5 мин.

Пеп. Человек, который изменит все

Обозреватель Eurosport Джим Уайт считает, что подписание Пепа Гвардиолы позволит Манчестер Сити добиться самых высоких целей, а именно стать лучшим клубом в Европейском футболе.

Покупка игроков в январе уже вышла из моды. Манчестер Сити демонстрирует современный подход к ведению дел в футболе, сразу же после закрытия трансферного окна объявив о подписании нового главного тренера.

И не просто главного тренера, а одного из лучших в мире. Самого желанного человека в мире футбола, заполучить которого хотели бы абсолютно все. Этим летом он займет пост, который раньше принадлежал таким людям, как Мел Мэчин, Джимми Фриззел и Брайан Хортон. Это самая наглядная демонстрация изменяющегося статуса Сити.

Приход Гвардиолы не просто демонстрирует, что у Сити больше денег, чем у кого бы то ни было (хотя, безусловно, они не смогли бы заполучить его подпись в контракте, если бы не смогли позволить платить ему 15 млн. фунтов в год и обеспечить внушительный трансферный бюджет). Больше всего фанатов других клубов пугает тот факт, что у клуба есть четкий план развития. У этих ребят не просто есть “бабки”, они хорошо знают, как ими нужно распорядиться.

Посетив Этихад, можно самому увидеть воплощение этого плана развития. Новая трибуна (построенная с захватывающей дух скоростью и эффективностью) возвышается над великолепным тренировочным комплексом. Каждый сантиметр здесь кричит о качестве, от наманикюренных газонов до суперсовременных ледяных ванн. Здесь не все просто самое лучшее, а самое лучшее, какое только может быть. Ни одна деталь не осталась без внимания, ни на чем не попытались сэкономить в ущерб качеству.

Предназначение тренировочного комплекса можно рассматривать с двух точек зрения. Очевидно, он был построен, чтобы игроки получили самую лучшую базу для тренировок. Но существует и другая причина. Это место само по себе является заявлением о намерениях. Кем бы вы ни были, от Председателя КНР до 8-летнего начинающего футболиста, вы будете ходить по кампусу, раскрыв рот от удивления. В этом месте невозможно не поймать себя на мысли, что здесь вершина возможностей спортивной подготовки. 

Именно поэтому, когда Гвардиола рассматривал возможные варианты продолжения карьеры после ухода из Баварии, одного взгляда на то, что происходит в восточном Манчестере было достаточно, чтобы убедиться: амбиции, о которых заявляют представители клуба, здесь подтверждаются делом.

Все, что делает Сити, взаимосвязано. Переговоры с Гвардиолой велись в течение 3 лет. Все планировалось с того самого момента, как Чики Бегиристайн и Ферран Сориано, два функционера из Барселоны и прежние партнеры Гвардиолы, пришли в Манчестер Сити. Чтобы стать лучшим клубов в Европе необходимо, чтобы все было лучше, чем у других. У них есть стадион, есть тренировочный комплекс, а теперь и тренер, который по мнению клуба, должен лучше всего распорядиться громадными инвестициями. И теперь неважно, что для назначения Гвардиолы потребовалось 3 года и 250 млн фунтов инвестиций. Все случилось, как и было запланировано.

А вот контраст с другим клубом из Манчестера еще никогда не был таким разительным. Как бы большинству фанов МЮ ни претила идея о том, что любые действия соседей теперь могут пересекаться с их интересами и ограничивать их, подписание Гвардиолы ярким светом отразило текущие пределы возможностей МЮ.

Пока на Этихаде владельцы инвестируют и занимаются долгосрочным планированием, на Олд Траффорд таких действий явно не хватает. С момента приобретения клуба Глейзеры не добавили ни одного единственного элемента инфраструктуры. В последнее десятилетие их приоритетом был рост прибыли от коммерческой деятельности для увеличения собственного дохода через дивиденды. Глэйзерам несказанно повезло, что в первые годы их владения клубом они могли положиться на сэра Алекса. Но после ухода Фергюсона выдающиеся качества шотландца больше не могли скрывать неважное управление делами клуба. И я даже не говорю о планировании, но ведь Глэйзеры совсем не разбираются в футболе.

Возможно, это и не должно вызывать удивления, ведь в конце концов они американские владельцы торговых центров. Но ведь они даже не наняли подходящих исполнителей для выполнения работы. Королевская семья Абу-Даби тоже не является экспертами в области футбола. Но они делегировали полномочия людям, которые в этом разбираются. Таким, как ребята из Барселоны или как блестящему пресс-секретарю Викки Клосс.

В Юнайтед больше внимания уделяется коммерции. У них есть отличные продавцы, расчетливые торгаши, которые могут договориться еще с одним дальневосточным производителем лапши быстрого приготовления. Но у них нет хороших футбольных людей.

Назначение Эд Вудворда на пост исполнительного директора оказалось полной катастрофой. Постоянно терпя неудачи на трансферном рынке, он не смог подписать ни одного игрока мирового уровня. Вместо этого, интерес Юнайтед часто использовался игроками как инструмент давления на свои клубы для получения более выгодного контракта. Апофеозом критики Вудворда является то, что в то время как ближайшие конкуренты привлекли двух лучших молодых тренеров в Европе, ему достались уставший старый динозавр и ждущий своего часа новичок, который никогда раньше не управлял футбольным клубом. Будет ли Райан Гиггз успешным тренером? Никто не знает. И меньше всех это знает Вудворд. Пока Сити занимается долгосрочным планированием и инвестициями, он постоянно находится в режиме аврала.

Разумеется, владельцы Сити делают все это не из альтруистических побуждений. У них есть свой интерес. Они приобрели английский клуб не для того чтобы улучшить его, а чтобы продвигать интересы своей страны на мировой арене. Болельщикам Сити повезло, что владельцы увидели наилучший способ для достижения этой цели - сделать их собственность демонстративно лучшей в мире. В Юнайтед на данный момент цели более приземленные: владельцы хотят стать богаче. И не завтра, а сегодня. И наилучшим способом для этой цели является увеличение доходов, а не долгосрочные инвестиции.

Подписание Гвардиолы лучше всего отражает разницу между двумя клубами из Манчестера. Владельцы одного из них нацелены на верхние строки в таблицах спортивных результатов. Владельцев другого же больше волнуют строки в годовом отчете о прибылях и убытках. А на поле из этих двух философий победить может только одна.

Джим Уайт