15 мин.

И один в поле воин

 Бойта знают все. Даже те, кто наивно полагает, что никогда не слышали о таком человеке. Потому что он тот самый кенийский лыжник, появление которого на Олимпийских играх в Нагано стало, возможно, одним из самых ярких событий Белой олимпиады-1998. Филип стал первым кенийцем, который защищал честь своей страны на беговых лыжах. Он финишировал в Нагано последним, проиграв победителю 20 минут на 10 километровой классической гонке. Тем не менее, эта гонка стала звездным часом Бойта, поскольку на финише его ждал победитель – великий Бьорн Дели, который отказывался проходить церемонию награждения, пока не финиширует последний участник. Получив поздравления и дружеское рукопожатие легендарного Дели, Бойт был настолько воодушевлен, что даже неудачное выступление на чемпионате мира в Рамзау в следующем году и потеря спонсора (компания Nike спонсировала тренировки Бойта в Финляндии с 1996 года), не охладили любви кенийца к лыжным гонкам. Своего старшего сына Филип назвал Дели Бойт – в честь своего кумира.

добавить в ленту

   Когда Бог создавал мир, он строго-настрого запретил проводить в Кении лыжные гонки. И оттого в Кении не бегают на лыжах. Более того, далеко не каждый кениец вообще подозревает о существовании этого нехитрого спортивного инвентаря. Впрочем, это не остановило в свое время двух горячих африканских парней - Филипа Бойта и Генри Битока - от осуществления заветной мечты.

 

    Чтобы заработать себе на первые лыжи, Генри долго трудился на банановых плантациях. Чем зарабатывал на свои лыжи Филип, доподлинно неизвестно. Зато история трепетно хранит исход первого в истории Кении отборочного турнира за право участвовать в олимпийском турнире в Нагано между двумя лыжниками - Бойтом и Битоком. Если верить тогдашнему председателю Олимпийского комитета Кении, уважаемому Чарльзу Мукоре (а какие мы, собственно, имеем основания ему не верить?), то Бойт опередил своего принципиальнейшего соперника всего на несколько секунд. Так в острейшем противостоянии родилась Легенда.

История о том, что Бойт, 26-летний на тот момент парень, в олимпийском Нагано впервые в жизни увидел снег, разумеется, не имеет никакого отношения к правде. Потому как доподлинно известно, что Бойт увидел снег двумя годами ранее, в феврале 1996-го, когда впервые приехал в Финляндию, которая вскоре стала для него второй родиной. А еще известно, что у Бойта, непривычного к минусовым температурам, на второй день после приезда стали слезать ногти на руках и ногах.

Лишившись спонсора, Бойт остался без снега на два года. Все, что ему оставалось –это бесснежные тренировки на кенийских дорогах, где водители не слишком привычны к виду человека на лыжероллерах. Филип Бойт живет в городе Эльдорет, знаменитом великими бегунами на средние и длинные дистанции. Дядя Филипа Майк Бойт – бронзовый призер Олимпийских Игр 1972 года в Мюнхене на дистанции 800м. Да и сам Филип до перехода в лыжный спорт был довольно быстрым бегуном. Его личный рекорд на 800м – 1:46.06. Кстати, с таким результатом Филип был бы вторым номером в сборной России по лёгкой атлетике, следом за Юрием Борзаковским.

     Исторические кадры!

 

    Его карьера развивалась, можно сказать, стремительно. После Нагано Бойт принял участие в чемпионате мира в Рамзау где занял почетное последнее, 92-е место на "десятке" классикой. Потом была Олимпиада в Солт-Лейк-Сити, где Бойт по странному стечению обстоятельств не сумел преодолеть отборочное сито в спринтерском турнире. В Турине-2006 его поджидала 15-километровая гонка коньком, где он, наконец, продемонстрировал прогресс, финишировав 91-м из 97 участников. На чемпионате мира-2007 в Саппоро Бойт проявил себя настоящим универсалом, стартовав сразу в трех разноплановых гонках спринте, дуатлоне и коньковой "пятнашке", где также потрепал нервы фаворитам, финишировав 112-м из 117 лыжников.

