8 мин.

«Вот, наверное, в Уфе-то сейчас праздник!»

Почему Евгений Набоков вернулся в Россию, и кто рад переходу вратаря в СКА больше всего? Какой выбор стоит перед Ильей Ковальчуком? Кто должен решить проблемы с телевизионными показами матчей КХЛ? Почему российская лига превращается в чемпионат ветеранов? В редакционном блоге «Про КХЛ» – обзор российской хоккейной прессы, который будет выходить каждую неделю.

Автор интернет-портала «Горячий лед» Алексей Шевченко комментирует переход вратаря Евгения Набокова в СКА, полагая, что возвращение игрока в Россию облегчит жизнь тренерам национальной команды.

«Когда молодые хоккеисты объясняют, почему они хотят играть за океаном, то говорят: «Туда едут все сильнейшие». Аргумент, что как раз сейчас многие возвращаются, разбивается о контраргумент: «Звезды первой величины все равно остаются за океаном». Теперь это не так. Вот вам Евгений Набоков – один из сильнейших голкиперов НХЛ, в самом расцвете сил. Он едет в Россию – несмотря на то, что с Америкой его связывает намного большее, чем просто работа. Жена, дети, дом...

Нет никаких сомнений, что Набоков нашел бы себе клуб и за океаном, хотя, конечно, таких условий, как в СКА, ему бы не предложили. И вот понимаешь, что Евгений уже в Санкт-Петербурге, но до конца не веришь. Неужели, правда? Вот, наверное, в Уфе-то сейчас праздник! Теперь все Евротуры будут выигрываться в одну калитку, на ближайшем чемпионате мира опять будет хороший состав, а до Сочи далеко-далеко. Но контракт с Набоковым (а также возможный контракт с Ковальчуком) – огромная нагрузка и ответственность для неопытного главного тренера питерцев. Теперь уж точно никто не поймет, если команда не выиграет главный приз. Кстати, за последние две недели Набоков – уже второй вратарь, вслед за Василием Кошечкиным, который делает странный выбор. Правду говорят, что они не такие, как все».

Его коллега Андрей Лазуткин делится мнением о проблеме телевизионных трансляций матчей КХЛ, полагая, что именно клубы, а не лига, должны заняться решением технических проблем.

«Бытует мнение, что полупустые трибуны на домашних матчах – это прямое негативное влияние телевидения. Болельщики из Нижнекамска не понаслышке знают, каково в век интернета смотреть хоккей в записи и с удовольствием расскажут о том, как из раза в раз делали это во время регулярного чемпионата. В Новосибирске и Новокузнецке даже пишут письма, чтобы запретить показ матчей с уже известной мотивировкой «увеличения посещаемости». Для менеджеров такого уровня позиция, мягко говоря, недальновидная. Сразу возникает вопрос: для кого и во имя каких целей, собственно, играют эти команды? Для пяти тысяч зрителей на трибунах или для удовлетворения амбиций начальства, сидящего на теплых должностях и тратящего спонсорские деньги?

В минувшем сезоне упала посещаемость домашних матчей «Ак Барса». О причинах догадаться несложно: и команда, и ее болельщики уже много лет воспринимают регулярный чемпионат как длительную подготовку к плей-офф. Игроки не особо утруждаются на ледовой площадке, а болельщики не слишком стремятся выкладывать за это сомнительное зрелище собственные деньги. Косвенное неуважение к зрителям, плюс отсутствие достойного сервиса и развлекательной составляющей приводят именно к таким последствиям, как в Казани.

