6 мин.

Спасите нашу Машу

А как обнадеживали предфинальные расклады! Да, Агнешка Радванска, проигрывавшая в этом сезоне только Азаренко, на вязких кортах Крэндон-парка провела на три часа меньше Шараповой. Да, играла она чистенько и победы одержала уверенные. Но, во-первых, соперницы польки либо совершенно не отвечали ее уровню (испанки Солер-Эспиноза и Мугуруза-Бланко), либо находились в некондиционном состоянии (Уильямс-старшая и Бартоли). Во-вторых, фактом, пусть и историческим, было колоссальное преимущество Шараповой в личных встречах (7-1). Наконец – и это был главный повод для оптимизма – в полуфинале против Каролин Возняцки Мария Шарапова провела, наверное, свой лучший матч за последние десять месяцев и уж точно лучший матч на харде за несколько лет.

Сделаем вид, что пяти геймов первого сета никогда не существовало – и перед нами окажется Шарапова, играющая умно, комбинационно, спокойно и целенаправленно. Она не торопилась забить Каролин (все равно сделать это Маша теперь не в состоянии), играла с запасом, но методично грузила ее форхенд, атаковала с коротких мячей, в меру агрессивно принимала подачу и классно подавала в решающие моменты. Такой теннис после череды невзрачных побед и бесславных поражений, сопровождавших Шарапову после Рима-2011, был что бальзам на душу. Казалось, что теперь-то россиянка снимет ки-бискейнское проклятье – трижды здесь Мария выходила в финал и трижды в нем проигрывала. Но, видно, не судьба.

«Новая и улучшенная» Радванска тем временем адаптировала под себя стратегию успеха, которую полтора года применяла Возняцки. По идее, критики – эстетствующие и воинствующие – должны были запустить в Агнешку те же стрелы, что поражали Каролин. Не тут-то было. Вот уже и Джон Вертхейм ищет глазами на трибунах Мелани Молитор, потому как на корте ему чудится Мартина Хингис. А Мэтт Кронин добавляет, что Радванской «давно пора замахнуться на шлем». На самом деле Радванска теперь делает на корте почти то же, что делала датчанка, то есть успешно воздерживается от какой-либо деятельности (один виннерс за первый сет и пять за второй). Фишка в том, что техника Радванской (использование блокирующих ударов, подставок вместо пустого перекручивания мячей) более приятна глазу, а в данном случае оказалась еще и более эффективной. Относительно низкий отскок после таких ударов Агнешки приводил к безобразным срывам в исполнении Шараповой. Маша давно не может похвастаться хорошей и стабильной работой ног, но то, что происходило на корте в финале, вообще за гранью добра и зла. Срывать удары – ауты были метровые – Шарапова начала с первого же гейма, когда «тактический гений» Радванской еще дремал.

За весь матч Мария не сумела сделать ни одного брейка, она не успевала как следует подходить к мячу даже при самых мягких (68 миль в час) подачах Радванской, а все четыре брейк-пойнта были растрачены ею самыми что ни на есть чудовищными ошибками. Чтобы поверить в то, что игрок экстра-класса способен выдавать их, да еще и в таком количестве, нужно было видеть матч своими глазами. В такой ситуации Маше очень пригодилась бы помощь тренера. Если бы он у нее был. Потому что назвать коучингом шаманство Томаса Хогстеда язык не поворачивается. «Она (то есть соперница) устанет», – вот «совет», которым наставник Шараповой делится со своей подопечной из матча в матч. Возможно, более ценные указания он дает ей с трибун, но по результату этого не заметно.

Понятно, что прежнюю гибкость и подвижность Хогстед Шараповой вернуть не в силах, но изменить подход к розыгрышам – вполне. Коли не получается перебить с задней линии не то что Азаренко с Квитовой, но и мягкую Радванску, может, впору задуматься о более частых походах к сетке? Даже на этом турнире в каждом матче Мария хоть раз, но демонстрировала классическую и филигранную по исполнению игру с лета. Рискованно в 25 лет менять привычки, скажете вы? Безусловно. Но разве лучше снова и снова оставаться второй?

Кстати, второе место в рейтинге у Шараповой еще до «Ролан Гаррос» может отнять Радванска. Агнешка как будто задалась целью копировать Возняцки во всем. Как и датчанка год назад, она за несколько месяцев выиграла Токио, Пекин, Дубай и один из американских «мандаторис». Более того, ее грунтовое расписание точь-в-точь совпадает с прошлогодним каролинским: Чарльстон, Штутгарт, Мадрид, Рим, Брюссель. У Радванской есть даже отличные от теоретических шансы сместить с первой строчки Азаренко.

