7 мин.

Почему Виллаш-Боаш в «Зените» – это большая ошибка

Фото: Fotobank/Getty Images/Charlie Crowhurst

Максим Митрофанов вчера днем выступил с заявлением: в понедельник подписания контракта с Андре Виллаш-Боашем не состоится. То же самое заявление совершенно не противоречит тому, что это подписание может состояться во вторник или среду. Особенное внимание обратим на комментарий инсайда от Жорже Жезужа: «Боаш сказал мне по телефону, что едет в Петербург». Митрофанов не стал отрицать это, сказав только: «Не понимаю, зачем главный тренер «Бенфики» поделился с португальскими журналистами информацией, которая его не касалась».

Так что давайте считать так: даже если Виллаш-Боаш еще и не тренер «Зенита», то как минимум главный фаворит. И давайте говорить, почему сейчас, задолго до предполагаемых трофеев, этот выбор кажется ошибкой.

Что мы знаем о тренере Боаше? Что он никогда не играл в футбол профессионально, но сделал головокружительную футбольную карьеру на родине, повторить которую в ближайшие годы если кто-то и сможет, то только переводчик «Зенита» Александр Низелик (5 лет назад – блогер Sports.ru, сейчас – ассистент главных тренеров команды).

Знаем, что за пределами родины АВБ ввязывался в два больших похода за трофеями и оба раза терпел крах: в «Челси» он проработал меньше года, в «Тоттенхэме» – полтора, не выиграв при этом ни одной посудины и даже не отобравшись в Лигу чемпионов.

Знаем, что АВБ – очень посредственный дипломат. Сохранять отношения ему не удавалось ни с одним из начальников, которых он встречал в Великобритании: и с Романом Абрамовичем, и с Дэниэлом Леви он вряд ли отправится ужинать в Nobu, когда окажется с оказией в Лондоне.

Мы знаем, что АВБ – тактический ботаник, который был бы рад увеличению суток до 30 часов – чтобы можно было больше времени проводить за конспектами и просмотром футбольного видео. Его игроки от таких привычек не то что бы в восторге: система тренера Боаша, хоть и ориентирована на атаку, предполагает изрядное подавление личности. Это очень подходит для команды, полной растущих игроков (вроде «Порту»), но не очень – команде, где игроки уже выросли. Ну или – в случае с условным «Зенитом» – думают, что выросли.

«Зенит» – самый борзый русский клуб последних лет

Наконец – и это главное наше знание – мы в курсе, что АВБ совершенно не умеет налаживать отношения с людьми. Как бы сильно он ни смахивал на участника рок-фестиваля Гластонбери, это совсем не тот альфа-самец, за которым, взметнув ввысь знамена, готовы идти тысячи людей. Когда АВБ пришел в «Челси», он почти сразу был взят на вилы местными стариками, испугавшимися, что их из состава будут постепенно вытеснять. У АВБ были десятки возможностей наладить отношения, но он с позором упускал каждую из них. Лично для меня символ престранного поведения португальца в «Челси» – Рождественская вечеринка, которую клуб устраивал в 2011 году. Николя Анелька в тот момент уже был продан в Китай, но еще не успел покинуть Лондон – собирал чемоданы. АВБ проявил трудно объяснимую мелочность, не позволил Анелька, отгонявшему за «Челси» четыре сезона, посетить клубное мероприятие и доломал таким образом свои отношения с игроками. Те возмутились и устроили для француза собственную вечеринку. Тренера на нее, конечно, не позвали.

Что мы знаем о питерском «Зените»? Знаем, что это cамый могучий клуб России четырех последних лет. Дважды взяв за это время чемпионство и прокачав собственный бюджет до 280 млн долларов, любое место, кроме первого, его боссы воспринимают как неудачу,

Знаем, что «Зенитом» владеет очень эмоциональный человек. Эмоции Алексея Миллера по отношению к собственным спортивным проектам могут вызывать разный эффект. Например, удивление – как после траты 95 миллионов евро за один вечер на трансферы Халка и Витцеля. Или ужас – как после решения создать новый чемпионат из-за одной-единственной химкинской петарды. Или трогательную улыбку – как после публичного общения с главным тренером цитатами итальянских поэтов. Или страшное ощущение, что крепостное право на самом деле не было отменено – как после просмотра некоторых трансляций «НТВ-Плюс». Одно из последних творческих решений Алексей Миллера – закрыть практику парного комментария на телеканале; если вы заметили, с осени на матчах премьер-лиги больше не существует позиции «комментатор у бровки». Как говорят, это произошло после того, как патрону канала очень не понравилась громкая работа Геннадия Орлова и Георгия Черданцева на осеннем суперматче «Зенит» – «Спартак» (4:2).

