8 мин.

Ждем перемен. Почему сборная России проиграла третий чемпионат мира подряд?

Всем привет! Закончился не самый удачный для сборной России чемпионат, но везет сильнейшим, а не везет… Тем, кто не везет, наверное. Впрочем, давайте разбираться.

«Чему может научить Пихлер, если он на лыжах никогда не умел ездить, а Паша Ростовцев стоит на стрельбище у трубы, сторожит ее?» Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Где ошибся Лопухов?

Ребята, конечно, боролись, как могли, но хотелось, чтобы боролись все и в каждой гонке. А этого, к сожалению, не получилось. Теперь ясно, что тренеры все-таки ошиблись с подводкой к старту, где-то перемудрили. Никак не оправдали себя дерганья Лопухова месячной давности, попытки загасить форму Малышко и Устюгова – все эти «вверх-вниз», «Антхольц – Рупольдинг» притормозили форму Жени с Димой до такой степени, что к концу чемпионата они ее вообще потеряли.

Ведь все шло хорошо – поехали в Риднау, подготовились, приехали в Оберхоф, провели там полноценный сбор, все выиграли. Наработанная, хорошо подготовленная, однажды уже испробованная схема. Чего еще экспериментировать? Делай то же самое – есть же определенные наработки, все уже придумано до нас. Тем более перед чемпионатами мира не экспериментируют – перед первым этапом, перед вторым, вот сейчас можно будет, но не перед главным же стартом.

Лопухов столько лет в лыжном спорте, тем удивительнее его ошибки. Думаю, проблема в том, что он не биатлонный тренер и пытается выехать на одной «функционалке», отодвигая в сторону второй немаловажный фактор – стрельбу. Это хорошо видно на примере Гараничева – парень старается, бежит, но потерял «чуйку» и все – быстро не поправишь. Обидно на главном старте терять такого парня – видно же, что он мог выступать по-другому.

Было бы лучше в эстафете с Волковым?

Конечно, никакие два круга на первом этапе Волков бы не стрельнул, но вариант с ним выглядел просто медальным, а с Гараничевым, возможно, золотым. Хотя совершенно не согласен, что в эстафете Лопухов ставил на скорость – он просто включил в состав человека, который, по его мнению, всем сезоном заслужил быть призером чемпионата мира больше, чем Волков. Но чутье у тренера должно присутствовать обязательно – к сожалению, Лопухов не почувствовал, что Гараничев не готов бежать эстафету в конкретный момент.

Мы в эстафетах всегда ставили самых сильных на первые два этапа. Во-первых, разрываешь эстафету, уходишь в отрыв, все начинают идти свои темпом, а не общим, зарываться, захлебываться. Догонять-то всегда сложнее, поэтому уйди тот же Гараничев секундах в тридцати впереди, то работал бы в своем режиме, ни на кого не смотрел, ни за кем не пристраивался, он же в принципе умеет стрелять нули.

Почему зашел на круги Гараничев?

Ошибка Гараничева на «стойке» – чистейшая психология. Есть разные люди – холерики, флегматики, кто-то умеет себя собрать в нужный момент, кто-то наоборот. Видимо, Женя такой человек, который начинает дрожать уже при одном слове «эстафета». Но для этого и есть тренер, который должен чувствовать, кто готов, а кто нет.

Как в свое время Хованцеву достаточно было просто взглянуть нам в глаза: «Так, ты сегодня не бежишь, у тебя вообще нет шансов». Или помню еще случай – молодому Сергею Рожкову однажды сказали, что он побежит индивидуальную гонку чемпионата мира за три дня до ее начала. Следующие три ночи он не спал – на старте стоял уже проигравший человек. А сообщили бы за час – все бы было нормально.

Поэтому здесь очень тонкий момент – суметь настроить биатлониста на гонку по-особенному, индивидуально. С Гараничевым это не удалось. Когда я увидел его глаза на приеме эстафеты – огромные, широко раскрытые, как будто инопланетяне прилетели, подумал – что-то не то. Первый рубеж он отработал чисто, но стрельба лежа – она немножко другая, мандраж на локтях не так чувствуется. А вот когда ты стоишь, когда особенно важна изготовка, и при этом начинает колотить, то уже никуда не денешься. Я это проходил на себе, поэтому сразу по картинке понял – все, Женя не попадет.

Николай Лопухов: «Беру всю вину на себя. Так будет по-мужски»

Стал ли Шипулин лидером сборной?

Вы заметили, что масс-старты стали получаться не такими зрелищными, как раньше? Теперь все идут, выжидая, никто не пытается уйти, играют в «кошки-мышки». Посмотрите – кто уходит на штрафной круг, уже до следующей стрельбы этот круг у пелотона практически отыгрывает. Масс-старт превратился в гонку последнего рубежа и последнего круга. Пришел в лидирующей группе, стрельнул ноль – все, ты призер.

