15 мин.

Колорадо.ру

Появление Семена Варламова в «Колорадо Эвеланш» в это межсезонье стоит особняком не потому, что это самый громкий ход этого лета с участием отечественного игрока. Не потому, что «Эвеланш» отдали за Семена огромную компенсацию в виде двух пиков на сильном драфте 2012 года, один из которых вполне может оказаться будущей звездой. Не потому, что команда, с момента своего переезда из Канады планомерно делавшая ставку на опытных вратарей (Руа, Сало, Теодор, Рэйкрофт, в меньшей степени Андерсон), вдруг решила сделать первым номером молодого и перспективного. Не потому, что Варламов в итоге не приехал ни в СКА, ни в «Локомотив». Вся интересность ситуации состоит в том, что в «Колорадо» традиционно не играют русские хоккеисты. 

Страшно подумать – последний россиянин играл за «Авз» в 2004 году, в предлокаутные времена! Ближайший «соперник» команды из Денвера в этом плане – «Бостон Брюинз» – не заигрывает наших хоккеистов с 2007 года (если не брать в расчет, что третьим кипером чемпионов считается Антон Худобин), а в свитерах остальных 28 команд НХЛ последний россиянин выходил на лед не давнее, чем три года назад. С игроками с постсоветского пространства ситуация несколько исправляется – латвийцы, белорусы и даже казахстанцы иногда мелькали в ростере «Эвеланш» в последние годы. 

Сложно предсказать, что ждет Варламова в «Колорадо»; и данная статья ни в коей мере не собирается прогнозировать карьеру Семена в кларетово-синей униформе. Цель заметки – составить перечень русскоговорящих (т.е. из стран СНГ и Балтии) хоккеистов, когда-либо имевшихся в составе «Эвеланш». Для этого все игроки были разделены на 4 категории: Легенды, Игроки, Разочарования и Недоразумения. 

ЛЕГЕНДЫ

Алексей Гусаров

В 1990 году россияне только примерялись к североамериканской хоккейной лиге, а потому появление Гусарова в команде (тогда еще базировавшейся в Канаде и звавшейся «Квебек Нордикс»), в которой игроками с самыми «русскими» фамилиями были Крэйг Воланин и Кертис Лешишин, было довольно неожиданным, несмотря на то, что уже весь хоккейный свет знал об олимпийском чемпионе Калгари Алексее Гусарове. Да и видя, с каким трудом за сезон до этого в команде пытался освоиться вратарь Сергей Мыльников, карьера Гусарова в «Квебеке» казалось скоротечной и не слишком радужной.

Но на деле вышло совсем иначе. «Мы же приезжали в Северную Америку не из России, а еще из Советского Союза. […] Но главное было в другом: мы отбирали работу у местных хоккеистов, а потому сталкивались, мягко говоря, с недоброжелательным отношением со стороны и тренеров, и партнеров. Чтобы стабильно выходить на лед, я должен был играть сильнее, чем мой канадский или американский конкурент на место в составе».

Гусаров стал одним из самых надежных оборонцев в составе «Квебека», а затем и его следующей инкарнации – «Колорадо». Никогда не отличавшийся внушительными габаритами, даже на маленьких энхаэловских площадках Алексей регулярно выходил на лед против сильнейших форвардов соперника и в меньшинстве. Великолепное катание, изумительное владение клюшкой и умение выбирать позицию делало его практически незаменимым в клубе, где он завоевал Кубок Стэнли и за который провел чуть более 10 лет (из них половину – уже в «Колорадо»). «Нет такого же другого защитника, как Гусь», – сказал его партнер по команде Адам Фут. «Его недооценивали. Он был огромной частью успеха чемпионской команды 96 года, но даже сейчас он не получает всех почестей, которых заслуживает».

Валерий Каменский

Еще один советский хоккеист попал в «Квебек» на волне успеха на Олимпиаде 1988 года. В том году 22-летнего Валерия Каменского выбрали на драфте франкоканадцы, через 3 года он перебрался в Канаду, а еще через 4 вместе с командой переехал в Денвер. Там Валерий раскрылся в полной мере и не только не потерялся, но заблистал в атаке команды, которая состояла из таких звезд, как Джо Сакик, Петер Форсберг и Клод Лемье. Благодаря сбалансированной и результативной игре тройки (возможно даже лучшей в истории «Авз») Каменский-Форсберг-Лемье «Колорадо» добралось в 1996 году до Кубка Стэнли. Сам Валерий набирал в том сезоне более очка за игру, а в плей-офф забросил 10 шайб, обогнав по очкам и Форсберга, и Янга, и Лемье, уступив только Сакику. Победа в Кубке Стэнли стала верхом карьеры Каменского.