Вот и в Либерец Бойт приехал с самыми амбициозными планами. И его здесь ждали(Данное интервью записано зимой 2009 года в чешском Либереце на чемпионате мира по лыжным видам спорта)! Каждый подъем Филипа в гору в ходе воскресного дуатлона сопровождался громовыми овациями и воплем тысяч глоток, которые в Чехии, если вы на соревнованиях, жалеть не принято. Каково же было всеобщее разочарование, когда Филип неожиданно сошел на втором круге! В поисках истины к кенийскому лыжнику, понуро бродившему в окрестностях трассы, устремился спецкор "Спорт-Экспресс".

- Филип, почему так рано сошли?

- Не мог больше бежать. Мои лыжи были отвратительно приготовлены. На них постоянно налипал снег, и на одном из подъемов я даже вынужден был остановиться, чтобы счистить его острием палки. Иначе я никогда в жизни на подъем не поднялся бы. Не знаю, в чем тут дело. Когда я бежал квалификацию перед гонкой на "пятнашке", лыжи работали отменно.

- Кто их вам готовил?

- Мои друзья из сборной Финляндии. Я сейчас хочу дождаться окончания гонки, чтобы задать им ряд вопросов. Никого не хочу обижать, они мои друзья, но я не могу понять, почему я практически не мог двигаться.

- Сильно расстроены?

- Еще бы! Скажу больше - возможно, сегодня я провел худшую гонку в своей жизни. Даже когда дебютировал в Нагано, выступил куда как лучше.

- Вы до сих пор удивлены тем, насколько тепло вас принимают зрители?

- Ой, как они болели за меня сегодня! Они болеют гораздо лучше, чем я бегаю. Серьезно, мне очень стыдно за то, что я так бездарно бежал у них на глазах. Я снялся еще и оттого, что не хотел больше позориться. Хочу, чтобы у всех этих людей, которым я очень благодарен, остались обо мне хорошие воспоминания.

  А вот и пример поддержки Филипа в Либереце.

 

- Вы решились бежать 30-километровый дуатлон. А какой стиль больше предпочитаете классический или коньковый?

- Вы так меня спрашиваете, как будто я восходящая звезда мировых лыж. Но если вам действительно интересно, то я больше люблю классику.

- Вы по-прежнему тренируетесь в Финляндии?

- Да. На самом севере страны. У меня там живут друзья. Если бы не их помощь, меня здесь не было бы.

- Это ваш третий чемпионат мира. Почему между Рамзау-1999 и Саппоро-2007 вы сделали столь большой перерыв?

- Для того чтобы тре  нироваться в Европе, нужны средства. Иногда на поиск спонсоров уходит слишком много времени. Когда денег нет, я остаюсь в Кении и просто занимаюсь физической подготовкой. А на лыжи я встаю в лучшем случае один месяц в году.

- Сложно найти спонсора в Кении?

- Вы себе представить не можете! У нас мир сошелся на бегунах. Все остальное людей практически не интересует. Вы как-нибудь попробуйте объяснить человеку из Кении, что такое чемпионат мира по лыжам. Хотя сначала нужно будет объяснить ему, что такое снег. Многие по-прежнему не видели его ни разу в жизни. Но даже если человек видел снег, он просто не может представить, что по нему нужно бегать. По версии подавляющего большинства кенийцев, вы тут все сумасшедшие. - Как же вы, Филипп, выживаете в такой атмосфере финансового недоверия?

- Мне помогает Олимпийский комитет Кении. Вот там люди соображают, что к чему. Скажем, на этот раз они оплатили мне дорогу проживание, питание. В общем, они меня поддерживают, говорят: "Давай, Филипп, ты нужен стране!" Но проблема в том, что я не могу много тренироваться на снегу. А месяца, чтобы хорошо бегать, мало. Катастрофически мало. Нужно проводить на лыжах хотя бы 3 - 4 месяца, чтобы попытаться составить хоть какую-то конкуренцию всем этим парням.

- Когда мы увидим на чемпионате мира эстафетную лыжную команду из Кении?

- А вот и впрямь увидите! Когда закончу бегать, а это наверняка произойдет после Олимпиады в Ванкувере, то займусь набором детей в "лыжи". Сейчас у меня есть группа ребят, которые бегают на лыжероллерах по асфальту. Буду общаться со своими друзьями из Европы, чтобы те помогли вывезти моих мальчиков в Европу на подготовку. Без Европы ничего не выйдет. И лет через 10 - 15 мы теоретически можем сколотить крепкую команду.

