6 мин.

Самый ценный баскетболист

В последние годы на турнирах «на уровне и под эгидой» (С) ФИБА нарисовался человек, выделяющийся куда больше других в борьбе за звание самого ценного игрока того или иного соревнования, в котором он участвует. Его уровень баскетбола, разумеется, невероятно высок, но за него говорит другое: он продолжает выступать против правил.

Фото: REUTERS/Mike Segar

Какие тезисы мы слышим активнее всего? Уровень растет, команды выравниваются, соответственно идет распределение нагрузок. Посмотрим на испанцев, куда активно заходят молодые, на французов с их добавкой из Ноа и Батума к Паркеру, на россиян, сербов, даже на бразильцев с их надеждами на Ногейру и Мело на домашней Олимпиаде.

Вынося американцев и повсеместную натурализацию за скобки как факты, само собой разумеющиеся, мы видим, что везде – в более-менее солидных сборных – подходит новое поколение, которое совершенно точно не будет безнадежным, и только лишь аргентинцы играют старой гвардией, которая от года к году становится лишь медленнее, тяжелее и в чем-то даже разобщеннее, звенья и связки с потерей ветеранов лишь разрушаются. От золотого состава-2004 остаются только кожа да кости.

Что еще мы слышим? Да, тему про отказников. Я хочу вылечиться. Я хочу отдохнуть после напряженного сезона и розыгрыша плей-офф. Мой клуб меня не отпускает. Перспективы в НБА и подготовка к новому сезону для меня важнее. Я хочу на пляж, но вы, в Федерации, придумайте какую-то отмазку за меня, ок?

Увидев, как Олимпиада в Пекине фактически отобрала карьеру у форсировавшего восстановление Яо Мина и выбросила несколько лет из жизни Ману Джинобили в мусорную корзину (ведь он также не был готов к турниру, за что и поплатился), каждый игрок получает достаточный кредит доверия для того, чтобы массы приняли его решение. Но один человек из сборной Аргентины все равно едет.

На каждый отборочный матч, на любой подготовительный товарняк со сборной страны без письменности, на все возможные турниры и убивается там на двести процентов. Год назад ему порезали колено, сделали первую серьезную операцию за всю жизнь и посоветовали выходит на паркет ближе к тренировочному лагерю, который, учитывая локаут, мог вообще непонятно когда стартовать. Он их послушал? Конечно, уже летом в одиночку вытащил свою страну на Олимпиаду, не будучи готовым даже на пятьдесят процентов.

Ману – лучший игрок всех времен для Аргентины, но именно Скола – величайший баскетболист в истории сборной, спортсмен, который приезжает играть ради майки даже тогда, когда все остальные его звездные партнеры находят пятьдесят причин для отказа. Он собирает вещи, берет билет на самолет, выступает, выцарапывает для них путевку на большой турнир, забирает очередную статуэтку MVP чемпионата Южной Америки и только потом начинает решать свои личные вопросы.

В игре за сборную своей страны у него регулярно зашкаливает градус мотивации, но именно сейчас происходит невероятное: заряженный на максимуме в каждом матче игрок преодолеет даже эту планку. Невозможно? Не-а, очень даже.

Это последний его турнир вместе с Джинобили и их реальный шанс на медаль, он понимает это, осознает возможность подарить стране то, чего там никто не ждет, как и восемь лет назад, когда они прервали гегемонию американцев на Олимпийских Играх, пускай и звездно-полосатых прибили не они одни. Это стимул, толчком же стал другой ход: его выбросили из команды по совершенно не зависевшим от него причинам, словно он какой-то Андрэй Блатч или Гилберт Аренас, насцавший ему в обувь.

О его имя вытерли ноги в организации, которой он отдал всего себя. Ему указали на дверь в клубе, где он был лучшим игроком передней линии и оставался бы им на несколько лет вперед, при этом, даже не поинтересовавшись его будущим трудоустройством, ведь с вейвера его мог подобрать и какой-то «Шарлотт» или прочий генетический мусор, где Скола просто сгнил бы как игрок, как человек, у которого в профессиональном баскетболе осталось два продуктивных года, позволяющие ему изрядно пошуметь, в том числе и в плей-офф. Кого это волновало? Нормальных людей? Да. Болельщиков «Хьюстона» или простых поклонников игры? Да. Самого Сколу? Конечно. Дэрила Мори? Нет.

