7 мин.

Судейский молоток. Почему надо изменить отношение к судьям, но не получится

Необычный эпизод из вчерашнего матча «МЮ» – «Брага» с участием судьи Мажича вдохновил Дмитрия Долгих на монолог о судейской профессии.

Запомните: этого судью зовут Милорад Мажич, и он молодец. Фото: Fotobank/Getty Images/Richard Heathcote

За время своего существования человечество породило множество весьма своеобразных ремесел – в том числе грязных, опасных, вредных и неблагодарных – и приставило к ним каких-то людей. Существуют, конечно, профессии и занятия более рискованные, сложные и неприятные, но вот в число самых неблагодарных профессия футбольного арбитра входит совершенно точно. Люди, охраняющие заключенных, сотрудники военкоматов и редакция Sports.ru в первые два дня после редизайна слышат на работе больше теплых и добрых слов, чем судьи.

Для начала арбитрам приходится испытывать прессинг 90+ минут на поле и быть психологически готовыми к тому, что любое их решение, сколь верным и очевидным оно бы ни было, вызовет как минимум недовольство игроков. Общечеловеческие нормы поведения сдаются на хранение при входе на стадион, а по ходу матча 40-летним состоявшимся и в быту вполне уважаемым людям, которыми обычно и бывают футбольные судьи, порой приходится терпеть вполне искренние визги и истерики тинейджеров (дай ему бог всяческих успехов, но мне при этом почему-то всегда вспоминается орущий на судью длинноволосый Диего Капель раннего севильского периода), уверенных, что они только что столкнулись с вселенской несправедливостью.

Через 90+ минут, впрочем, судей в покое оставляют редко. После финального свистка в дело вступают тренеры, минимум один из которых после практически любого матча сначала лично, а потом в общении с прессой считает необходимым назвать судью одним из виновников своих неудач и намекнуть на что-нибудь эдакое.

Дольше всех не унимаются болельщики. Если в процессе игры и сразу после нее об арбитре не говорят почти ничего, значит, он отработал идеально. Если приписывают только умственную неполноценность и проблемы со зрением – значит, отработал хорошо. Кричат о предвзятости, продажности, вспоминают ориентацию – значит, как обычно. Если все это вместе и две недели подряд – похоже, и правда плохо.

Возгласами с трибун и ором на телевизор или монитор агрессия ограничивается не всегда. Иногда дело доходит до угроз, причем вместе с условным Крисом Фоем почти наверняка достанется и всем другим Крисам Фоям, а в моменты пиковых нагрузок – еще и просто Фоям и Крисам заодно. Особых нравственных запретов при этом не существует. Марку Халси, человеку, недавно и в самом деле неважно отработавшему матч «Ливерпуль» – «Ман Юнайтед» и уже достаточно давно излечившемуся от рака, еще неделю слали письма в том числе и с выражением глубокого сожаления, что от этого самого рака он в свое время не сдох.

Про рак, конечно, случай клинический, но вообще говоря, эмоции вполне естественны. Нормальные люди и без того 90% жизни вынуждены свои чувства, особенно негативные, скрывать. На работе – чтобы не лишиться работы, по дороге с работы домой – чтобы не лишиться здоровья, дома – чтобы не испортить отношения с близкими и не потратить потом еще кучу нервов на их восстановление. Негатив копится, копится, и тут – бац, начинается футбол. Некоторые любят поругать своих игроков, кто-то заранее заготавливает пару гадостей про соперника, но абсолютно все, включая вполне нормальных и в миру вполне доброжелательных людей, при первом удобном случае, а то и без такового кидают что-нибудь зловонное в судью. В общем, оттягиваются.

Между тем из не для всех и не всегда очевидного факта, что судьи тоже люди, следует совсем не только то, что они могут ошибаться. Из этого следует, что они не могут не ошибаться. Практически каждую из примерно 94 минут игрового времени футбольного матча современной интенсивности арбитрам приходится моментально принимать решения разной степени сложности. Даже если все они вдруг относительно простые, не ошибиться ни разу – выше человеческих возможностей. Чуть отвлекся, где-то зачесалось, кто-то перекрыл обзор, задумался, рассмотрел только часть эпизода – и все, ошибка готова.

Абсолютно в любом матче арбитр абсолютно любой квалификации допускает как минимум пару ошибок. В самом благоприятном случае это произойдет в центре поля, ни на что не повлияет и через пару минут забудется. Однако так везет не всем и просто из уважения к теории вероятностей косяки неизменно происходят и в моментах, напрямую влияющих на результат матча. Тут уже не обойтись без проклятий, а если еще и так совпадет, что пара таких решений придется в пользу одной команды, к проклятиям прибавится искренняя уверенность в предвзятости.

Ситуация для арбитров осложняется тем, что в футболе очень много пограничных моментов, 50 на 50 – моментов, в которых верное и однозначное решение трудно принять, даже разглядывая на диване видеоповторы и стоп-кадры. Судейство при этом не самая высокооплачиваемая работа в мире, и судить арбитрам часто приходится людей, получающих в сотни, а скорее тысячи раз больше их самих.