Уверяю вас, что все телеканалы, транслирующие хоккей, как никто другой хотят видеть на аренах хороший свет, чистые борта, белый лед и правильную расстановку камер. Беда в том, что зачастую сами клубы никак не поймут, что качественный показ хоккейного матча и является самым могучим инструментом для привлечения новых болельщицких масс. Не понимают того, что правильно поставленная камера, даже если она потребует демонтажа шести кресел, может принести клубу на порядок больше, чем шесть новых болельщиков, не говоря о потенциальных спонсорах, которые в тысячи крат окупят издержки от этих непроданных шести билетов. Чтобы после просмотра хоккея человек, увидевший его в первый раз, подумал: «Вот это ничего себе зрелище! Надо сходить посмотреть вживую». Это – в идеале. Но если вам показывают картинку серо-зеленого цвета, на которой мелькают неузнаваемые фигурки, не отличимые одна от другой, – разве заинтересуешь кого-нибудь таким продуктом? Даже просто в качестве альтернативы проведения досуга – едва ли. Мысль о добровольном инвестировании денег не может зародиться и подавно».

Корреспондент «БАШвестЪ» Олег Чернов комментирует последние приобретения «Салавата Юлаева», полагая, что болельщики уфимцев ждут от руководства клуба более решительных действий.

«Об уже сделанных приобретениях следует сказать следующее – они хороши, но не впечатляют. Хотелось бы увидеть как минимум одного яркого снайпера высокого уровня и пару очень сильных разносторонних центральных. Но этого, скорее всего, не будет.

Свитов – это сила. Для любой команды. Александр – лидер по натуре, умеет сминать соперника в лепешку, хорош на вбрасывании, может запугать слабохарактерного оппонента. В Уфе при большом количестве распасовщиков он может начать много забивать.

Клепиш – это классический чешский игрок. Иногда может сыграть просто блестяще, а может и закиснуть в любой момент, стать серым и скучным надолго. В целом, это достаточно интересный хоккеист, который может, как прибавить в «Салавате Юлаеве», так и уйти в тень».

Журналист «Спорт-Экспресса» Михаил Зислис также затрагивает тему Набокова, пытаясь объяснить, почему вратарь не нашел себе работу в НХЛ.

«Возникает логичный вопрос: как же клубы НХЛ упустили из рук такое сокровище? В первую очередь стоит отдать должное активности президента СКА Александра Медведева. Вырвать Набокова из солнечной Калифорнии, где он прожил десять лет, в дождливый Санкт-Петербург вместе с американской женой и двумя детьми одними деньгами нельзя. Хотя следует признать, что получить четырехлетний контракт в НХЛ на аналогичных условиях Евгению было бы сейчас крайне трудно.

Дело в том, что вратарский рынок свободных агентов НХЛ находится в упадке второе лето подряд. Многомиллионные Жигер, ДиПьетро, Вокоун, Турко и Луонго не всегда оказываются в состоянии даже вывести свою команду в плей-офф. Чем изрядно подрывают надежды на приличные доходы у коллег с истекшими соглашениями. В финалах Кубка Стэнли за последние три года играли такие персонажи, как среднестатистический ветеран «Детройта» Осгуд и питтсбургский «мышелов» Флери. А в решающей серии 2010-го ворота и вовсе защищали представители третьего эшелона – финн Ниеми и «вечный второй» канадец Лейтон. С учетом того, что кубковая история Набокова не столь впечатляюща, как его выступления в регулярке, спрос на россиянина был как никогда скромным».

Колумнист «Всего хоккея» Константин Нужденов подводит последние итоги чемпионата КХЛ-2009/10, отмечая, что громкие трансферы не всегда приносят пользу клубам.

«А как все начиналось, принято говорить в таких случаях. Два из трех самых громких приобретений клубов КХЛ прошлого лета, как предполагалось, стали украшением нашего чемпионата. Но – не принесли они своим клубам никаких дивидендов.

Зубов в свои-то 40 был в порядке полном – оказался он самым играющим хоккеистом СКА: почти по 24 минуты в среднем за матч, 42(10+32) очка (пятый защитник-снайпер, первый защитник-ассистент и защитник-бомбардир в «регулярке»).

