7 мин.

Проходная улица. Экспертиза матча Россия – Чехия

Фото: /Getty Images/Jamie McDonald

Немного грустно даже, что все вышло настолько предсказуемо. Мы с коллегами на нашем сайте незадолго до начала Евро решили спрогнозировать итоги всего турнира, так о том, что чехи от нас получат и что команда у них второсортная, там было сказано прямым текстом. А уж то, что наш скромный блог за несколько дней до матча рассказал о том, как и кем будет играть Чехия против России, и вовсе выглядит неприлично. Чемпионат Европы, казалось бы. Лучшие футболисты, серьезные тренеры. А тривиальны и просты как слесарь и сантехник.

Серая мышь, а не Чехия.

Михал Билек выпустил на поле единственный возможный состав. Другого он не имеет. Можете, впрочем, написать в комментариях, какие у него еще есть варианты. Может быть, чешский тренер прочитает их и призадумается.

В перемещениях игроков было две особенности. Во-первых, Резек и Пиларж часто менялись флангами, пытаясь, видимо, запутать крайних защитников, которые и в самом деле на первых минутах выглядели встревоженными и порой теряли подопечных. Но это получалось еще потому, что наши начали игру крайне вяло, чехи же, напротив, поначалу носились как угорелые. Второе: оказываясь слева, Резек то и дело смещался в центр, практически в зону Бароша, рассчитывая продавить центр обороны. Это ему не удалось.

В центре поля вместо привычного равнобедренного треугольника сложился тупоугольный, можно даже сказать, тупо тупоугольный. Центральные хавбеки Чехии, вытянувшись строем «колбаса», играли очень бестолково, и что особенно скверно для них, неряшливо и неточно. Все наши быстрые атаки начинались исключительно после обрезов чешской полузащиты. И вот тут ей особенно подгадил Кадлец.

Для начала расстановка наших. Ее мы тоже знали давным-давно, разве что с вратарем не угадали.

Валерий Непомнящий: Наш дорогой Адвокат – классический консерватор. Если что-то идет хорошо, он не будет делать резких движений. Это правильно, поэтому в старте вышел, например, именно Дзагоев, а не Измайлов. На это было две причины. Первая – у Измайлова, насколько я знаю, есть проблемы со спиной. Но это даже не особенно важно. Важнее второе – Дзагоев уже долгое время играет в сборной и играет именно в таком составе. Это наигранная обойма, и глупо было бы что-то менять в ней без причины. Дзагоев очень жаден до игры, у него все хорошо с физикой. Поэтому Адковат не стал пытаться улучшить то, что и так идет здорово. Про замены сказать сложнее. Кержаков сделал очень большую, хорошую и серьезную работу. Он измотал защитников донельзя. Не забил он скорее всего потому, что ноги были не очень свежими. Но все остальное он делал прекрасно – как и положено игроку атакующей линии. Павлюченко вышел как раз во время – уставшие от Кержакова защитники уже просто ни на что не реагировали, ни на какие ложные движения. Это было видно, когда он забивал. Так что это абсолютно удачная замена. А про Кокорина сказать нечего. Понятно, что мог выйти Измайлов, но тут в душу не влезешь. Хотя решение поменять именно Дзагоева было хорошим – все-таки не стоит перегружать парня. Плюс он получил свои заслуженные аплодисменты.

Итак, подлец Кадлец. Один из лучших чешских футболистов реально помог вчера сборной России забить три мяча. Без него, не исключено, счет был бы куда скромнее, а то и вовсе не самый приятный для нас. Вот чем он занимался в трех голевых эпизодах.

1) Когда полузащитники потеряли мяч в центре, он занимал правильную позицию, контролируя свой фланг, но увидел, что Дзагоев сместился в центральный круг и получил пас, и бросился к нему. На бегу неловко столкнулся с Ирачеком, они оба повалились наземь, освободив Алану дорогу. А когда поднялся, то не побежал, сломя голову, на свой покинутый край, а неспешной трусцой направился к воротам. На выходе: Зырянов пасовал Кержакову из его зоны, на добивании сыграл его личный визави в этой встрече.

2) Очередной чешский пас в ноги чужому развернул очередную быструю российскую атаку. Кадлец опять по ходу нее сместился с края в центр, и в брошенную им зону тут же последовала передача. Когда Широков из зоны ответственности Кадлеца переправлял мяч ворота, этот герой прохлаждался в стороне.