- В Кении есть замечательная высокогорная база в Эльдорете, через которую прошли так или иначе все выдающиеся кенийские бегуны. Вы там тренируетесь?

- Конечно! Я ведь живу в тех краях. Вы правы, в Кении нет ни одного серьезного спортсмена, который не бывал бы в Эльдорете. Я не исключение.

    - Кого из российских лыжников прошлого и настоящего вы знаете?

- Данилову, Вяльбе. Правда, я не знаю, бегают ли они еще или нет? Ах, закончили. Еще помню моего хорошего друга Прокуророва. Но он уже закончил бегать, я это точно знаю.

- Мне жаль вам об этом говорить, но он погиб в октябре.

- Да не может быть! Господи, он же был моим другом... Мне очень жаль. Я был все это время в Кении и ничего не слышал. Я помню, как мы обменялись с ним майками в Солт-Лейк-Сити. Он был так добр ко мне. Мне очень жаль.

- Филип, вы...

- ...Извините, я, пожалуй, пойду в помещение. Начинаю замерзать.

  Судя по этому фото, Филип где-то успел в Либереце на гонке упасть.

 

 Выйдя на старт скиатлона, логично предположить, что до финиша Филип не дошёл, так как его замкнули лидеры на круг на много раньше финиша, и даже переобувания. В связи с этим у меня вопрос:"А Филип, вообще, клал коньковую пару лыж в зону переобувания??"=)

Всего в Либиреце кениец вышел на старт 3 дистанций, заключительной был спринт, где он занял 131 место из 132, убежал от венесуэльца Баэна Сезара на 50 секунд. Опыт всё таки сказывается!

 

   В 2010 году Бойту исполнилось 39 лет, и он планировал завершить свою карьеру в Ванкувере. Однако из-за болезни он не смог пройти квалификацию, и это стали первые зимние Игры в его карьере, в которых он не участвовал.

  Теперь Бойт мечтал о Холменколене. Стипендия по программе олимпийской солидарности МОК не выплачивается Бойту с февраля2010 года. Однако Филип не отчаивался и надеелся, что какая-нибудь норвежская компания проспонсирует его поездку на чемпионат мира, ведь в этой стране у кенийца довольно большой фан-клуб.

      Норвежские спонсоры  не спешили протягивать кенийцу руку помощи, но норвежские журналисты проявили к Бойту большой интерес. Корреспонденты норвежского СМИ aftenposten.no специально поехали в Кению, чтобы посмотреть, как живет знаменитый африканский лыжник.

   Филип Бойт со своей супругой на фрне дома в Кении.

  Для одного из худших лыжников мира Филип Бойт живет довольно зажиточно по кенийским меркам. У него свой дом и небольшой магазин на рынке. Все это он построил на деньги, которые получал от Nike и по программе олимпийской солидарности МОК. Кроме того, в 2002 году в США Бойт прочитал серию лекций, за что он получил 5000$. Лыжные гонки сделали Бойта состоятельным кенийцем. «Я говорю себе об этом каждый день. И я бесконечно благодарен за это», - сказал Бойт норвежским журналистам.

 

   Свой магазин Филип Бойт назвал «Skier Gen Shop», чтобы всегда помнить, благодаря чему он смог стать владельцем этого магазина.

 

  За свою карьеру Бойт сделал огромный прогресс. Начав заниматься лыжными гонками в 25 лет, на дистанции 10км классикой он проигрывал 20 минут победителю в начале своей карьеры. К концу карьеры в Контиолахти он одолел эту дистанцию за 26 минут и 30 секунд.

 

«На подъемах в классике, думаю, я могу бороться с лучшими лыжниками, но спуски для меня – настоящее мучение. Вначале я их ужасно боялся и всегда падал. Теперь я научился держаться на ногах, но на поворотах и виражах я всегда плужу и теряю много времени», - объяснил Филип Бойт.

    Бойт мечтал, что он сумеет выступить в Холменколене и на финише его будут ждать Бьорн Дели и Дели Бойт, которому уже исполнилось 12 лет.