Федоров в свои 40 сезон провел очень средний. В отличие от Зубова, который уровень держит год за годом, Федоров с каждым сезоном играет слабее и слабее. Магия великого имени – магией, а факты – фактами. Всего десять шайб и 20 передач в регулярном чемпионате – показатель среднего игрока КХЛ, даже при том, что кучи голов и вороха очков от Федорова никто не ждал. Но и роль «живой легенды» охарактеризовалась, увы, тем, что Федоров просто не выходил на лед в решающих, проигранных его «Магниткой», матчах плей-офф – с «Ак Барсом».

Ну, а Гудлер сезон просто «откурортничал», интересам команды частенько противопоставлял личные, об обороне забывал, и так далее, и тому подобное. Тут, конечно, и общая ситуация в «Динамо» влияла, но – тем не менее. В итоге как приехал из «Детройта», так и уехал обратно в «Детройт», заработав тут столько, сколько там ему и не дадут. Поэтому и говорим – как на курорте побывал».

Радиоведущий Владимир Дехтярев в личном блоге сетует на то, что КХЛ постепенно превращается в лигу для ветеранов, утверждая, что у российской молодежи нет возможности проявить себя на Родине.

«КХЛ продолжает потихоньку стареть. Вот, пожалуй, самое главное отличие нынешней НХЛ от прошлых лет. В КХЛ с молодыми игроками становится хуже, вот только руководство КХЛ этого не замечает или делает вид, что все нормально.

Увы, МХЛ, пока не может выдавать такой продукт, который выпускают молодежные лиги Северной Америки. Тут и не совсем понятный драфт, и не всем понятный потолок зарплат, ведь он у нас не совсем прозрачный, а если точнее совсем мутный. Зато все очень понятно в Северной Америке, где молодежные лиги продолжают, как инкубатор воспроизводить хоккеистов готовых уже в 20 лет становиться лидерами своих команд. Нам бы у них поучиться. Но мы идем своей дорогой.

Спонсоры некоторых команд КХЛ готовы подписывать любого игрока, причем готовы предложить игрокам очень большие деньги. Потолка у нас, увы, нет, а теперь еще и налог на роскошь появился, который практически развязал нашим организациям типа «Газпроммазутнефть» подписывать кого угодно, хоть «черта лысого».

А талантливая молодежь продолжает покорять чужеземные лиги. А КХЛ продолжает стареть.

Задумайтесь господа из КХЛ о будущем российского хоккея, а то Олимпиада в Сочи станет очередным разочарованием хоккейных болельщиков, пока еще Великой хоккейной державы, коей является Россия».

Главный редактор «Всего Хоккея» Игорь Какурин советует нападающему Илье Ковальчуку определиться с тем, что он хочет больше – деньги или победы.

«Ковальчук хочет десятилетний контракт на десять миллионов в год. Хотя таких денег на такой срок, Ковальчук может и не понимать, что после этого ему уже просто нечего будет хотеть. И что добиваться ему тоже уже будет просто нечего.

Но Ковальчук не может не понимать, что с десятимиллионной «саляри»-зарплатой, при пятидесяти девяти миллионном «кэпе»-потолке, он будет там, где ему это дадут, ровно тем же, кем он был в «Атланте». Первым парнем на деревне. Одинокой звездой практически без партнеров. Сам «съедая» шестую часть потолка-то. А Кубок Стэнли выигрывают совсем не такие команды.

И не такие, кстати, в какой Овечкин, как видим. А Овечкин сейчас самый «саляристый» игрок всей НХЛ – с более чем стомиллионным контрактом аж до сезона 2020/21. С контрактом, рядом с которым ни один, – ни Кросби, ни Малкина, если по сроку, – ни Лекавалье или Зеттерберга, если по сумме, – и рядом не стоял.

С контрактом, к которому в своем хотении стремится Ковальчук сейчас. Эта золотая клетка гарантирует все что угодно. Супердолговременное суперблагополучие. И «трофи» с «эвордами» столько, насколько сил, умения и везения хватит. Но не гарантирует больших побед. Или хотя бы одной, потому как с ним, с Кубком Стэнли, все просто – он либо есть у тебя, либо его у тебя нет».