8 мин.

Три лика Томаса Келати

Томас Келати – человек уникальный. Нечасто встретишь американца эритрейского происхождения с польским паспортом, живущего (на данный момент) в России. Но в этом весь Томас – добродушный поляк, образцовый семьянин – эритреец и вечно улыбающийся американец. Сегодняшний пост о первом профессиональном эритрейском баскетболисте в мире, многоликом защитнике БК «Химки».

«Я – эритреец»

«А что, в Эритрее есть баскетбол?», – совершенно справедливый вопрос, который многие из вас тут же хотели бы задать. Оказывается, есть. Вы не поверите – существует даже национальная мужская сборная Эритреи по баскетболу, входящая в зону 5 ФИБА Африки (ФИБА Африки насчитывает всего 53 национальных сборные, поделенных на 7 зон). Вообще, профессиональный спорт в Эритрее занятие опасное. Например, в декабре 2009 года футбольная сборная Эритреи пропала без вести после поражения в четвертьфинале Кубка Восточной и Центральной Африки, который проходил в Найроби. На родину вернулись только главный тренер и военный чиновник, сопровождавший команду в поездке в Кению. Оказывается, это уже третий случай, когда эритрейская команда не возвращается на родину после турнира.

Так что выбор Томаса Келати относительно того, за какую сборную играть, в какой-то степени понятен…

Эритрея – маленькая красивая страна, одна из новейших в Африке. Я был там всего один раз, в 15-летнем возрасте, но мои мать и отец родом оттуда. Долгое время шла гражданская война с Эфиопией, и родителям пришлось покинуть Эритрею. Так они оказались в США, где на свет появился я и две мои сестры.

Так получилось, что, когда началась гражданская война между Эфиопией и Эритреей, мои родители эмигрировали сначала в Саудовскую Аравию, а затем в США. И я, и две мои сестры родились уже в Америке. Но в нас течет эритрейская кровь. Мои африканские гены… полезны не только на беговой дорожке. Они помогают мне и на баскетбольной площадке.

На фоне эритрейского флага

 «Я – американец»

– Томас, ты американец?

– Эбсолютли! Бат…

Такой ответ можно часто услышать при общении с Томасом.

Вырос я в Америке. В школе перепробовал едва ли не все игровые виды спорта. Много занимался футболом – как соккером, так и американским. Мой отец работал тренером и по тому, и по другому. Конечно, в США особенно популярны бейсбол и американский футбол. Я их тоже попробовал, но все же наибольшее удовольствие всегда получал от баскетбола.

Я начинал играть за колледж Вашингтона в лиге NCAA. В NCAA я приобрел бесценный опыт. Меня приглашали во многие школы, но Вашингтонский колледж находился в двух часах ходьбы от моего дома, я часто ходил на матчи, а потом решил пойти учиться именно туда.

Это было хорошее время, я прошел хорошую школу жизни и за эти четыре года понял, насколько важен для меня баскетбол. Участие в подобных соревнованиях – отличная возможность проверить свои силы. К сожалению, в первый год мы проиграли много игр, и оказались на дне турнирной таблицы. Я вообще очень тяжело переживаю поражения, а тогда грянула целая полоса неудач – представляете, каково было мне… Впрочем, это осталось в прошлом. Поражения тоже бывают разными. И из них каждый извлекает разные выводы. Мы сделали правильные и заиграли гораздо интереснее на следующий год.

Скажу честно – эти четыре года – одни из лучших в моей жизни. У меня были отличные тренеры. Они мне многое дали.

Статистика выступлений Томаса Келати в колледже Вашингтона

Но потом я не отправился играть в D-Лигу, а поехал в Европу – в 2005 году я оказался в Бельгии. Не скрою, одной из причин был финансовый вопрос.

