6 мин.

Почему двигатель на болиде Хэмилтона поменяли в Бельгии

Чемпион мира выбрал самый выгодный момент для штрафа.

alt

Гоночный уик-энд на трассе «Спа-Франкоршам» начался с небольшого сюрприза: команда «Мерседес» решила заменить двигатель на болиде Льюиса Хэмилтона.

На первый взгляд этот ход кажется странным, ведь совсем недавно исполнительный директор команды Тото Вольфф заявлял, что замена планируется в Монце, через неделю после бельгийского Гран-при:

«Возможно, мы заменим мотор на болиде Хэмилтона перед гонкой в Италии. Нам необходимо минимизировать потери от штрафа на трассе, где обгонять немного легче, чем на других».

Так почему же решение изменилось?

Фактор длины круга

Для начала вспомним фразу: «Монца – храм скорости». Это так, однако инженеры любят полагаться не на фанатские изречения и мудрости, а на цифры, которые слегка смещают акценты – да, средняя скорость на «Аутодромо Национале» выше, чем в Спа, однако и круг короче. А раз короче круг, значит соперники будут ближе и борьба в пелотоне плотнее.

К примеру, в прошлом году в квалификации в Италии в одну секунду с победителем сессии уместилось еще пять болидов, в Бельгии же такой чести удостоился только напарник Льюиса – Нико Росберг. В гонке с самыми быстрыми кругами было примерно то же: в Монце меньше секунды лидеру проиграло шесть машин, в Спа – три, а меньше двух секунд – в Италии – 12, в Бельгии – 7.

Про две секунды я сказал не просто так – примерно такой разрыв нужен для того, чтобы комфортно обгонять конкурентов. В Италии, кстати, ситуация с прорывом осложнена сильным износом тормозов, в то время как в Бельгии нагрузка на компоненты гоночного автомобиля слабее (за исключением шин). Поэтому на быстрой, но сравнительно короткой «Аутодромо Национале» лучше стартовать с первого ряда, а затем беречь тормоза и мотор. Зато прорываться с пит-лейн и при этом не насиловать технику проще на «Спа-Франкоршам».

Фактор внезапности

alt

Какой была ваша первая мысль после новости о штрафе для Хэмилтона? Если вы привыкли размышлять трезво, то наверняка такая: «Нико Росберг – победитель Гран-при Бельгии». Нико тоже осознает, что в этой ситуации он единственный, для кого любое место на финише кроме первого будет катастрофой.

Это серьезное давление, особенно если учитывать «заржавелость» гонщиков после большого перерыва и легкую расслабленность. Так что момент со штрафом для Льюиса выбран удачно и в психологическом отношении. Если Росберг справится – это никого не удивит и на расклад сил никак не повлияет, а вот неудача может сильно демотивировать немца и оказать влияние на ход оставшейся части сезона.

Фактор слабости соперников

Итак, в Бельгии благодаря длинному кругу и растянутому пелотону (если все пойдет как надо) не будет проблем с преодолением трафика (в отличие от Монцы, где можно застрять за группой середняков и потерять кучу времени) – вряд ли Льюис финиширует ниже шестого места.

Но что насчет лидеров? – Здесь для «Мерседеса» тоже хорошие новости: «Ред Булл» быстр в скоростных поворотах, но вряд ли составит конкуренцию на прямых – на них и будут обгоны; а «Феррари» готовит крупное обновление только к Монце – через неделю алые станут заметно сильнее и постараются здорово выступить перед тифози, но пока форму Скудерии вряд ли можно назвать впечатляющей. Кроме того, будем держать в уме странный агрессивный шинный выбор «Феррари» – есть вероятность, что Феттель и Райкконен совершат лишний пит-стоп или займутся экономией резины (что равносильно пропуску Хэмилтона без борьбы).

Откуда вообще взялся штраф?

Кратко напомню, что пилоты «Формулы-1» за сезон имеют право использовать лишь пять силовых установок – превышение означает потерю позиций на стартовом поле. У Хэмилтона в начале сезона возникло несколько технических проблем, и в результате он быстро подобрался к лимиту.

Конечно, команда могла бы сберечь имеющуюся технику, однако в таком случае пришлось бы придушить моторы и наверняка попрощаться с победами – на ослабленной машине бороться с Росбергом нереально. Лучше пожертвовать одним Гран-при, зато потом сражаться за первые места до конца чемпионата.

Как далеко прорвется Хэмилтон?

alt

Со времени начала доминирования «Мерседеса» Льюис дважды начинал заезды с последних мест: в 2014-м в Венгрии он стартовал с пит-лейн и финишировал 3-м, а в этом году в Бахрейне начал гонку с 22-й позиции и завершил ее на 7-м месте.

В этот раз очень важными будут первые круги – если лидер чемпионата мира не допустит ошибок и доберется до пилотов «Феррари» и «Ред Булл» до волны пит-стопов, то, вероятно, зацепится за подиум. О победе речи практически нет.

«Если оценивать ситуацию реалистично, то подобное маловероятно», – признает гонщик. – «Разумеется, никогда не говори никогда, и я, конечно, буду стараться изо всех сил, но задача почти невыполнимая».

Будут ли новые штрафы?

С учетом воскресного заезда до конца чемпионата мира еще девять гонок, поэтому ничего более глупого, чем поменять мотор сейчас, а потом еще разок через неделю «Мерседес» сделать не может. Так что до квалификации можно ожидать еще пару замен (одна из них произошла как раз в тот момент, когда дописывался этот текст, и команда пообещала, что больше замен не совершит).

Кстати, рекорд по количеству заработанных штрафных позиций принадлежит Дженсону Баттону, который в прошлом году получил 75 мест за многократную замену компонентов силовой установки «Хонды». К счастью, куда-нибудь в Брюгге Хэмилтона судьи не отправят – несмотря на страшные цифры, в реальности дальше 22-го места «Мерседес» не откатится.

Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com