6 мин.

Андрей Талалаев: «Ни о каком прогрессе речи пока не идет»

Сборная провела очень хорошую игру и дала повод задуматься и специалистам, и болельщикам, что лучше: победить 1:0, несмотря на то, что первый тайм матча с Македонией мало кого удовлетворил, или сыграть нулевую ничью, показав качественный, зрелищный и достаточно стабильный футбол.

В перерыве игры с Ирландией думалось даже не о том, сколько сборная еще создаст опасных моментов, а скорее о том, долго ли будет получаться у нас так строго играть в обороне и не допускать даже полумоментов у ирландцев. До вчерашнего поединка ну просто не было у нас матчей, когда соперник не получит действительно реального шанса забить.

Юрий Жирков сам своей игрой вчера доказал, на какой позиции ему удобнее играть (он ведь вчера и в нападении остроту создавал, и защите, когда это нужно было, помогал). Но отталкиваться следует и от того, что вот когда Алексей Березуцкий в нормальном состоянии находится, когда имеет достаточно игровой практики как в клубе, так и в сборной, тогда и есть возможность выбора у тренера, куда поставить Жиркова. А когда мы ищем, кем залатать дыру на позиции левого защитника — все еще дефицитную при гипотетическом прогрессе Щенникова, при не всегда стабильной игре Янбаева — тогда и у тренерского штаба головной боли больше, тогда и приходится жертвовать зрелищностью Юры в атаке.

То же самое касается и центра полузащиты: задачи нужно решать по мере их возникновения. Когда Денисов по сезону в порядке, то и вопросов никаких не возникает: он играет на своем месте, и играет вполне прилично. А когда Игорь получил дисквалификацию, то замена ему опять же находится не так просто. Уровень футбола, который на протяжении достаточно длительного времени демонстрирует Широков, в нашем чемпионате мало для кого еще достижим. Сами футболисты говорили, что, если бы не травмы, Роман наверняка бы был признан в прошлом сезоне лучшим. И Широков демонстрирует такую игру не отрезками, как это происходит у молодого Глушакова или у Мамаева, который может три месяца играть в футбол, а потом у него может наступить серьезный спад. А Широков полностью восстановился после травмы и со своим большим международным опытом, хорошо зная требования Адвоката и будучи универсальным футболистом, был на позиции опорника наиболее идеальной фигурой. Тем более, когда мы не до конца понимали, какой футбол нам предложит соперник, какие именно качества понадобятся от центра полузащиты.

Другой вопрос был, кто в матче с Ирландией окажется рядом с ним. А рядом с ним оказались те игроки, которые лучше его знают и с которыми лучше налажено взаимодействие — это Зырянов и Семшов. И я не соглашусь, что Зырянов выпал из игры: со своей позиции флангового игрока Константин неизбежно возвращается на свое излюбленное место, в середину, и это абсолютно обоснованно. При этом он выполняет большой объем работы и — этим он похож на Широкова — помимо умения играть в отборе и читать игру, он создает креатив и способен проявить свое мастерство как в позиционном нападении, так и в быстрых атаках, чего не хватало нашей команде в предыдущих матчах.

А говоря о Семшове да и сборной в целом, я бы идеализировать увиденное вчера не стал. Тот состав, который вышел вчера на поле, основан не только на нашей игре, но и на игре соперника. И вот как раз много обсуждалось, будет ли Семшов в старте или не будет. Учитывая то, что у Ирландии не будет двух ведущих защитников, центрального и флангового, и то, как Семшов умеет вторым темпом врываться в свободные зоны — в нашем чемпионате по этому умению с Игорем мало кто может сравниться, — Адвокат решил его оставить. Нагнетать негатив не стоит, но ни о каком прогрессе пока речи не идет — это всего лишь построение игры на основе комплекса причин — взаимопонимания игроков, состояния их самих. Прогресс Аршавина в этих двух матчах связан, наверное, прежде всего с этим.

Так что призываю относиться спокойно не только к неудачам, но и к успехам нашей сборной, строить мысли только на основании того, что мы видим. Есть психологический разбор — то есть по фактам, что было и чего не было, — есть причинный разбор — то есть почему то происходило, а это — нет. Так вот мне кажется, что пока мы способны только на анализ психологический, потому что у нас не хватает информации изнутри, все, что у нас есть — это интервью игроков и тренерского штаба. А говорить на другом уровне мы если и сможем, то только после игры со Словакией, после того, как осознаем, как она прошла, есть ли прогресс в игре, в каком состоянии будут тогда футболисты…

Если честно, как-то особенно критиковать произведенные Адвокатом замены я особенно не вижу смысла. Мы же все видели, что в концовке наша сборная все равно продолжала оказывать давление на ворота соперника и при этом внимательно действовала в защите, не допуская откровенных провалов, как в предыдущих матчах. Зачем теперь задним умом пытаться предполагать, что бы вот было, если бы Адвокат не выпустил Билялетдинова, а, скажем, внес бы в заявку Дзагоева? Если отталкиваться от тех причин, которые нам известны, то говорилось уже, что у Алана была простуда; говорилось, что Билялетдинов очень хорошо знает британский футбол и что ему трудно отказать в умении играть жестко, не расслабляться, подбирать мячи и отбирать их в борьбе и при этом оставаться острым и нестандартным игроком (это показал его выход на ударную позицию). Конечно, не имеет смысла спорить с тем, что с правой ногой у Динияра проблемы и что удар у него совсем не получился, можно было сыграть и более хладнокровно. Но все гипотезы лучше оставить при себе и не строить на них анализ.

Есть такой показатель, он достаточно условный, но ближе к реальному соотношению сил, пожалуй, больше ничего нет — это рейтинги ФИФА и УЕФА. Если брать именно качество игры, то глобальные исключения случаются очень редко. А по игре с Ирландией и по тому, как игра сборная конкретно сегодня, я бы никаких далеко идущих выводов делать не стал. Можно вспомнить, какой футбол показывала сборная Хиддинка в отборе к предыдущему Евро — с Андоррой там, с Израилем, — и как она играла потом в финальной части.

Вопрос о том, как скажется на нас турнирная ситуация, когда нам можно сыграть в Словакии на ничью, заключается в нашей ментальности. Мы не можем пока придти к такому долгому, стабильному, серьезному состоянию с точки зрения психологии: у нас футболисты или сомневаются в своих качествах, боятся больших и грозных соперников, или же они приходят к какому-то определенному успеху, обретают самоуверенность и ходят с поднятой головой. Так было после бронзы на Евро-2008, когда у ребят немножко сносило планку по отношению к делу и по отношению к нашим соперникам. Но после ряда матчей, в том числе со Словений, нас должно было встряхнуть и вернуть в нормальное состояние. Мне кажется, прошедшие игры убедили нас в том, что эта сборная и именно эти исполнители могут играть в хороший добротный футбол, и я не думаю, что за месяц произойдет что-то глобальное и к матчу со Словакией мы подойдем не в том состоянии, в каком нужно. И я призываю внимательно следить за состоянием игроков, пожелать им не получать травм, потому что настраиваться на Словакию или принимать какие-то меры нужно будет уже в октябре. А сейчас, вместо того, чтобы раздувать пожары и всей нацией взывать к игрокам не расслабляться, спокойно вернуться к внутреннему чемпионату и поблагодарить наших за достойную игру в сборной.