С именем Валерия в «Колорадо» связано много памятных эпизодов – от акробатического гола в ворота Ванбисбрука… «Шайба, действительно, роскошной вышла. Леша [Гусаров] вытянул на себя двух «пантер» и прокинул мне, оказавшемуся перед воротами, шайбу. Она скакала, перемещаясь от одной ноги к другой, – бросать с ходу неудобно, но и момент жаль было упускать. «Надо исхитриться», – мелькнуло в голове, и сделал первое, что пришло на ум – ударил с разворота, сунув клюшку между ног. Когда увидел, что шайба в воротах, три раза моргнул – не поверил, что залетела…»

до нокдауна, в который обычно интеллигентный и тихий на льду Каменский послал задиру Ульфа Самуэльссона. «Да, игрок был неприятный. Ладно бы, просто бил – но старался побольнее, колено в колено. […] И один раз я не выдержал. Подбежал к нему и врезал. Перчатки снимать не стал. Почему не снял? А я драться не умел. В чем был – тем и ударил. Не знаю, как попал, что этот швед рухнул на лед».

Сандис Озолиньш

Еще одним обладателем перстня в составе «Авз» в 1996 году стал латыш Сандис Озолиньш. В отличие от Каменского или Гусарова он не играл за «Квебек», а появился в команде лишь в начале сезона 1995-96 в результате обмена Оуэна Нолана в «Сан-Хосе». Два обмена – этот и приобретение Патрика Руа – превратили команду из середняка в чемпиона. До Озолиньша самым атакующим из защитников «Эвеланш» был Уве Крупп… не слишком убедительный вариант в нападении, правда? Как только в команде появился латвиец, игра большинстве стала одной из самых сильных сторон «Колорадо» – более половины из своих 271 очка за «Авз» Озолиньш набрал при игре в неравных составах.

Обладая сильным и точным броском, «Волшебник Страны Оз» не забывал и о своих оборонительных обязанностях. В 1997 году Сандис попал в символическую сборную по итогам сезона и заслужил номинацию на «Норрис Трофи». Было очень обидно терять этого игрока, когда в 2000 году генеральный менеджер команды Пьер Лакруа обменял его на несколько высоких драфтпиков, под которыми никого стоящего так и не выбрали.

Озолиньш до сих пор удерживает многие рекорды «Авз» – по голам, передачам, очкам среди защитников. «В Колорадо я провели лучшие годы своей карьеры. Это место вообще мне очень близко. Колорадо – горный штат, там очень свежий воздух, тихо, спокойно. Там я всегда отдыхаю душой – не случайно же поселился там с женой и детьми. А победа в Кубке Стэнли, одержанная с местным клубом, вообще сделала для меня Колорадо вторым домом».

 

ИГРОКИ

Андрей Коваленко

Роль Коваленко в становлении чемпионских традиций «Эвеланш» сложно переоценить. «В голове не укладывалось, что кто-то может решать твою судьбу, с тобой даже не посоветовавшись. Но стоило мне успокоиться, как я все понял. «Колорадо» очень нужен был Руа, и клуб был готов отдать любого, кого потребуют взамен. […] Я не терзаю себя мыслями о том, что упустил шанс завоевать Кубок, поскольку далеко не факт, что без Руа «Колорадо» смог бы это сделать». В итоге Андрей провел в «Авз» всего 26 встреч на старте чемпионского сезона – но даже за столь короткий промежуток он успел набрать 22 (11+11) очков. Еще играя за «Квебек» Коваленко убедил мир НХЛ, что такой нетипичный русский силовой форвард обладает высокой ценностью, а потому «Канадиенс» были готовы принять подобную компенсацию (вместе еще с несколькими игроками) за своего строптивого голкипера.

«Русский Танк» действительно был одним из ярчайших российских игроков НХЛ середины 90-ых. Регулярно играя в ведущих звеньях, Андрей набирал много очков, заработав в своей дебютный сезон целых 68 баллов за результативность. Увы, далее его результативность стала снижаться, и к моменту переезда в Колорадо команда уже не так сильно зависела от его игры – место силовика в звене Сакика заняли Саймон и Дэдмарш, а Коваленко сменил еще 5 команд в НХЛ и вернулся в 2001 году в Россию, где ныне является председателем профсоюза игроков КХЛ.

Андрей Николишин

Другой Андрей пришел к стареющим «лавинам», когда Руа уже завершил карьеру. Атака команды в сезоне 2003-04 была по именам настолько грозной, что поджилки трясутся до сих пор – Сакик, Форсберг, Селянне, Кария, Гейдук, Тангуэй, Коновалчак… Николишину роль отводилась в третьем-четвертом звене. Конечно, никто не рассчитывал, что полсезона он проведет в лазарете, но и фестиваля голов от Андрея не ждали. «Как и раньше, буду играть в центре с акцентом на оборонительные действия. Думаю, забивного снайпера или вратаря из меня в Денвере делать не собираются...»

