4 мин.

Русский Лопес. К чему приведет тренерская рокировка в биатлоне?

Кем был Лопухов?

«Как человек я максималист, и главное для меня – золотые олимпийские медали. Это мое кредо. Второе, третье, четвертое места – это уже не результат».

Так говорил известный тренер Николай Лопухов, комментируя собственное увольнение из сборной по лыжным гонкам.

С ним, за десятки лет выигравшим все, что только выигрывается с мужчинами и женщинами, прощались шумно (если вообще могут быть близки понятия шума и лыжного спорта в России), провожая в загадочную экспериментальную команду по биатлону.

Лопухов там именно экспериментировал, намекая, что бредет фактически на ощупь, учится с листа.

Кем стал Лопухов?

Со дня на день Минспорта утвердит (куда деваться-то?) Лопухова шефом мужской – уже биатлонной – команды, дав ему шанс реализовывать дерзкое кредо опять. Обладателя самой узнаваемой эспаньолки нашего зимнего спорта (кто не знает, в лыжных кругах Лопухов давно носит прозвище Лопес), несмотря на громадный опыт, главный вызов карьеры ждет как раз теперь.

Возможно, до Сочи Правление СБР сочтет нужным упразднить или ввести еще какую-нибудь должность, однако сейчас Николай Петрович, получив свободу действий, станет одной из определяющих фигур в росспорте. Главного тренера, готового что-то подправить или, наоборот, испортить, больше нет. А экспертный, тренерский и еще какие угодно советы слишком громоздки, чтобы отследить каждое упражнение на занятиях Лопухова.

Результат мужиков через пару лет на Играх в серьезной степени зависит от него – лыжника, окунувшегося в биатлон лишь четыре года назад.

Риск? И не маленький.

Как не конфликтовать с Лопуховым?

Отношения Лопухова с ушедшим на понижение Андреем Гербуловым – ключ к ближайшему сезону. Итоги ЧМ в Рупольдинге показали, что бывает, когда кого-то из бригады вроде бы единомышленников захлестывают амбиции: даже добряк Саныч умудрился переборщить с диктатурой, по сути, инициировав конфликты, повлекшие провал на турнире.

Впрочем, по части эго экс-старшему до нынешнего далеко. Лопухов сам себя считает инакомыслящим. За глаза подобных персонажей еще называют склочными – и вот у меня нет твердой уверенности, что людей типажа Устюгова или Шипулина вести к олимпийским медалям должен инакомыслящий Лопес. Девушками, допустим, тоже управляет совсем не шелковый Пихлер – и вряд ли можно сказать, что это помогает обеспечивать идиллию вокруг команды.

Как работать Лопухову?

Тренерский состав мужской основы впервые с весны-2010 не изменился по наполнению – зато изменился по распределению ролей.

Функциональщик рулит, стрелковый спец ассистирует (при всем уважении к Падину его уберем в скобки). Каждый смыслит в своем деле – вместе пестуют сборную. Ведь даже хорошо, что Лопухов не разбирается в стрельбе, а Гербулов, как выяснилось, очень средне подводит подопечных к главным стартам – значит, между ними будет соблюдаться некая автономия. По крайней мере, на бумаге. На деле прошлой зимо, у них ничего соблюсти не получилось – и пока не видно предпосылок, что скоро вдруг получится.

Владимир Драчев по этому поводу высказался пусть снова резко, зато точно: от перемены мест слагаемых сумма не изменится.

Как общаться с Лопуховым?

Если не считать встреч в аэропорту и гостиницах, за суммарный месяц пребывания на кубковых этапах я не видел Лопухова ни разу. Мы с ним не знакомы, поэтому у меня нет права заявлять, что Лопес прячется от журналистов. Коллеги, наоборот, убеждают, что порассуждать о тренировках он вполне горазд.

Представители тренерского совета тоже заверяют, что доклад Лопухова был одним из немногих вменяемых событий заседания в Увате. Жалко иметь на руководящем посту человека, умеющего говорить небанально и живо, но практически не слышать его публично.

С точки зрения результата, степень общительности тренера – вопрос вообще ничего не значащий. С точки зрения восприятия команды, коммуникация способна сыграть не последнюю роль. Навались на сборную беды (тьфу-тьфу-тьфу, конечно), Лопухов никаких публичных объяснений почти наверняка не даст. Просто не посчитает нужным.

Не поздно ли вспомнили о Лопухове?

Николаю Лопухову 67 лет. Бегло пролистав справочник IBU, не обнаружил там никого из тренеров старше него. Японцев, признаюсь, не смотрел, но из шефов топ-сборных Лопухов в лидерах.

Сергей Кущенко затрагивает проблему тренерских кадров ежегодно, только вот конкуренты почему-то в основном молодеют (гляньте на боссов Норвегии, Франции, Германии), а спасать страну на Олимпиаде доверено Лопухову.

Это ни в коем случае не упрек заслуженному тренеру. Он-то не виноват, что кандидатов сильнее не нашлось. Не хочется выковыривать негатив в возрастном факторе, но текущий расклад – точно не повод для гордости.