Вот Фуркад вчера просто гулял до последней стрельбы в уверенности, что он ее отстреляет и убежит от всех. Не получилось. Зато получилось у Шипулина, а его второе место говорит не только о хорошей готовности, но и о том, что он великолепно прошел гонку тактически – вовремя промахнулся и собрался на последней стойке.

Но называть Шипулина лидером сборной еще рано – только когда мы будем уверены, что на последнем этапе эстафеты у нас есть человек, способный бежать как Свенсен или Фуркад, а будет это Шипулин или кто-то другой – все равно. Еще меня расстраивает, что растворились на чемпионате Женя Устюгов, Андрей Маковеев, тот же Гараничев. Найти лидера команды, конечно, здорово, но еще важнее не потерять этот эшелон. Им обязательно нужно обретать уверенность, ехать на оставшиеся этапы, а не лежать в Сочи и загорать.

Антон Шипулин: «Готов был драться до конца, грызть зубами, толкаться локтями»

Какие изменения назрели в мужской команде?

Считаю, над Лопуховым нужно поставить профессионала-биатлониста, который мог бы корректировать его действия, знает, как подвести команду к Олимпиаде, умеет оценивать состояние ребят, делать выбор, принимать решения. Мужской команде нужен грамотный тренерский тандем, в котором Лопухов будет спокойно продолжать делать ту же работу, что и сейчас, но снимет с себя ответственность за решения, который он принимать умеет не очень хорошо.

Прошлогодний вариант совсем не из этой оперы – Гербулов чисто стрелковый тренер, тем более прошлый чемпионат мира они уже провалили, хоть команда тогда была готова великолепно. Теперь Гербулов не вмешивается, но наошибался, наэкспериментировался уже Лопухов. Все-таки не на главной команде нужно ставить эти эксперименты, как в том фильме – «тренируйся на кошках».

Что случилось с женской командой во второй части чемпионата?

Во второй половине девчонки выглядела беззубо – в индивидуалке еще куда ни шло, в эстафете уже похуже, а в масс-старте совсем рассыпались. Расстановка в эстафете, наверное, была верной, но при условии, что Глазырина и особенно Зайцева были готовы привезти отрыв для Шумиловой. Но они сработали на четыре, а не на пять с плюсом. А Шумилова в эстафете, да и в масс-старте показала, что уже не может бежать совсем никак – проплелась себе тихонечко до финиша. В ее состоянии разве что первый этап мог быть спасением, да и то лишь в теории.

Много наши девочки говорят про плохие лыжи, но в биатлоне ведь есть еще патроны, винтовка, ремни, питание, проживание, горничные рано приходят убираться – оправдаться всегда есть чем.

Чего ждать от женщин в следующем сезоне?

Если хотим через год получить то же самое, конечно, нужно оставить все как есть. А потом, когда Пихлер прямо из Сочи, как ни в чем не бывало, полетит к себе домой, махать шашкой у телевизора. Впереди год, уверен на 100 процентов – все еще можно исправить, девчонки-то то у нас есть нормальные, только во главе нужно поставить компетентных людей.

А им второй год даются безграмотные нагрузки, просто безграмотные – я же был на сборах, видел, как там все происходит. Никто не работает над техникой, над прохождением спусков – посмотрите, какие стали дистанции, их нужно выигрывать уже не только на подъемах, но и на спусках, поворотах, виражах. А чему может научить Пихлер, если он на лыжах никогда не умел ездить, а Паша Ростовцев стоит на стрельбище у трубы, сторожит ее? Велосипеду? Штанге?

Вольфганг Пихлер: «Мы не можем бежать на минуту быстрее. Без допинга это нереально»

Чего добился Пихлер за два года?

Глядя на результаты двухлетней работы нашего немецкого друга-гастрбайтера, выходит, что и бежать-то теперь за сборную особо некому – как минимум человек десять он уже загубил. По факту есть Зайцева с самостоятельными планами, которую не испортить даже Пихлеру, есть Вилухина, которая иногда показывает результат, и то благодаря своевременным корректировкам личного тренера, плюс Глазырина для эстафеты. А больше ему и поставить некого, даже Шумилову некем заменить.

А речи немца об отсутствии у нас талантов мне напоминают старый анекдот, когда мужик рассказывает новым коллегам: «Я ведь работал лесорубом». – Его спрашивают: «Где, мол?» – «В Сахаре», – отвечает. – «Как в Сахаре? Там ведь леса нет». – «Так вот теперь – нет!»

Вот так и у нас в сборной – талантов теперь точно нет.