8 мин.

Вайцеховская vs Тутберидзе. Да пребудет с вами Сила!

В прошлом известная спортсменка а ныне журналистка Елена Вайцеховская с некоторых пор развязала войну с не менее известным тренером по фигурному катанию Этери Тутберидзе. Последняя ее статья "Победа по правилам" больше напоминает не аналитическую публикацию о спорте, а сценарий для фильма ужасов в духе Дона Манчини. Перед глазами возникает душераздирающая картина:

с виду привлекательная, а на самом деле исчадие ада, Тутберидзе выращивает в зловещей лаборатории маленьких живых кукол (или девочек-гиноидов, если придерживаться терминологии жанра). Раз в год она извлекает одну из них из пробирки и заставляет выигрывать Гран-при, чемпионаты России, Европы и мира по фигурному катанию, а затем безжалостно выбрасывает их на помойку.

В своих прежних нападках на Тутберидзе журналистка Вайцеховская позволяла себе пренебрежительные выпады и в отношении ее подопечных — в первую очередь Жени Медведевой, — что выглядело особенно гадко.

На сей раз она решила выплеснуть весь свой негатив на Тутберидзе и представить ее абсолютным злом, а Медведеву назначить на роль жертвы заодно с Еленой Радионовой.

Медведева — жертва уготованной для нее Тутберидзе участи зомби-девочки, эдакого калифа на час, призванной в течение одного сезона выиграть все возможные призы, а потом выброшенной за ненадобностью. Видимо, намек на скорое пришествие Полины Цурской.

Радионова — жертва таких вот зомби-девочек, которых коварная Тутберидзе намерена насылать на нее ежегодно. Она же и героиня, вынужденная с этими зомби мужественно сражаться.

Как тут ни вспомнить симпатичный показательный танец Лены Радионовой «Маленькая зомби»? Не иначе, как этот танец вызвал к жизни некие потусторонние силы, выбравшие в качестве среды обитания черепную коробку журналистки Вайцеховской.

В статье много умышленных натяжек. К примеру, Вайцеховская считает, что после ожидаемого в ближайшее время взросления Медведева никогда не сможет выступать так же сильно, как она выступает сейчас. То, что дано маленьким девочкам, уходит безвозвратно и навсегда. Отсюда, собственно, и весь ужастик о «лаборатории» Тутберидзе и девочках на один сезон.

В то же самое время Татьяна Тарасова, комментируя чемпионат Европы в Братиславе, высказала уверенность, что в следующем году Радионова сможет делать все то, на что сейчас способна только Медведева. Т.е. по ее мнению в фигурном катании пубертат — это не приговор, а временная помеха.

Вайцеховская — специалист по прыжкам в воду. Пишет она, конечно, о разных видах спорта, но практический опыт наработала именно там. Тарасова — один из самых опытных специалистов в фигурном катании в мире. Кому мы должны верить?

Далее Вайцеховская пишет, что проигрыш Медведевой на нынешнем чемпионате Европы стал для Радионовой трагедией куда более сильной, чем, цитирую:

«проигрыш год назад в финале “Гран-при”, где Лена (и тоже при чистом прокате) проиграла Елизавете Туктамышевой. Все-таки в том финале у Радионовой было падение в короткой программе, а в произвольной борьба между спортсменками велась абсолютно на равных.»

При этом журналистка Вайцеховская ни словом не обмолвилась о прошлогоднем чемпионате Европы, результат которого, видимо, не пожелал укладываться в нарисованную ею схему. А ведь именно Стокгольм должен был стать для Лены Радионовой самым тяжелым испытанием. 

Позволю себе небольшой экскурс в историю.

На протяжении двух сезонов Радионовой не было равных на юниорском уровне, на котором она обыгрывала все, что дышит, и сделалась пока единственной двукратной чемпионкой мира. Во взрослых турнирах тех лет ей, конечно, приходилось проигрывать самым сильным спортсменкам, но иного и быть не могло.

Хронология первого полноценного сезона Радионовой среди взрослых (2014-2015):

- победа на этапе Гран-при в США, где она, в частности, обыграла Елизавету Туктамышеву;

- победа на этапе Гран-при во Франции;

- второе место в финале Гран-при в Барселоне, где она уступила Туктамышевой (но там у Лены действительно было падение, а Туктамышева откаталась чисто);

- победа на Чемпионате России, в том числе и над Туктамышевой;

- и, наконец, Стокгольм, где она откаталась чисто в обеих программах и была уверена, что победит, поскольку до того момента ТАК БЫЛО ВСЕГДА. Еще ни разу, выступая «по взрослым», она не проигрывала с чистыми прокатами. Никому. Думаю, зрители помнят ее счастливую улыбку, когда после своего выступления она сидела в кресле лидера. И как эта улыбка сделалась растерянной а потом даже извиняющейся, когда стало известно, что Туктамышева ее обошла.

В Стокгольме к Радионовой пришло осознание того, что она победима. Причем, победима не в какой-то отдельно взятой ситуации, когда она неудачно выступила, а в принципе. Подобное ой как непросто пережить девочке, имеющей стальной чемпионский характер.