«Ради Кубка Стэнли стоит рисковать здоровьем», – говорил тогда Николишин. Однако сотканная из звезд команда не стала командой-звездой, оступившись во втором раунде на непробиваемом Набокове и его «Сан-Хосе». Затем наступил локаут, и Андрей вернулся на родину, где еще в прошлом сезоне выступал за челябинский «Трактор».

Карлис Скрастиньш

Вместе с Николишиным в 2003 году команду пополнил второй латвийский защитник в истории «Колорадо» – Карлис Скрастиньш. В Колорадо он задержался на 3 с половиной сезона, но подвигов не совершал и славы не снискал, разве что не пропустил ни одной игры и добрался до рекордных 495 встреч подряд.

Защитная пара Кларк-Скрастиньш до сих пор вспоминается поклонниками «лавин» с чертыханиями и проклятиями, поскольку оба недостаточно хорошо играли в атаке, чтобы исправляться за «косяки» в защите. Впрочем, свою работу «Скрэтч» делал достойно, хоть и без блеска, иначе не продержался бы в команде и сезона. Однако карьера Скрастиньша в «Авз» оказалась серой, бледной, а сам игрок был на льду незаметен каждый вечер, несмотря на то, что он так и не пропустил ни одного.

Руслан Салей

На замену Скрастиньшу пришел Салей – причем сразу же: одного обменяли на другого. Концовка сезона 2007-08 и весь следующий Салею удались, хотя команда была уже далека от чемпионских времен. Третий сезон не задался. Травма спины выбила белоруса до конца сезона, а когда он вернулся на лед, то был медленен, терял игроков и постоянно отдыхал на скамье штрафников.

Салей был первым из старой гвардии защитников «Эвеланш», с кем команда рассталась после сезона 2009-10. Руслан перешел в стан заклятого врага «Авз» – «Детройт Ред Уингз», став одним из всего 6 игроков, которые поиграли за обе команды. Иного игрока болельщики в Колорадо давно уже прокляли бы за такой шаг (даже к Уве Круппу в Денвере относятся с опаской), но Салей не дослужился до того, чтобы считаться частью «Авз». А потому – несмотря на сотню сносных игр в кларетово-синем свитере – не может рассчитывать на что-то иное, чем замыкание раздела «Игроки» в данной статье.

 

РАЗОЧАРОВАНИЯ

Дарюс Каспарайтис

Бывшие звезды «Колорадо» всегда много теряют, когда подписывают многомиллионные контракты с «Нью-Йорк Рейнджерс». Каспарайтис, впрочем, звездой не был, хоть и контракт с «рейнджерами» в итоге прибил его. Но злоключения «Каспера» начались еще в «Эвеланш», куда его пригласили в дедлайн в 2002 году, надеясь с его помощью повторить прошлогодний успех в Кубке Стэнли. Защитить титул не удалось, а литовец с российским паспортом суммарно за 32 встречи набрал всего 3 передачи и жалкие для него самого 37 минут штрафа… Не этого от Каспарайтиса ждали в Денвере.

Виталий Колесник

Казахстанский вратарь Колесник прибыл в НХЛ с небольшим скандалом – сначала воспитанник усть-каменогорского хоккея подписал контракт с «Кузней», а спустя несколько дней уже уехал за океан, пробиваться в основу «Эвеланш». Стоило ли это того? По словам главного тренера Джоэля Кенневиля, Колесник должен был хотя бы бороться за место в составе: «Я оцениваю этот шанс как один к двум. На данный момент мы остались с тремя голкиперами: Давид Абишер и два новичка – Колесник и Петер Будай. Так что все зависит от Виталия». С одной стороны, этот шанс Виталий не использовал. С другой стороны, неужели болельщики или он сам рассчитывали на что-то большее, чем роль третьего вратаря? С ней-то он справился.

Денис Паршин

Возможно, форварда московского ЦСКА Паршина стоило бы поместить в категорию «Недоразумения», но права на пик третьего раунда 2004 года по-прежнему принадлежат «Авз» (благодаря отсутствию соглашений между НХЛ и КХЛ), а потому все еще есть надежда, что он (а вдруг?) приедет в Америку. Сейчас у него трехлетний контракт с «армейцами», но ведь с внедрением узких площадок в России техничному и малогабаритному Паршину становится все равно, где играть; теперь толкаться у бортов придется и в КХЛ. После Паршина ни один россиянин не был задрафтован «лавинами». Да что там россиянин – ни один игрок из Восточной Европы – за 7 лет только американцы и скандинавы!