Виктория НеДжокович

Не то чтобы все купились на сравнение Вики с Новаком, но победы свои они действительно добывали в похожем, с поправкой на их атлетические возможности, стиле. На англоязычных форумах его удачно назвали «высокооктановым гриндерством». Скорость, игра по восходящему, длина ударов, грамотное использование углов – с такой плотной, но отнюдь не зубодробительной игрой (миф об Азаренко-хардхиттере наконец забыт) у Виктории практически не было соперниц на протяжении четырех турниров. Но уже в финале Индиан-Уэллса стало заметно, что топлива в баках Азаренко осталось немного, Шарапову она одолела по инерции. По-хорошему, в Майами она должна была проиграть уже в четвертом круге, где ее громила Доминика Цибулкова (вот пример настоящего, хотя и не первосортного хардхиттера). После этого вытаскивать матчи Виктория могла бы только благодаря чистой физике и авторитету. В первом компоненте за межсезонье она серьезно добавила, но не настолько, чтобы стать суператлетом. А на одном авторитете такую соперницу, как Марион Бартоли, не объедешь. Впрочем, ничего страшного не случилось. Полумесячный отдых должен пойти Вике на пользу, а там можно будет и на «Ролан Гаррос» замахнуться. Другое дело, что на вторую половину сезона при таких энергозатратах Азаренко может не хватить, и летние хардовые турниры могут стать вотчиной совсем другой героини.

Возняцки как она есть

Страшно предположить, сколько, скажем мягко, критики вылилось бы на голову той же Шараповой или Серены, если бы они позволяли себе пародировать чьи-то судороги, выдумывать истории о бешеных кенгуру, неумело взрывать за спинами коллег воздушные шары, сниматься при счете 7:5, 5:0, постоянно канючить что-нибудь у судей, отказываться пожимать им руки и т.д, и т.п. Раз за разом Гюльчитай (простите, Саншайн) открывает публике свое истинное лицо, но оно, похоже, тефлоновое – ничего к нему не липнет. В ситуации с Кадером Нуни (пожалуй, самом лояльном к ней судье) Возняцки была кругом неправа, но не только не признала это, а, напротив, посчитала нужным развернуть свои нелепейшие обвинения еще и на послематчевой пресс-конференции. Ну, как дитя малое, честное слово.

Старая гвардия уступает

Серена, Винус и Ким собрались на одном турнире впервые с «Уимблдона»-2010. За это время бельгийка пострадала от дюжины различных травм, младшая сестра едва не стала жертвой легочной эмболии, а у старшей был наконец диагностирован синдром Шегрена. С таким суммарным анамнезом «Большая тройка» едва ли может быть конкурентоспособной, что и стало в полной мере очевидным в Майами. Символичны даже не их поражения как таковые, а то, что каждая из них проиграла сопернице, представляющей новое теннисное поколение.

Снова мучавшаяся бедром и недвижимая к концу матча Клийстерс уступила только оправляющейся от травмы спины соотечественнице Янине Викмайер. Серена Уильямс, растратив всю подачу на реванш против Саманты Стосур и забыв дома ноги, подарила самую значимую и одновременно ничего не значащую победу в карьере Каролин Возняцки (датчанке теперь будет о чем внукам рассказать). Винус Уильямс держалась лучше и дольше всех. Сначала обыграла Петру Квитову в неприглядном, судя по статистике, матче. Затем приняла отказ от победы Александры Возняк – канадка известна тем, что бьется в падучей при виде близкого апсета. Вслед за этим сыграла неожиданно качественный матч против Аны Иванович, чей рекорд против «Большой четверки» теперь составляет красивейшие 1-21. Но на Агнешку Радванску сил у Венеры не хватило, что не удивительно, ведь пять матчей на одном турнире она не проводила уже больше полутора лет. Встретятся ли вместе еще когда-нибудь Серена, Винус и Ким – вопрос открытый. Если это и случится, то, вероятно, только в Лондоне-2012. Винус, судя по ее признанию, на Олимпиаду нацелилась всерьез, Серена наверняка захочет поддержать сестру, а для Клийстерс дебют на Олимпийских играх мог бы стать красивым завершением карьеры.