Что бы ни говорил лидер сборной Аргентины, как бы он ни пытался это скрыть, но он обозлен, это его природа, в него это заложено и отдуваться будут именно соперники в Лондоне, а не какой-то чувак в техасском офисе. Луис будет играть с тройным задором, что при его несомненных преимуществах делает его сборную легитимным претендентом даже на Большой Финал вне зависимости от силы собственного состава.

О чем я говорю?

Его игра была построена по кирпичику в Европе, он знает этот баскетбол лучше сотен тысяч других. Это ни для кого не новость, но именно в Америке он не просто прибавил, но и получил невероятную возможность укрепить характер и выдержку. Будете смеяться, но он единственный «большой» на турнире, через которого разыгрываются все виды комбинаций в клатче в его команде НБА, даже через резервиста американцев Кевина Лава «гонят» только два. Розыгрыши под загрузку спиной, под открытый средний, под пик-н-ролл и под пик-н-поп последние годы работали только под Луиса, и он стал одним из самых эффективных игроков в лиге в решающие отрезки.

Да, без физики, да, без скорости, да, без умения забить сверху, но он ухитрился стать таким исполнителем.

Скола научился регулярно забивать под давлением тогда, когда ему противостоят соперники, заметно превосходящие его в атлетике, росте, длине рук, здорово работающие в ногах в защите, там, где есть активная подстраховка с обеих сторон, но используя свои танго-элементы под кольцом, он приносит очки. Поэтому баскетбол на ФИБА-турнирах так легок для него в последние годы: его рядовые противники просто слабее в каждом из этих компонентов, и он банально куражится, получает удовольствие.

Проще говоря, сами условия за него: в его возрасте 32-34 минуты за матч переносятся очень даже нормально, а в европейском баскетболе мастер экстра-класса, проводящий на паркете около 85-90% игрового времени становится оружием вдвойне опасным. Здесь нет рекламных тайм-аутов, здесь легче сохранять сумасшедший ритм, который важен для него лично. Если Скола начинает попадать, его нельзя усадить на скамейку, давать три-пять минут на отдых, он будет колотить до тех пор, пока ноги или колеса на инвалидном кресле не отвалятся. Вне зависимости от того, тридцать два ему или пятьдесят восемь.

Аргентина будет грузить Луиса зная, что он обыграет один в один любого противника на турнире и при этом постарается максимально качественно пользоваться выбросом мяча на периметр, где Дельфино и Джинобили могут и опустить его на паркет, и доставить в руки партнеру и совершить важный бросок. Карлос, который параллельно рубится еще и за прибавку в несколько миллионов в новом для себя контракте с клубом из сильнейшей лиги мира, добавляет подобной тактике еще больше смертельных химических связей. Психология Ману в НБА, тот самый последний поход, длящийся для «Сперс» уже лет пять, великолепно вписывается в сегодняшнюю концепцию. Главное же для бело-голубых то, что в отличие от того же Китая, где есть статистический маньяк И Цзяньлянь, Аргентина все еще умеет достаточно поджимать в защите, чтобы соперник не мог нивелировать все, что вы ему наколотили.

Именно Скола – главный игрок этой команды, как раз он и будет единственным конкурентом знаменосца из Поднебесной в борьбе за звание самого результативного баскетболиста на этом турнире, и только от умения Луиса включить его знаменитый «режим зверя», прекрасно продемонстрированный всем два года назад в Турции, зависит достоинство будущей медали его национальной дружины.

У него есть поддержка, дополнительная мотивация, особенная атмосфера и опыт великих побед. Он прекрасно понимает степень ожиданий от себя же самого и осознает, на каком неземном уровне он должен провести этот турнир.

Он уже легенда своей страны и мирового баскетбола, но именно на этом соревновании Скола рискует не просто войти в Зал Славы ФИБА, ведь он уже там, но и встать на одну ступеньку с Сабонисом, Новицки, Галисом, Наварро, Петровичем и Газолем-старшим. На вершину. Подняв над головой статуэтку MVP и пытаясь отгрызть верхнюю поверхность от третьей олимпийской медали на церемонии закрытия баскетбольного турнира, Луис, скорее всего, откроет и эту дверь