Знаем, что «Зенит» – это команда, где игроки не имеют привычки заглядывать тренеру в рот. Здесь могут демонстративно не жать руку после замены и бунтари (Широков), и дипломаты (Данни). Здесь могут не выходить на установку перед игрой, потому что хотят увеличения зарплаты (Денисов). Здесь могут говорить: «Смотри, лысый ### пошел», – примерно на весь стадион «Локомотив» на предматчевой разминке (догадайтесь – кто). Здесь могут сходиться с тренером в перерыве товарищеского матча и бросать в него изолентой (догадались – кто).

Знаем, что «Зенит» – это команда, где многие футболисты уже давно находятся между небом и землей. Кто-то в ответ на тренерское замечание может устроить истерику: «Почему мне достался подержанный Audi, на котором уже ездил Быстров?» – и неважно, что распределением машин занимается совсем не тренер. Кто-то может отдавать две-три годовые зарплаты черт-те кому, чтобы построить как бы нефтеперерабатывающий завод под Воронежем. Кто-то может вложить 54 миллиона в финансовую пирамиду, которая развалилась, а потом еще 7 миллионов отдать псевдополковнику ФСБ, который пообещал эти 54 миллиона вернуть. Кто-то может в разгар чемпионата Европы, прямо между групповым турниром и предполагаемым четвертьфиналом, зафрахтовать чартерный рейс по маршруту Варшава – Питер – Варшава, чтобы провести два выходных дня в тысяче километров от того места, где проходит один из главных турниров всей их карьеры.

А теперь подставьте то, что мы знаем об Андре Виллаш-Боаше, неподалеку от того, что мы знаем о «Зените», и сами для себя ответьте на вопрос: тот ли это тренер, который нужен в Петербурге прямо сейчас?

На всякий случай: не надо думать, что игроки русских клубов самые ужасные на свете. В Англии, откуда АВБ имеет возможность переехать к нам, полно отмороженных персонажей, которые периодически становятся героями рубрики «Загнивающий капиталистический запад» великой программы Дмитрия Киселева. Терри, Гиггз, Анелька, Балотелли, Эшли Коул и другие там уже бывали, поэтому я вспомню менее популярную, но не менее показательную историю от Лиэма Риджуэлла. Английский защитник, к 30 годам успевший поиграть за все три бирмингемские команды, пару лет назад угодил в скандал, который ну очень дурно пахнет: в интернете появилась фотография, где Риджуэлл подтирается деньгами. Какое-то время спустя Риджуэлл извинился, но забыть это тяжело и сейчас.

«Смотри, лысый ### пошел»

Совершенно очевидно, что «Зенит» – самый борзый русский клуб последних лет. Кадровая ориентация на «питерских мальчиков», чрезмерная опека со стороны главного акционера, обожание полными и шумными трибунами, видные результаты и много, очень много денег превратили «Зенит» в клуб, который может приносить тренеру и много радости, и много печали. Захотят работать здесь сотни, смогут – единицы.

Приход Виллаша-Боаша мог бы вселять гораздо больше оптимизма, если бы мы точно знали: на ближайшее лето у него есть 70-100 млн евро на то, чтобы вместо тех, кто стареет и ворчит, пришли новые футболисты. Но, то ли к сожалению, то ли к счастью, этих миллионов у «Зенита» наверняка не будет. Почему? А посмотрите сегодня в районе полудня, сколько будет стоить рубль, и смиритесь с тем, что экономический кризис, хоть в него долго не верили, в России давно и серьезно наступил. Чтобы показать, что у государства осталось хотя бы пара граммов совести, тратить много денег на футбол в разгар кризиса «Газпрому» вряд ли позволят.

Если же состав – с поправкой на легкую пластику – остается тем же самым, чего же мы будем ждать от Виллаша-Боаша? Если он не смог справиться с кучками самодостаточных и самоуверенных парней в Англии, почему у него это должно получиться в России?

Совершенно очевидно, что сегодняшнему «Зениту» нужен тренер, который умеет разговаривать, договариваться и объединять. Я скорее поверю, что на это способен Валерий Газзаев, чем Андре Виллаш-Боаш. Но Газзаев – тут уж вряд ли к сожалению; к счастью! – сейчас серьезно занят. Присоединение Крыма, еще пара-тройка удачных референдумов – в Донецке, Харькове, на Аляске – и человек окончательно увязнет в функционерской работе на ближайшие несколько лет.

Все, что есть у АВБ на сегодняшний день, – это голливудская история карьеры, эффектные плащи и ровно один год сумасшдшей работы в клубе своего сердца – «Порту». Может ли он применять свои гигантские теоретические знания в чужеродной, враждебной среде, ему еще надо доказывать. Питерские, от души желаю вам – пусть доказывает в каком-нибудь другом месте.

Стоп-кран. Почему Алексею Миллеру следовало потерпеть Спаллетти до лета