• Хотите подписаться на новый тег?
    • Например,
      • Сохранить

      Абордаж «Рено»

      Начавшийся как чья-то злая шутка скандал вокруг прошлогоднего Гран-при Сингапура превратился в серьезное дело: команда «Рено» вызвана на Совет ФИА, на котором ей придется объяснять, почему Нельсон Пике-младший разбил болид в самый подходящий для Фернандо Алонсо момент. Sports.ru вспоминает обстоятельства той гонки и предыдущих разбирательств по обвинениям в мошенничестве, изучает причины запоздалого расследования и возможные последствия для сторон.

      Абордаж «Рено»
      Абордаж «Рено»

      В «Формуле-1» давненько не было скандалов. Целых два месяца. Но так уж получается, что нынешний юбилейный 60-й чемпионат мира вобрал в себя событий на несколько лет вперед, поэтому неудивительно, что сенсации до сих пор не закончились. Кто знает, может быть необыкновенно высокую скорость «Форс-Индии» на Гран-при Бельгии и умопомрачительную поездку Кими Райкконена по обочине «Источника» там же еще будут расследовать представители ФИА через годик-другой, но пока они заняты другой историей. В то время как Джанкарло Физикелла старался заполучить место в «Феррари», люди Федерации не спеша и обстоятельно общались с ключевыми фигурами «Рено» – Флавио Бриаторе, Пэтом Симондзом и Фернандо Алонсо. Как в лучших традициях голливудских фильмов, у французской конюшни были изъяты все материалы, связанные с прошлогодним Гран-при Сингапура, в том числе, радиопереговоры командного мостика с пилотами.

      Алонсо заехал на пит-стоп на 12 круге, а на 14-м Пике разбил болид, вызвав на трассу машину безопасности

      Казалось бы, причем тут Сингапур и дела давно забытых дней? Как выясняется, не совсем забытых. Некоторое время назад Международная автомобильная федерация, ревностно охраняющая честь и достоинство спорта в шоу-бизнесе под названием «Формула-1», всерьез заинтересовалась действиями «Рено» во время прошлогодней гонки, победителем которой стал Фернандо Алонсо.

      Вкратце напомним ключевой момент того Гран-при: Алонсо, стартовавший 15-м и шедший на не самую выгодную тактику с ранним пит-стопом, остановился в боксах уже на 12-м круге, после чего ожидаемо вернулся на дистанцию в хвосте пелотона. Испанцу бы приуныть в такой ситуации, но партнера «спас» верный Нельсон Пике-младший, через два круга разбивший свой болид таким образом, что на трассе появилась машина безопасности. Поскольку остальным пилотам пришлось дозаправляться в условиях сэйфети-кара (некоторым даже получив при этом штраф), в условиях плотно сжатого пелотона Алонсо получил серьезное преимущество, которое сумел реализовать в первую для себя и команды победу в сезоне-2008.

      Теперь ФИА, собрав все факты (или сделав вид этого), объявила о внеочередном заседании Международного совета по автоспорту, на котором команда «Рено» должна будет ответить по обвинению в нарушении статьи 151c Международного спортивного кодекса, запрещающей «любое мошенничество или действие, наносящее ущерб интересам соревнования или спорта в целом».

      Статья эта в последние годы фигурирует в «Формуле-1» довольно часто. В 2007 году «на ковер» к Совету вызывался «Макларен» по делу о шпионаже против «Феррари», после – «Рено» с аналогичным обвинением против команды Рона Денниса, затем, в 2009-м, – снова «Макларен», но уже из-за некрасивой ситуации с «лжесвидетельством» Дэйва Райана и Льюиса Хэмилтона на Гран-при Австралии. И вот опять конюшня, базирующаяся в Энстоуне.

