6 мин.

Историческая миссия Дэвида Блатта

Автор: Ian Thomsen

Оригинал

Сорок лет назад сборная США потерпела первое поражение в олимпийской истории. Ее обыграла команда СССР, которая получила три возможности забить за последние 3 секунды. С американской точки зрения тот финал остается самым спорным когда-либо сыгранным баскетбольным матчем.

Теперь команда США начинает плей-офф с перспективой сыграть с Россией в финале. И по многим причинам в историю этой сборной России сложнее поверить, чем в итог Игр 72-го года. Например, потому, что команду тренирует Дэвид Блатт — американский еврей, чья религия и национальность сделали бы из него врага в Советском Союзе.

«Ох, люди смотрели на меня, как будто у меня было три головы, – Блатт рассуждает о своем назначении в 2005-м году. – Это было совсем не популярное решение».

«Вы берете американца, выросшего во время холодной войны. Добавьте к этому, что я еврей с израильским паспортом, и вы отправляете меня назад во времени в бывший Советский Союз в качестве тренера мужской баскетбольной сборной. Это шок! И это продолжалось какое-то время. Мне так и не удалось избавиться от этой лишней головы в течение первых сезонов».

Но Блатт привел сборную Россию к золоту Евробаскета-2007 с помощью Джей Ар Холдена, разыгрывающего, который совсем не похож на игроков команды 72-го года. Холден — выпускник Бакнелла, натурализованный россиянин, который по стечению обстоятельств является афроамериканцем.

Россияне любят все время удивлять. В июле в Венесуэле они выиграли квалификационный турнир и получили место среди 12 команд в основном Олимпийском турнире. Потом они обыграли Бразилию и Испанию и заняли первое место в группе Б – это вывело команду Блатта в четвертьфинале на Литву. От потенциального финала с его родиной на стороне ее бывшего врага остается всего два матча.

«Теперь я член баскетбольного сообщества, – Блатт комментирует свою роль в российском баскетболе, которая привела его на прием в Кремле после Евробаскета. – Эти хорошие люди дали мне важнейший приказ тренировать Россию, ни один иностранец не получал этого прежде. Это о многом говорит».

Блатт вырос в пригороде Бостона. Он был защитником в Университете Принстона, выступая под началом тренера Пита Кэриллом в 1980-м году, когда хоккейная сборная США победила Советский Союз в Лейк-Плэсиде. Он переехал в Израиль, чтобы играть в баскетбол профессионально, а потом взялся за тренерскую работу. Длинный путь привел его в лучшие клубы Европы из России и Израиля. Он полностью погрузился в международный баскетбол, совершая забеги вдоль боковой линии и борясь за каждое владение, даже когда его команда легко выигрывает, как, например, во время матча с Китаем на прошлой неделе.

«Существует два вида тренеров и два вида людей — существуют макро-тренеры и микро-тренеры, – рассказывает Блатт. – Я микро-тренер. Я не вижу большой картины во время игры. Это мне не интересно. Я вижу розыгрыш напротив меня».

Он смотрел, как китаец И проходит по лицевой и забивает сверху в прошлый вторник. Эта комбинация не особенно повлияла на результат, но Блатт предупреждал своих игроков перед матчем, как защищаться в таких моментах, поэтому он был в гневе, когда они упустили китайца.

«Если я делаю какие-то вещи на тренировках каждый день на протяжении месяцев, и я микро-парень, то что вы от меня хотите? Мне плевать, какой сейчас счет. Это так важно для меня, потому что в следующий раз, когда такое случится, мы можем вести не 20 очков, а два. Так что я борюсь за этот момент, за это очко, и люди все время говорят мне — почему ты так расстроен? И они правы».

Громким шепотом он продолжал.

«Мне [нецензурное] на счет. Я хочу делать вещи правильно. Потому что я знаю, что, если ты будешь делать это и это, а потом еще и это правильно, то ты победишь. Но если ты оставишь эту ошибку без внимания, то рано или поздно она ужалит тебя в задницу, и ты не победишь. Я такой. Другие ребята видят вещи в режиме «макро» – о, это нормально, я могу с этим жить. И знаете, они живут дольше. Они спят лучше. У них нет морщин, у них, наверное, более счастливые жизни. Но что я могу сделать? Я такой, каким меня сделал бог».