Летом 2009-го я играл отлично, и меня заметили. Заметили – и пригласили в летний тренировочный лагерь «Лейкерс», где я провел полтора незабываемых месяца. Конечно, поначалу мои шансы на полноценный контракт с «Лейкерс» были невысокими. Но со временем заинтересованность клуба во мне росла. Я разговаривал и с главным тренером Филом Джексоном, и с генеральным менеджером Митчем Капчаком. Они говорили, что из всех команд НБА «Лейкерс» подходит мне лучше всего. Но на тот момент клуб уже подписал контракты с несколькими новичками, которые фактически стояли впереди меня в «очереди» на площадку». Затем поступило официальное приглашение в команду, в конце сентября 2009 года я подписал контракт, отыграл несколько игр, но оказался лишним – в списке из тринадцати человек я был четырнадцатым – пришлось уйти. К тому же это был контракт без гарантий, а меня такие условия не устроили. Но я ни о чем не жалею, все к лучшему. Зато меня радушно приняла Европа.

Кобе Брайант… Это невероятный игрок, и непередаваемые чувства выходить на одну площадку с этим парнем. Они один из лучших игроков в мире, а, может, и самый лучший. В первую очередь, подкупает его феноменалдьная работоспособность. Ведь одного таланта мало. Таких трудолюбивых людей я, пожалуй, не встречал в своей жизни. Когда у нас было по две тренировки в день, он приходил рано утром, задолго до всех, и тренировался один, затем оставался после всех и снова оттачивал мастерство.

Кстати, 2010 года «Лейкерс» снова выходил на Келати. И опять приглашали в летнюю лигу.

Но я отказался. Понимаете, я уже хорошо заявил о себе в Европе. Вот подписал контракт с очередным сильным клубом. Не хотелось рисковать всем этим ради НБА, где мне, вероятно, пришлось бы долго ждать своего шанса на скамейке. В любом случае два месяца, проведенных в «Лейкерс», были очень полезными.

«Я – поляк»

Моя жена – полька, шансов попасть в сборную США было немного, поэтому я и принял такое решение.

Если честно, польское гражданство я взял ради Марты. Я хочу быть хорошим мужем, а для этого я должен стараться лучше понимать ее, как и где она выросла, уважать ее традиции. Марта, кстати, в ответ выучила английский, проявляет интерес к истории моей семьи. А девочек мы воспитываем в уважении ко всем национальностям и расам.

Польша вообще занимает особое место в моей жизни. Именно там я встретил свою будущую жену — в первый из двух сезонов в «Турове». В этой стране ко мне всегда хорошо относились. И в какой-то момент предложили получить гражданство, чтобы выступать за сборную Польши. Я согласился. В сборной дебютировал в августе этого года, в отборочном турнире чемпионата Европы-2011. Впервые остался совсем без отдыха в межсезонье, но ничуть об этом не жалею. Польская команда попала на финальный турнир в Литву. Выступление за сборную — еще один шаг в моей карьере. Не знаю, получится ли, но мне очень хотелось бы когда-нибудь сыграть на Олимпиаде.

В Польше я выступал на протяжении двух лет и в 2007 году получил приглашение на «Матч всех звезд». Там другая система проведения этого праздника – отличная от многих европейских лиг: действует географический принцип – северный дивизион играет против южного. Я представлял юг и, конечно же, моя команда одержала верх. Очень хотелось попробовать себя и в конкурсе трехочковых бросков, но не удалось – по семейным обстоятельствам я был вынужден уехать в тот день. Больше всего впечатляет, конечно, это шоу данков.

В общем, каждая из трех стран, паспортами которых я владею, мне по-своему дорога. Все три страны – часть меня. Эритрея – это история рода, мои родители. США – страна, которая дала возможность моей семье вести достойную жизнь. А Польша позволила мне развивать мою карьеру.

Пост составлен на основе многочисленных интервью Томаса Келати. Также использовались материалы: draftexpress.com, latimesblogs.latimes.com, nba.com, basketball.ru, sport-express.ru, bckhimki.ru, en.wikipedia.org

Фото: d.polskatimes.pl, foto.imgv.ziolo.eu, media.scout.com, farm6.static.flickr.com, 4.bp.blogspot.com, nba.com, athaia.org, images.vector-images.com, profile.ak.fbcdn.net, Сергей Киврин и Андрей Голованов, bckhimki.ru