5 мин.

Обучение на футбольного тренера в Германии: юношеский курс, категория С

Спустя полторы недели после детского курса я снова поехал в Грюнберг, чтобы посетить второй и последний курс специализации, посвященный юношескому футболу. Курс был посвящен группам от D (12-13 лет) до А (18-19 лет) с большим уклоном на младшие группы D и C, так как на экзамене тренерам достанется команда одной из этих групп.

Курс так же длился 5 дней, но на этот раз участников было почти в полтора раза больше, чем на детском - 28 человек. Нашим лектором был Руди Шталайга - 56-летний тренер категории А из Гессена, ранее профессионально игравший на позиции вратаря в клубах уровня Оберлиги. Он работает в немецком футбольном союзе уже много лет, проводит курсы, следит за комплектованием сборных Гессена, а также проводит тренировки для лучших детей региона Обер-Абштайнбах в местном пункте поддержки футболистов DFB. Помимо этого, у него свой небольшой сайт (пусть и нечасто обновляющийся), где он выкладывает информацию о своих тренировочных кэмпах для вратарей, которые он делает с бывшими коллегами и текущими тренерами отдельно от DFB.

Здесь я бы хотел сделать небольшое отступление и показать разделение по возрастам в соответствии с классификацией, разработанной DFB, чтобы было немного понятнее, как немцы видят жизненный физиологический цикл футболиста. Это объяснит, почему мы проходили именно те темы, которые я укажу после этого.

Я бы разделил весь цикл на 5, пусть и пересекающихся отрезков:

  • До 11 лет дети лишь обучаются азам движения, координации и работы с мячом

  • Затем, с 11 до 19 лет большее внимание уделяется тренировке и отработке как технических, так и тактических элементов. Упор на тактические элементы возрастает с 13-14 лет, причем сначала уделяется внимание индивидуальной тактике и только потом начинается отрабатываться групповая, а затем командная

  • С 17 лет футболисты начинают готовиться к полноценным игровым условиям, требующим высокой производительности. Пусть Вас не пугает слово "Persperktivspieler" в 5 столбце картинки, здесь под перспективой имеется в виду не уровень таланта, а готовность проводить полноценный матч на всем футбольном поле.

  • На протяжении третьего десятка своей жизни футболист доводит до совершенства умение проводить матч на своих максимальных возможностях, причем, по мнению DFB, пик приходит в районе 26-29 лет.

  • После 30 начинается необратимый спад, и основная задача игроков - поддерживать способность выдерживать большие нагрузки на поле.

Теперь обратно к курсу. На этот раз он был построен немного по-другому: мы были разделены на 8 групп, и каждой группе нужно было приготовить только тренировку для отработки индивидуальных, либо групповых тактических элементов.

Можно было выбрать из следующих тем:

  • Игра 1 на 1 в атаке лицом к сопернику

  • Игра 1 на 1 в атаке спиной к сопернику (тема моей группы)

  • Индивидуальная оборона в ситуациях 1 на 1 / 1 на 2

  • Групповая тактика при атаке с фланга

  • Групповая тактика при атаке через центр поля

  • Групповая тактика при обороне в ситуациях большинства (3 на 2, 4 на 3)

  • Групповая тактика при обороне в ситуациях меньшинства (2 на 3, 3 на 4)

Точно так же, как и в прошлый раз, у нас было по две тренировки в день и два теоретических занятия с перерывами на завтрак, обед и ужин. Честно говоря, из-за того, что мы сами не готовили теорию, а лишь смотрели слайды, информация не настолько хорошо отложилась в голове. Вдобавок к этому, состав группы был слишком разнородным, плюс в группе был один человек, который задавал очень много вопросов, зачастую касающихся не материала курса, а именно своих ситуаций в тренируемом клубе. Это, к сожалению, мешало.

Спектр теоретических вопросов был довольно широк, но пройдены они были все-таки по верхам. Нам рассказали об особенностях каждого из типов тренировок (на выносливость, скорость, силу, координацию и маневренность) для каждой из четырех юношеских групп, представили концепцию правильной разминки и предотвращения детских травм FIFA 11+, показали онлайн-тул для построения иллюстраций к упражнениям, описали взаимодействие юношеских тренеров с DFB и дали общую информацию о DFB Elite-Jugend Trainer (ступень, следующая после категории B).

Наша тренировка была утром в среду, так что мы готовились оба вечера понедельника и вторника. В среду мне пришлось отъехать на весь вечер по своим делам, а группа смотрела матч Лиги Чемпионов и праздновала рождение сына одного из тренеров (кстати, именно того, кто задавал больше всех вопросов).

В последний вечер четверга отдельную тренировку провела восьмая группа, у которой была особенная тема - тренировка девочек-вратарей. Из группы в 28 человек у нас было 3 ранее игравших на любительском уровне вратаря, и Руди позвонил знакомому тренеру из Дармштадта, чтобы она привезла девочек-вратарей из своей группы на пару часов в Грюнберг для тренировки. Это было очень необычно, и особенно волнительно для девочек, так как им пришлось тренироваться перед 30-ю мужчинами :) Очень хороший пример общения с юным футболистками показал Руди, так как он общался с ними абсолютно на равных, подбадривал, ну и достаточно неплохо высмеивал нас, чтобы девочки могли посмеяться и им не было дискомфортно.

В целом, впечатления от курса остались хорошими, но все-таки на итоговое впечатление очень сильно влияет разница в преподавателях курса. Мне лично было интереснее на прошлом курсе о детском футболе, проведенным Кристофом Либихом, даже несмотря на то, что эта тема мне была с самого начала не особо интересна. Несмотря на 20 лет разницы в возрасте с Руди, Кристоф все-таки более квалифицированный тренер - получив всего 2 года назад категорию Pro,  он, конечно же, находится в курсе всех текущих футбольных тенденций, постоянно самосовершенствуется и пытается донести как можно больше разнообразной информации до своих учеников. Чувствовалась какая-то искра, которая от него шла, что очень важно как в образовательном процессе, так и в тренерском деле в принципе. Руди тоже хорошо доносил материал, но все же создавалось ощущение, что для него это больше как стандартная и немного обременяющая работа. Судя по его слайдам, они не менялись уже несколько лет, а дополнительной информации именно из уст лектора было не так уж и много.

Вчера мне наконец пришла практическая тема моего экзамена - упражнения на дриблинг в свободных пространствах. Одним из экзаменаторов у меня будет именно Руди, так что посмотрим, как получится сдать ему подготовленный материал уже в следующую среду.

***

Подписывайтесь на мой канал в Telegram, где я каждый день выкладываю информацию о тренерстве и футбольной аналитике, а также делюсь личными футбольными историями и наблюдениями.