      В прошлом в делах по статье 151с ФИА требовала от команд не столько оправданий, сколько признаний

      Во всех этих случаях ФИА требовала от команд не столько оправданий, сколько признаний. «Покайтесь, грешники, вам все зачтется!» – вот девиз суровых дядей из Федерации. После того, как «Макларен» отказался признаваться в злодеяниях, его жестоко покарали штрафом в 100 млн долларов и дисквалификацией в Кубке конструкторов в сезоне-2007. В то же время «Рено», повинившись, за вполне сопоставимый проступок отделалась легким испугом. В этом году подопечные Мартина Уитмарша пытались было упорствовать, но вовремя поняли, что лучше один раз признаться, зато потом вздохнуть с облегчением. Однако не факт, что если «Рено» сейчас сознается, это ей поможет. Впрочем, выяснять правду будут 21 сентября, а пока интересно, почему Федерация так поздно дошла до разбирательств гонки, состоявшейся год назад.

      Британский журналист Джеймс Аллен, например, считает, что ФИА уже давно расследует «сингапурское» дело, однако из-за сложностей в бюрократической системе (схожей, по мнению англичанина, с Королевским Судом ее Величества) лишь сейчас удалось заполучить все разрешения на сбор необходимых документов и доказательств. С другой стороны, в иных случаях (например, в деле по «Макларену») Федерации не нужно было ждать целый год, чтобы потребовать записи переговоров с пилотом или иные улики. Поэтому вполне логично предположить, что или на «Рено» «навел» кто-то из своих, либо это какая-то вендетта. Неизвестно, насколько влиятельны люди, заинтересованные в скандале вокруг команды, однако тот факт, что даже через год шестеренки, приведшие к внеочередному заседанию Совета ФИА, заработали, говорит о том, что эти люди не так просты.

      «Рено» и ФИА поддерживают политику молчания, поэтому никаких конкретных фактов о том, кто бы мог сдать команду следствию, нет. Народная молва по традиции приписывает все гнусные злодеяния человеку с хлыстом, посещающему подвалы лондонского Челси, а журналисты припоминают высказывания огорченного Нельсона Пике-младшего в сторону его бывшего работодателя Флавио Бриаторе. Однако все «зачинщики», как и должно быть, никак себя не проявляют, соблюдая дистанцию между собой и «провинившимися». В такой ситуации можно лишь обратить внимание на некоторые мелочи. Например, на то, что первыми о следствии заговорили бразильские газеты и журналисты. Более того, комментаторы телеканала Globo как по заказу (или точно по заказу?) вспомнили прошлогодний Гран-при Сингапура, когда Фелипе Масса в сердцах высказал Бриаторе, что тому была выгодна авария Пике. Учитывая, что эта история ждала своей огласки целый год, возникают серьезные сомнения в ее правдивости, однако оставим байку на совести бразильских комментаторов.

      Нельзя исключать «подачу» материала из Бразилии от обиженного разрывом контракта семейства Пике

      Как говорили римляне, «Quid prodest» – «ищи, кому выгодно». Если не думать о правосудии (хотя это звучит дико), то на поверхности лежат только личные мотивы. Семейство Пике месяц назад ясно дало понять, что оно сильно обижено разрывом контракта с Нельсоном-младшим, поэтому исключать «подачу» материала из Бразилии нельзя. С другой стороны не будут же отец и сын обвинять крупную организацию в мошенничестве (а дело касается не только гоночной команды, но и репутации всего концерна), не имея доказательств, серьезной поддержки или благосклонно настроенного обвинения!

      «Рено», основываясь на прошлом опыте (в том числе и «Макларена»), нужно четко продумать линию поведения на защите. Если команда невиновна, то будем надеяться, что справедливость восторжествует, и все обойдется. Но что если авария Пике действительно была подстроена, и ФИА предъявит всему миру неоспоримые доказательства? Что будет ждать «Рено» в таком случае? Ведь не факт, что при очередном публичном покаянии Флавио Бриаторе и его коллектив не получат серьезного штрафа или дисквалификации.

      ФИА тоже должна знать меру: слишком суровое наказание может вынудить французский концерн покинуть «Формулу-1» – Берни этому рад не будет. С другой стороны, Федерация должна дать понять, что мошенничество никогда ни к чему хорошему не приводит. Поэтому не исключено, что «Рено» получит небольшую дисквалификацию на пару гонок или штраф, а также лишится победы на прошлогоднем Гран-при Сингапура.

      Материалы по теме


      Лучшее на сайте


      КОММЕНТАРИИ

      Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

      Лучшие материалы