 

    В Норвегию кениец приехал. И чемпионат начал для себя раньше большенства лыжников, так как ему нужно было ещё отобраться на разделку, для чего необходимо пробежать 10 км и попасть в первые 10 человек.

 Но Филип не стал 10-м, он стад только 42-м, но что это место, по сравнению с исполнением своей мечты?!?!?!

 Он бежал, а подгонял его король Дели...

 ... а на финише его ждали уже два Дели - Бьёрн и Бойт!

Здесь же у него и взяли интервью, интересуясь его не самым удачным выступлением в первой гонке.

  -Стареешь, брат?

- Ну, не молодею, ясное дело, - сказал Филипп. - Хотя, считаю, в двадцатку попасть мог. Но возникли проблемы с прилетом в Осло. Я прилетел сюда из Амстердама с семьей  но произошла заминка с иммиграционной службой.

- А что такое?

- Долго рассказывать. Суть в том, что я добрался до своей гостиницы в два часа ночи. В пять уже подскочил на ноги, чтобы ехать на стадион – разминаться. Это несерьезно, если ты собрался хотя бы пройти квалификацию на таком турнире, как чемпионат мира.

- Вас сегодня прямо на трассе сопровождал великий Бьорн Дэли…

- (Хохочет). Эй, это я сопровождал Дэли, а не он меня. Давай сойдемся на этом. Конечно, мне было приятно. И то, как меня принимала публика, это что-то фантастическое. Эти люди… Они все здесь сошли с ума!

- Можно сказать, что это лучшая поддержка, которую вы получали за всю карьеру?

- Да! Вне всяких сомнений, хотя меня, как правило, тепло принимают всюду. Но здесь, в Осло, культура боления просто неподражаема.

- Вы по-прежнему живете рядом со знаменитой тренировочной базой кенийских бегунов в Эльдорете?

- Да, все по-старому. Единственное, что изменилось за эти два года, так это то, что мой сосед Дэвид Рудиша стал рекордсменом мира в беге на 800 метров. Он теперь знаменит на весь мир, но остался хорошим скромным парнем. Мы с ним иногда тренируемся вместе. В смысле, я рядом бегу.

- Мы увидим вас в Сочи?

- До Сочи вряд ли дотяну, сорри. Скорее всего, это последний чемпионат мира для меня. Я вообще думал завязать после Ванкувера, но как-то так получилось, что остался. Да и хотелось, конечно, побывать на чемпионате мира в Норвегии - такое в спортивной карьере бывает раз в жизни. Что касается Сочи, то у меня в Кении есть группа пацанов, мы с ними катаемся на лыжероллерах, и моя мечта - подготовить их, и привезти на Олимпиаду. Возможно, в качестве тренера или руководителя кенийской делегации.

- Если финансы позволят?

- В том числе.

- Завтра - спринт. Золото и серебро, видимо, разыграют Нортуг с Петуховым. А вот за бронзу у вас еще есть шанс зацепиться…

- Ха! Если попаду в первую сотню в квалификации, буду доволен. Я буду стараться. Правда. Ведь, скорее всего, это последний спринт в моей карьере.

- А если серьезно, на кого поставите?

- Я думаю, за золото будут бороться не два человека, а вся финальная шестерка. Но если выбирать из двух, то шансы Нортуга все-таки повыше. Он выступает дома, как тут проиграешь?

 

 

   После этого Филип вышел ещё на старт квалификации спринта. Он стартовал в самом конце, под одним из последних номеров, когда все лидеры уже давно отбежали. А уже начавшая подмерзать публика и давно не видившая ничего особенного, гнала его вперёд! Только за победой!  И пусть он стал только третим с конца, но он победил, доказав, что и в африке бывают лыжники!!

 А после этого Филип дал интервью, в котором сказал, что завершает свою лыжегоночную карьеру и что лыжи это всё-таки не его!

После это Бойт ещё вышел на старт скиатлона, но до финиша так в очередной раз и не дошёл..

 

 Он ушёл... И, наверно, на его место придут другие, но в истории останется именно он - Филипп Бойт. Потому что в историю остаются именно первопроходцы, а он им был, чёрным лыжником на белом снегу, белой вороной среди обуденных лыжников, а самое главное, что Филип Бойт смог стать сумашедшим! Сумашедшим как для кенийцев, так  и для нас!