Тем не менее, Блатт также обладает очень своевременной способностью адаптироваться, ведь как иначе кто-то вроде него мог бы быть тренером в России? А потом преуспеть в объединении двух концов спектра? Его 23-летний стремительный разыгрывающий Алексей Швед недавно подписал трехлетний контракт на 10 миллионов долларов с «Миннесотой».

«Два года назад он пришел ко мне с длинными волосами, – рассказывает Блатт, – я сказал: постриги волосы, или я выгоню тебя из команды. Он постригся. В этом году он приехал с длинными волосами, а Сергей Быков, наш основной разыгрывающий, травмировался. Я сказал Шведу: «Постригись». Он сказал: «Нет, тренер, я не буду стричься». И я сказал: «Окей». Потому что он отличный молодой игрок, и он мне нужен. Я люблю этого парня».

После многообещающего старта на Олимпиаде игровое время Шведа было сокращено. После победы над Китаем Швед давал интервью в микст-зоне, пока мимо не прошел Блатт и не перебил его. «Давай, парень, – сказал Блатт, – пойдем. Хватить болтать и давай уже играть».

Российский баскетбол был в состоянии кризиса, когда нанимали Блатта. Россия не смогла попасть на Олимпиаду-2004, старой советской системы больше не было, и молодые таланты не получали нужного развития.

«Вся система была в руинах, и они поняли, что нужно коренным образом все поменять, и пришел я с совершенно иным образом мышления. На протяжении многих лет игроков вынуждали приезжать в сборную. Я пришел и первым делом сказал, что никто не должен приезжать в сборную, если он этого не хочет. Ты не хочешь приезжать? Не приезжай. Люди не могли в это поверить, это был не советский метод».

Вообще-то это был американский метод.

«Затем мы хотели сделать игроков лучше. Мы не хотели, чтобы они просто приезжали и выдавливали последнюю унцию крови из своего тела. Мы собирались работать с ними и делать их лучше, чтобы, когда они уезжали из сборной, они понимали, что это того стоило. Посмотрите, что стало. У нас появились задрафтованные игроки, игроки, которые перешли в ЦСКА или «Химки» и стали получать миллионы, и они стали лучше во время работы в сборной».

Российская сборная построена вокруг 31-летнего Андрея Кириленко, который воспользовался локаутом, чтобы вернуться домой и поиграть за ЦСКА. Там он вернул свое здоровье и свою энергию, и на этой Олимпиаде он выглядит тем молодым Кириленко, который играл на Матче всех звезд в сезоне-2003/2004. Все его партнеры еще моложе. У Блатта есть возможность выставить на каждой позиции высокого быстрого игрока, что позволяет отлично защищаться и набирать легкие очки.

«С ним сборная России приобрела свое лицо, – говорит Кириленко о Блатте. – У нас нет игроков, забивающих очень много, но мы играем командой. Мы отлично защищаемся, используем прессинг, и мы делаем это вместе».

Следующим шагом для Блатта должна быть работа в НБА. Если эта возможность никогда не представится, это будет величайшей несправедливостью. Его пригласили тренировать сборную России, но он так и не был востребован на своей родине. Но лучший способ заслужить уважение это выигрывать. Два года назад на чемпионате мира в Турции его российская команда проиграла США 79:89 в тяжелом четвертьфинале. Перед той встречей Блатт предположил, что, возможно, никто не крал у США золотых медалей в 72-м.

«Чтобы уступил фаворит, нестандартные обстоятельства должны выйти на первый план, – поясняет Блатт. – Нужно, чтобы команда США не слишком хорошо бросала. Кроме того, вы должны суметь забрать подбор. Вы должны остановить их быстрые атаки, основную силу их нападения, которая рождается в результате прессинга. И даже после всего этого, я не знаю, много ли у вас шансов».

Но, прежде всего, он гордится тем, что взялся за устрашающую работу. В не столь отдаленном прошлом она оказалась бы вне досягаемости для него.

«Это был шанс, который выпадает раз в жизни — постараться сделать что-то историческое, в спортивном смысле».

Перевод был впервые опубликован на Sports.ru 9 августа 2012 года

Фото: /Валерий Мельников