3) Ай, да ну его, в самом деле. Лучше отметить отличные действия в этих эпизодах наших игроков. Знали они, что вольности Кадлеца можно использовать, или разобрались в этом на ходу – неважно. Скорей всего, это действительно был тактический ход, потому что в сквозняковую зону спешил открыться даже Зырянов, которому до нее далеко. Но открыться – полдела, нужно еще доставить по адресу мяч. И вот это тоже было, очевидно, частью плана.

Чешская оборона отрезалась проникающим диагональным пасом. Не верхом, как наши пытались исполнять в контрольных играх, а строго низом. Вразрез. Автоматический голевой момент.

Самое интересное, что пас этот лет около ста назад сочинили… чехи. Он так и назывался в ту пору: «чешская уличка». Непревзойденным мастером таких передач слыл полузащитник пражской «Спарты» и сборной Чехословакии Карел Пешек. Потом изобретение переняли по всему миру и о том, кто был первооткрывателем, подзабыли. Теперь и вовсе бьют их ими же придуманным оружием.

И еще одно использованное наблюдение просматривалось в действиях сборной России: они видели, что при позиционной обороне Чехия играет компактно, и поддевали ее с краев. Анюков из-за здоровья не очень часто ходил вперед – эту миссию брал на себя Дзагоев, зато Жирков несколько раз с удовольствием вторгся в бесхозные просторы.

Во втором тайме Чехия слегка перестроилась.

Резек, не попадавший в общий ритм, был уволен. Ирачек передвинулся направо, но не совсем не фланг, а по-дзагоевски в зону инсайда, а Пиларж стал чаще передвигаться в центр, откуда в итоге и забил. Край целиком был отдан Селасси, который в первом тайме ходил вперед нечасто, опасаясь фортелей Аршавина. Но после того как Андрей перед перерывом, чтобы выказать усердие, пару раз сбегал за ним до собственной штрафной, эфиоп осмелел и начал носиться вперед без остановки. При счете 0:0 или 1:1 это было бы чревато.

Предыгровой разбор говорил о том, что чехи при движении вдоль линии штрафной или короткого перепаса не вступают в борьбу, а выжидают и только в случае удара ложатся под мяч, который очень удобно послать под правую ногу Чеху. Зенитовцы к поперечному футболу не приучены, поэтому они так не играли. Зато вышедшие на замену Кокорин и Павлюченко это проделали. У Александра удар не получился, но делал он все очень правильно, и надо было видеть, каких трудов стоило вратарю справиться с несложным ударом. А Роман на финише классического, предварительно описанного эпизода почувствовал душевный подъем и зарядил Чеху под правую руку, тоже, в общем, не особо рабочую. Получилось здорово.

Валерий Непомнящий: Меня приятно поразило, как наши играли первые 15 минут, когда у чехов было блестящее движение. Они владели мячом, двигались, нагнетали у наших ворот, но мы абсолютно не паниковали, уверенно и спокойно ждали своего шанса. Играть на контратаках против чехов было даже полезно. Мы быстро переходим из обороны в атаку, врываемся в свободные зоны. Складывались ситуации, что мы успешно атаковали и 2 против 3, и против 4. На это было очень приятно смотреть. Это первое. Второе – у нашей команды было отличное владение мячом. Обычно что мы видим? Длинные переда-а-ачи, еще что-то... В этот раз мы всегда держали мяч внизу, понимая, что до выхода Павлюченко, нам не выгодно забрасывать мяч в штрафную верхом. К организации игры в атаке вообще придраться не к чему. Это не была тактика специально для чехов. Ничего подобного. Мы просто играли в свою игру. И что особенно здорово – чехи ведь переигрывали нас в первые 15 минут. Но мы перебороли это, дотерпели, и потом заставили их раскрыться.

Пожалуй, это все. И так-то многовато получилось тактических нудностей о победе над соперником уровня аутсайдеров чемпионата России. Два других матча будут несоизмеримо сложнее, и вряд ли в сегодняшней эйфории получится представить, насколько они будут сложными.

Между прочим, из всех 200-минутных игровых впечатлений первого дня мне больше всего запомнилась зонная защита, коллективный отбор, взаимостраховка и просто отъем мяча в единоборствах в исполнении греков. Не помню, когда еще я с таким удовольствием смотрел на разрушения, да еще производимые неприятной, в общем-то, командой, и готов был смотреть еще и еще. В третьем туре нас ждет зверь, поверьте мне.