6 мин.

Бессмертная партия избыточной защиты

Эту партию-пародию на известного теоретика, автора "Моей системы", Арона Нимцовича придумал международный мастер, журналист Ганс Кмох. Партия была опубликована 1927 году. Сам Нимцович пародию на себя признал удачной.

ПРЕВОСХОДНЫЙ ПРИМЕР МОЕЙ СИСТЕМЫ

Андерсен основал жертвенный стиль, Морфи и Грюнфельд – ата­кующий стиль, Стейниц – позицион­ный стиль, Тарраш – научный стиль, Ласкер – стиль стилей, Капабланка – стиль автоматизма, Алехин – стиль, блестящий, как солнце.

Но общеизвестно, что оригинальность и модернизм введены в практику мною, будучи моими собственными изобре­тениями, и что им подражает с энту­зиазмом (хотя и без должного пони­мания) весь шахматный мир.

До меня этот мир был наивен и духовно беден! Один или два грубых хода в дебюте, содержащих вульгар­ную, очевидную угрозу, примитивная и банальная жертва, удручающе эле­ментарный и чудовищно неэстетичный мат,— таковы в общих чертах шахматные партии в предшествующую мне эпоху.

Затем явился на свет я, и шах­матный мир преобразился. Гегемония плоти была разрушена, началась эра духа. Под моим творческим руководст­вом шахматные фигуры стали одухот­воренными художниками и тонкими инструментами необычайной глубины.

Зачем лишние слова? Приобщитесь лучше к совершенству следующей партии:

Нимцович – Системссон

Французская защита

Копенгаген, 1927

(Примечания мои)

1. е4 е6 2. h4!!

Мое самое старое и новейшее изоб­ретение в этом дебюте!

Нимцович

Для того, кто воспитан на унылой догме, этот ход подобен пощечине – но спокойно, спокойно, читатель; в конце концов, я и не надеюсь на то, что он тебе понятен (прости меня – ты в этом не виноват, просто до сих пор никто не открыл твои глаза и уши). Подожди немного, и чудо избыточной защиты предстанет перед тобой во всей своей неземной кра­соте.

2... d5.

Черные, разумеется, не подозрева­ют о том, что их ожидает, и бла­годушно продолжают в классическом стиле.

3. e5!

Ход необычайной тонкости. В чем красота хода 3. е5? Почему этот ход силен? Ответ столь же прост, сколь удиви­телен. Этот ход силен своей сла­бостью! Но слабостью, разумеется, лишь в традиционном понимании! В действительности слаб не ход е4–е5, а пешка на е5 – но разница огромна!

В прежние времена обыч­но отвергали такие ходы, которые приводят к созданию слабости. Сей­час, благодаря мне, такой подход устарел. Тот факт, что пешка е5 слаба, заставляет белых защищать ее всеми силами, и при этом естественно возникает состояние избыточной за­щиты. Но, как мы знаем (см. «Мою систему»), избыточная защита прак­тически равнозначна победе.

Вот по­чему «слабый» ход 3. е5 становит­ся началом пути, ведущего белых к триумфу. Остальное, более или менее, дело техники.

3... с5 4. d4.

Совершенно ясно, что белым выгод­нее спровоцировать с7–с5 и лишь за­тем сыграть d2–d4, а отнюдь не на­оборот, как играют обычно. Посколь­ку, если белые сыграют d2–d4, а черные ответят с7—с5, то белая пешка d4 окажется атакованной. Бла­годаря хитрой перестановке ходов, изобретенной мною, ситуация в корне меняется: теперь черная пешка с5 атакована белой пешкой d4!

4... cd 5. h5!

Все в той же мудрой, оригиналь­ной и убедительной манере! Конеч­но, жалкие посредственности, зави­дующие каждой вспышке моего ге­ния, но не способные проследить мою мысль хотя бы на три хода вперед, лезут из кожи вон в надежде причинить мне вред с помощью ядовитых словечек, вроде «вычур­ный» и т. д.

Ход в партии приводит в смяте­ние всю армию черных и подготав­ливает решающее вторжение ферзя, которое произойдет через 18 ходов.

5... Фb6.