 

НЕДОРАЗУМЕНИЯ

Юрий Бабенко

«В составе «Колорадо» тогда играли практически одни звезды. А люди, выходившие в четвертом звене, были лучшими во всей лиге по убиванию времени в меньшинстве и выигранным вбрасываниям. Это были мастера высокого уровня. И лишь благодаря стечению обстоятельств я провел три игры в составе «Колорадо». Пожалуй, к словам центрфорварда московского «Динамо», мелькнувшего в составе в 2000 году, добавить нечего.

Евгений Лазарев

Об украинском правом крайнем Евгении Лазареве известно немного, но несмотря на это в 1998 году в третьем раунде драфта он достался «Колорадо». Ни одной игры за «лавин» он так и не сыграл. По наклонной прошел его путь по низшим американским: AHL, где он был самым молодым игроком лиги в 18 лет, ECHL, UHL… Когда ты не выходишь в первом звене команды «Эльмира Джекэлз», трудно рассчитывать на хорошую карьеру, и как же смешно и грустно выглядят сейчас строки «будет стабильно набирать очки в НХЛ через два-три года»...

Александр Рязанцев

Защитник «Трактора» Александр Рязанцев – даже не самый популярный Александр Рязанцев в отечественном спорте. Футболист Александр Рязанцев больше на виду, да и шахматист поспорить может. Хоккейный же Рязанцев в России сменил уже 8 команд, а в НХЛ не провел и минуты. Далекий выбор в 1998 году, игравший в канадских юниорских лигах, изначально брался под фарм-клуб, а потому даже на церемонии драфта он не надевал свитер «Эвеланш».

Михаил Кулешов

Неужели его когда-то выбрали в первом раунде? Если и были у «Авз» провалы на драфте хуже, чем выбор Кулешова, то разве что некие Ратчак и Граймс. Ведь в отличие от того же Граймса, у Кулешова в активе есть три игры за Авз. «Меня поставили в тройку с капитаном «Лавины» Джо Сакиком и Стивом Коновальчуком, бывшим капитаном «Вашингтона». Мне не хотелось ударить лицом в грязь, выступая рядом с ветеранами, поэтому я стремился сыграть на таком же высоком уровне». Стремление – это здорово. Но когда оно не подкреплено умениями, оно бесполезно. Увы, это профессиональный спорт. В котором Михаил где-то затерялся…

Сергей Соин

Из всего вышесказанного уже можно уяснить правило, которому должны следовать менеджеры «Эвеланш»: «Не драфтуй русского таланта – погубишь ему карьеру». Сергей Соин – еще одно тому подтверждение. Считавшийся большим талантом в юниорах, Соин получил неприятное клеймо – ярлык с надписью «выбрано Авз». Сергей даже не стал пытаться закрепиться в американских лигах, всю карьеру провел в России («Крылья», ЦСКА, «Северсталь»), но его это не спасло. Так и не раскрывшийся Сергей будет пытаться в предстоящем сезоне стать заметным игроком в составе ОХК «Динамо».

Агрис Савиелс

Очередной латвийский защитник мог бы дождаться шанса сыграть пару игр за основной состав «лавин», ведь в фарм-клубе он был основным игроком. Однако в 2005 году Савиелс решил вернуться в Европу – сейчас в его послужном списке такие страны, как Словакия, Дания и Италия. «Я ждал нового контракта от «Колорадо», но его так и не предложили. И я решил полностью сменить обстановку».

Сергей Клязьмин

Крайний форвард Сергей Клязьмин играл за «Колорадо». Только то были не «Колорадо Эвеланш», а «Колорадо Иглз» из Центральной Хоккейной Лиги. Всего же после карьеры в юниорском хоккее Клязьмин провел на взрослом уровне 25 игр… Виной тому – травмы. Андрей Николишин, будучи игроком «Авз», вел колонку для «Советского Спорта», и однажды написал там следующее: «Клязьмин же прошел сборы с юниорами, получил небольшую травму и практически не тренировался». За этой «небольшой травмой» последовали новые, и новые, и еще… В итоге Клязьмин пропал с радаров.

Сергей Шеметов

Кто такой Сергей Шеметов, 258 номер драфта 2002 года, выступавший за несколько сибирских клубов, узнать не удалось.

* * *

Успехов Семену Варламову на нелегком поприще россиянина в «Колорадо Эвеланш».

Материал опубликован в All Sport Magazine #6.

Другие темы в этом блоге:

Новый набор Колорадо

Тишина и Пятнадцати/Десяти-Летия

Статистика по нашим парам защитников в прошедшем сезоне