаем их под голос знакомых нам Владимира Стогниенко, Александра Гришина, Романа Трушечкина и других комментаторов ВГТРК.

На играх Первенства ФНЛ люди, чьи репортажи порой восхитительны, оказываются в совершенно неловкой ситуации. У многих из них случается культурный шок. Понимаю, что не каждый резко может перейти от чемпионата Франции или первенства Планеты в Бразилии к реалиям российской подэлиты. Но вопрос немного в другом: а насколько подготовленными они выходят в эфир?

Я не люблю пересматривать игры в записи. Даже самые мощные. Но так сложились мои жизненные обстоятельства, что пришлось еще раз прокрутить встречу 11 тура «Енисей» - «Газовик». Матч прошел под звонкий голос Александра Гришина. Собственно, это-то и подтолкнуло меня на идею данного текста.

Приведу один пример. Замечательный защитник команды из Оренбурга Адесойе Ойетунджиевич Ойеволе, который родился в столице нашей Родины, Городе-Герое Москва, у Гришина вдруг превратился в легионера. Не верите — пересмотрите трансляцию матча. Затем вдруг самым дальним перелетом стал маршрут Владивосток — Калининград, а не Калининград — Южно-Сахалинск (видимо, по старой памяти). Ну и, напоследок, в заявке «Енисея» вдруг объявился румынский полузащитник Лауренциу Буш, которого нет в команде уже с июня этого года.

Вы можете себе представить нечто подобное в работе комментатора на матче чемпионата Испании? Думаю, что нет. Потому что к играм чемпионата Испании и им подобным люди основательно готовятся, исписывают фактами всю тетрадку. Ну как же облажаться, это ведь Испания!

Почему все не так с ФНЛ? А все потому, что для комментаторов ВГТРК работа на ФНЛ — это обуза. Стогниенко, Трушечкин, Казаков и Гришин словно лошадки из песни Найка Борзова. «Мне трудно нести мою ношу, настанет день и я ее брошу».

Зачем готовиться? Ведь можно все 90 минут рассказывать байки про саратовский «Сокол» времен Премьер-лиги, вспоминать, каким классным игроком был условный Игорь Чугайнов, уделять тучу времени на простое молчание в эфире, а затем разразится фразой а ля друзья, у нас перерыв, отдыхаем.

Отсутствие знаний о лиге и событиях в ней не позволяют уважаемым комментаторам выполнять свою работу хорошо. Когда самым мощным анализов игры противоборствующих команд остается вывод мол кто выше в таблице, тот и круче — без комментариев. А как играет команда, по какой схеме, любит ли владеть мячом или ждет контратак...

Хотя нет! Есть еще одна довольно популярная в репортажах о ФНЛ фраза — у условного Юрия Газзаева, который нынче является главным тренером астраханского «Волгаря», «всегда были боевитые команды». Это что, аксиома? Это качественный анализ реальной силы коллектива? У Рафаэля Бенитеса абсолютно все команды были такими же, как «Ливерпуль»? А у Валерия Газзаева?

Проблема малого количества качественной информации в трансляциях игр ФНЛ — сумма, которая складывается из множества других проблем. Лига непопулярна, о ней мало пишут, матчи подэлиты остаются без должного освещения и анализа. Шпаргалку даже сделать не из чего! А уследить за ФНЛ в условиях занятости Стогниенко и компании на других чемпионатах в должном объеме информации просто нереально.

Выход!

Он прост и, на мой взгляд, весьма эффективен. Местные отделения ВГТРК в тех городах, где есть команда-участница подэлиты, устраивает конкурс, приз в котором — место комментатора игры Первенства ФНЛ с участием команды родного города. Ну чем не выход?

Как итог, мы получаем:

1. Человека, который наблюдает за игрой со стадиона

Телевизионная картинка часто не передает всех деталей игры. Комментатор, который сидит на трибуне, априори видит больше.

2. Человека, который «в теме»

На месте событий ты всегда узнаешь больше, чем из газет и со страниц интернета. Местный комментатор имеет возможность гораздо более пристально следить за метаморфозами, которые происходят с командой.

3. Человека, который ничем более не обременен

А точнее, не так сильно загружен, как комментаторы ВГТРК. Согласитесь, в условиях большего количества времени больше шансов сделать качественный анализ соперников по предстоящей игре.

4. Человека, у которого есть стимул работать безупречно

Когда журналисту из региона выпадает шанс выйти в прямой эфир на федеральном канале, он из кожи вон вылезет, чтобы сделать свою работу в лучшем виде. От этого зависит его имя, перспективы, возможно, зависит и будущая карьера.

Таким образом, мы избавим московских комментаторов от обременительной ноши и, возможно, откроем для себя самородков комментаторского цеха. От подобного хода выиграли бы все.

А пока ждем перлов. Все новых и новых перлов...