Конечно, не 5... Кc6? 6. Сb5! Разве черные играют французскую за­щиту для того, чтобы допустить появление испанского слона?

6.h6!

Глубокая жертва пешки.

6... K:h6.

После 6... gh белые получали еще более удобную игру.

7.Фh5!

Смысл этого выпада выяснится на следующем ходу.

7... g6.

Угрожая приступить к успешной осаде слабости на е5 путем Cg7. Однако белые препятствуют этому.

8.Фh2!!

Нимцович

Для всякого объективного наблюда­теля этот ход подобен озарению. Теперь становятся ясны все пред­шествующие маневры! Белые с блес­ком заканчивают развитие, продол­жая вести избыточную защиту пеш­ки е5. Против этого черные бес­помощны.

8... Kf5 9. Cd3.

Обратите внимание на великолеп­ное взаимодействие: пешка е5 и белопольный слон полностью блокируют позицию противника, а остальные силы, осуществляя избыточную за­щиту, развиваются за широкими спи­нами этих стойких блокеров.

9... Кc6 10. Kf3.

Как правило, это шаблонный ход. Но здесь он поражает своей ориги­нальностью и в силу этого занима­ет место в кладовой моих духовных ценностей.

10... h5 (старо!) 11. bЗ (как вскоре выяснится, глубокая ловушка!) 11.. Cg7.

Здесь черные, вероятно, с удоволь­ствием предвкушали противостояние слонов на большой диагонали. Од­нако... .

12. Cf4!!

...Как горько они должны были разочароваться, видя, что ход 11. bЗ был ловушкой, и слон вовсе не соби­рался идти на b2.

12... Cd7 13. Kbd2 Лс8.

У черных уже нет хороших ходов!

14. Кре2!!

Нимцович

Белые, видя планы противника насквозь, готовят чрезвычайно силь­ное продолжение своей стратегии избыточной защиты.

14... Кb4 15. Ке1!!

«Соль» предыдущего хода! Теперь черным приходится раз­менять атакующего слона d3, но при этом белый конь с устрашающим эф­фектом входит в игру через d3, а другому коню открыто поле f3. Воисти­ну грандиозная стратагема! Блестя­щий я все-таки шахматист, пусть хоть весь мир лопнет от зависти.

15... K:d3 16. K:d3.

Разумеется, не 16. cd?, что было бы совершенно непоследовательно. Пеш­ка с2 не имеет значения, и черные лишь теряют драгоценное время на ее взятие.

16... Л:с2 17. Лае1!!

Без лишнего шума продолжая свою линию избыточной защиты.

17... а5 18. Kpd1!

Атакованной ладье приходится от­ступать, так как взятие на а2 слишком опасно.

18... Лс6!!

Нимцович

Наконец-то черные набрели на пра­вильную мысль и приступают к избы­точной защите пешки е6. Однако об этом следовало думать раньше.

19.Ле2 Кре7.

Моя идея. Король участвует в избы­точной защите.

20.Лhе1 Ле8 21. Kf3!

Нимцович

Завершая избыточную защиту пеш­ки е5 и тем самым решая судь­бу партии. У черных нет защиты. Обратите внимание на эстетическое воздействие этой позиции.

21... Cf8.

Черные угрожают путем Kg7 завер­шить избыточную защиту пешки е6, но белые заготовили блестящую комбинацию.

22. g4!! (значительно сильнее, чем очевидное 22. Cg5 и т. д.) 22... hg 23. Фh7!!

Лишь теперь становится ясно, сколь глубокое понимание позиции проявили белые, играя 8. Фh2!!

23... gf.

На продолжение избыточной защи­ты ходом 23.,. Kg7 последовало бы 24. Cg5 f6 25. С:f6 Kpf7 26. Kg5X. Основной ошибкой черных стало их опоздание с осуществлением избыточ­ной защиты.

24. Cg5. Мат.

Нимцович

Одна из моих лучших партий!

Я горжусь ею уже потому, что г-н Системссон входит в число силь­нейших скандинавских шахматистов. Партия произвела ошеломляющее впечатление на всех играющих, при­сутствующих и на моего против­ника.

В Дании ее назвали «бессмерт­ной партией избыточной защиты».