Разумеется, проигрыши в наступившем сезоне тоже нанесли удар по ее самолюбию. И дело вовсе не в провальном этапе Гран-при в Китае, на котором она выступила ниже своих возможностей, и откуда едва унесла ноги, каким-то чудом — исключительно на морально-волевых — зацепившись за призовое место. Напротив: этап в Китае наглядно продемонстрировал, что Радионова вошла в пубертатный период и что с этим нельзя не считаться. Последующие турниры показали, что со своим нынешним состоянием Радионова справляется куда успешнее, чем Липницкая или, скажем, чем Туктамышева в свое время. Да, в настоящий момент она проигрывает Медведевой (в финале Гран-при уступила и Мияхаре), но ведь Медведева еще не вошла в пубертат, и осознание этого факта, как мне кажется, должно скрашивать горечь от нынешних поражений.

Можно и дальше анализировать несуразности и нестыковки в тексте Вайцеховской.

Но вернемся к основному ее посылу. О том, что

«на льду Братиславы столкнулись два диаметрально противоположных подхода к фигурному катанию.»

Один, надо полагать, олицетворяет ненавистная Тутберидзе (лаборатория по выращиванию зомби-девочек), а другой Инна Гончаренко (самоотверженное подвижничество и сопротивление злу).

Любопытно, что подобные конспирологические тексты, способные взорвать мозг неподготовленного читателя, кропаются журналисткой (я сознательно не употребляю слова «журналист»), освещающей фигурное катание далеко не первый год. При том, что материал для этих текстов она ухитряется извлечь из процессов, вполне естественных для фигурного катания — и не только российского, но и мирового.

Думаю, все слышали известное изречение Оби-Ван Кеноби «Да пребудет с тобою Сила!» Под Силой джедаи подразумевали не примитивную физическую силу, а некую Силу космического характера (это если очень упрощенно). Считалось, что лучи этой Силы пронизывают все живое, но восприимчивы к ним лишь единицы.

Если говорить о спорте немного иносказательно, то с помощью понятия Силы можно многое объяснить. Только люди, восприимчивые к Силе, способны достигать высот и становиться знаменитыми чемпионами, одной лишь вульгарной физической силы никак не достаточно. Наверное, самой яркой представительницей носителей Силы в фигурном катании является Ирина Роднина, в которой буквально полыхал ядерный реактор.

Однако случается, что Сила из известных спортсменов уходит, в том числе и по необъяснимым причинам.

Примеров тому более чем достаточно. Ограничимся двумя из них: российским фигуристом Артуром Гачинским и французом Флораном Амодио.

Любители фигурного катания наверняка помнят, какие надежды все мы возлагали на Гачинского, когда он только появился в поле нашего внимания: в семнадцать лет — серебряный призер чемпионата России и бронзовый (!) своего дебютного чемпионата мира, в восемнадцать — снова серебро (первым был Плющенко) чемпионата России и серебро (опять же следом за Плющенко) чемпионата Европы. Казалось, российскому безрыбью в мужском одиночном катании тех лет пришел конец. Однако на самом деле конец пришел успешной полосе Артура Гачинского. Зададимся нашим фирменным вопросом: кто виноват? Профессор Мишин? Может и его вслед за Тутберидзе призовем в армию зла?

С Флораном Амодио та же история: в 2011 г. (его второй взрослый сезон) — европейское золото, в 2012 — бронза (вслед за Плющенко и Гачинским), в 2013 — серебро. Однако в 2014 — лишь 13-е место, в 2015 — 9-е, в 2016 (практически одновременно с Гачинским) — решение об окончании спортивной карьеры.

Что-то похожее случилось после Олимпиады и с Юлей Липницкой: ее оставила Сила. Как ведут себя спортсмены в подобных случаях? Они меняют тренера. В надежде на то, что Сила вновь к ним вернется.

Гачинский ушел от Алексея Мишина к Татьяне Тарасовой, Амодио - так тот и вовсе в течение короткого периода времени обращался к услугам семи разных тренеров, Липницкая перешла от Этери Тутберидзе к Алексею Урманову.

Вернется ли к Юле Сила? Посмотрим. К Амодио вроде бы стала возвращаться, когда он, замкнув свой печальный круг, возвратился к Николаю Морозову, с именем которого связан наиболее успешный период в его карьере.

Как видим, утеря спортсменом Силы и связанный с этим переход к другому тренеру — дело в фигурном катании весьма распространенное. А лаборатория Тутберидзе — нездоровая фантазия автора рассматриваемой статьи.

Пофантазируем немного и мы.

Любители фигурного знают, что на первых порах после своего появления в ЦСКА Аделина Сотникова тренировалась у Инны Гончаренко. И только потом перешла к Елене Буяновой. А если бы не перешла?

Тогда мы бы сейчас читали душераздирающую историю о том, как воплощение ада Инна Гончаренко проводит в жизнь свои зловещие планы. 

Сначала был реализован проект под кодовым названием «Аделина Сотникова». Но после того, как Аделина выполнила возложенную на нее тренером миссию и выиграла Олимпийские игры, она стала ей не нужна. И бездушная Гончаренко поставила на ней жирный крест, приступив к новому проекту под названием «Елена Радионова». Далее последует проект под названием «Багратион», ой! нет! «Буря в пустыне», ой!! нет!! «Нерушимая скала», ой!!! ну, вы поняли...

Как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Я далеко не впервые читаю журналистку Вайцеховскую, и у меня сложилось стойкое ощущение, что в первую очередь ею движет жажда скандала. Она питается скандалом, как бретерианцы питаются солнечной энергией. Причем не только в переносном, но и в самом прямом смысле — за счет привлечения трафика.