Вполне естественны два альтернативных замечания. Первое – многие судьи не помогают сами себе, порой ведут себя на поле откровенно странно, пытаются раздуть и преувеличить свою роль, считают себя главными на поле не только среди судей, но и вообще, ударяются в формализм, совершенно не чувствует духа игры или впадают в другие крайности. Таких не очень жалко.

Второе – все сказанное не должно служить оправданием или прикрытием для действительно неквалифицированных или заряженных судей. Важно только понимать, что в неподкупных арбитров верят еще меньше, чем в неподкупных сотрудников автоинспекции, а в реальности нечестную игру ведут какие-то тысячные процента (зависит, конечно, от местной специфики, но в целом) тех, кому ее приписывают. Малое количество громких дел в отношении судей-коррупционеров при этом свидетельствует не о том, что все повязаны и все заодно, а о том, что такие случаи в большинстве развитых футбольных цивилизаций действительно редки. Тут, впрочем, убеждать кого-то бесполезно – вера в заговоры и тотальную порочность сродни религиозной и влиянию логики поддается слабо. Правда, если религия в основном о светлом и добром, то конспирология – о мрачном и злом.

Ну и для логического завершения всей этой красоты отдельные ошибки и косяки судей порой помнят десятилетиями, а вот моменты, когда арбитр тонко прочувствовал эпизод, разобрался в сложном моменте, проигнорировал не к месту возбудившегося ассистента либо забывают сразу, либо вообще не замечают. Даже те, кто смотрит футбол всего пару лет, уже могут без труда вспомнить 5, 10, а скорее и полсотни страннейших судейских глюков. Спортивный интернет полон однотипных подборок и хит-парадов о грубейших ошибках в истории футбола, а вот отыскать хотя бы один самый хилый рейтинг под названием «Три лучших судейских решения» почти нереально.

Под впечатлением от вчерашнего Милорада Мажича я попытался собрать подобные примеры, но вполне предсказуемо ни мне самому, ни моим друзьям и коллегам не удалось вспомнить практически ничего. Что, в общем, неудивительно и тоже здорово характеризует судейскую профессию.

Остается разве что рассказать о самом решении Мажича, которое даже многие смотревшие матч «Ман Юнайтед» – «Брага» тоже добросовестно пропустили. Речь о первом голе манкунианцев и о том, что ему предшествовало. Атака «МЮ», проспавшего очередной старт матча в сезоне, развивалась левым флангом. Красивый финт ван Перси разбился об очевидный и довольно грубый фол португальца. Недоуменный мяч, явно ожидая свистка, неспешно покатился в сторону находившегося спиной к воротам Кагавы. В 99.95% случаев свисток бы последовал – фол явный, штрафной вполне опасный, а возможности для продолжения атаки не вполне понятны. Мажич свистеть не стал и увидел, как Кагава подхватил мяч, навесил на дальнюю штангу и дорвавшийся до футбола Чичарито забил первый ответный гол.

ВИДЕО

Впечатленный режиссер, показав сдержанные обнимашки манкунианцев, крупным планом взял судью. Решив, что и этого мало, он через минуту еще и вывел на экран титр с фамилией арбитра. Если честно, я такого раньше не видел, а за Мажича очень хотелось порадоваться: пусть многие ничего и не заметили или не очень поняли, но арбитрам никогда в жизни не достается и такого. Почти все восхищаются финтами и голами Месси или Роналду (некоторые даже трюками обоих сразу), так вот Мажич вчера по судейским меркам совершил что-то еще более уникальное и крутое.

Перебрав все иные варианты, цивилизованное человечество хотя бы на уровне деклараций и намерений некоторое время назад пришло к идее наконец поставить в своих целях и устремлениях на главное место человека. Отдельные вредные, опасные, рискованные и неблагодарные ремесла теперь не только появляются, но и исчезают. Когда-нибудь наверно исчезнет и профессия футбольного судьи – или хотя бы достигнет того уровня автоматизации, когда от него будет зависеть не так уж и много. Но особых оснований полагать, что это случится на нашем веку, все еще нет. Нам по-прежнему придется иметь дело с людьми.

Призывать спокойнее и с пониманием относиться к судьям, ставить хотя бы иногда себя на их место, наверное все равно, что призывать жить дружно и не ругаться матом – правильно, конечно, но совершенно бессмысленно и бесполезно. Чуть более реально сократить количество пассажей про рак и хотя бы иногда замечать и отмечать хорошую работу судей и отдельные эпизоды с их участием. Попробовать понять, что это мужественные, психологически крепкие, в большинстве своем не очень богатые, но вполне достойные люди, которые тоже делают шоу, которое все мы так любим. Все это на самом деле не так уж и сложно. Как наверно несложно и задуматься о том, что для выплеска негатива уже придумали достаточно способов и устройств, отличных от живых людей.