4 мин.

Зачем они надели белое?

Мой стаж футбольного болельщика невелик. В 90-е я смотрел футбол от случая к случаю. Помню вот почему-то скучный товарняк сборной Романцева с США (поискал в инете, оказалось это был аж 2004 год), помню перекладину Ди Бьяджо на ЧМ-98, помню финалы ЛЧ 1999 и 2000 и конечно помню тот матч с Украиной (хотя турнирного значения этого матча еще не понимал, знал только что надо побеждать во что бы то ни стало). Но потом случилось событие, после которого мне просто не оставалось ничего, кроме как полюбить футбол.

Фигу и Скоулз

Это был лучший Евро из тех, что я видел. Ни Евро-2004 с сенсационной Грецией, ни Евро-2008 с бронзовой Россией, ни Евро-2012 с феноменальной Испанией не идут ни в какое сравнение с Евро-2000. Количество звезд футбола, выходивших на поля Бельгии и Голландии зашваливало. Ширер и Зидан, Фигу и Гомеш, Хаджи и Скоулз, Анри и Бартез, Дель Пьеро и Мальдини, Блан и Каннаваро, Вийера и Давидс, Тотти и Клюйверт, Недвед и Рауль и много-много кто еще.

Хаджи

Это был турнир не какой-то одной, а сразу нескольких команд. Меня захватило с самого первого матча. Помню, играли Бельгия и Швеция. Я не знал ничего и никого. Даже правила не все до конца понимал. В предматчевых программах говорили все про Эмиля Мпензу. От и забил победный гол тогда. Подыграв рукой, что видели все, кроме судьи. Тогда я начал догадываться, что в футболе не всегда все бывает честно. Но было дико интересно.

И я начал смотреть все подряд. Как великолепная Португалия с Фигу, обыгравала англичан, отыграваясь с 0:2, а потом унижала немцев со главе с Каном. Как в той же группе тех же англичан и немцев окончательно хоронила Румыния с Мунтяну и Петреску с составе. Как норвежец прыгал выше испанского вратаря, принося своей команде победу. Как Югославия после удаления Милошевича за 7 минут забивала 3 мяча Словении и вырывала ничью, а в последнем матче устроила голевую феерию на пару с Испанией. Как уверенно шагала Италия и немного сенсационно Турция. Как чехи, которых все почему-то хвалили и которые выиграли где-то все 10 матчей (это я сейчас понимаю, что речь была об отборочных играх), проиграли французам и голландцам. Как Франция и Голландия репетировали, как говорили тогда, финал, выступая резервными составами в заключительном туре группового этапа в присутствии монаршей семьи, а стадион поделился на два цвета: ярко-оранжевый и темно-синий.

Начался плей-офф. Но что это был за плей-офф! Голландия издевалась над Югославией, но позволила таки Милошевичу стать лучшим бомбардиром чемпионата; итальянцы играли надежно и не позволили румынам ничего; португальцы технично расправились с турками; ну а французам повезло, что двадцатитрехлетняя звездочка по имени Рауль смазал пенальти (почему не бил Мендьета?).

А потом настало время тех трех матчей, которые я не забуду никогда.

Португалия — Франция. Фигу против Зидана. Нуну Гомеш против Анри. Витор Байя против Бартеза. И — Абель Шавьер против всех. Зидан пробил безукоризненно. Фигу к тому времени уже ушел в раздевалку, бросив футболку. Мяч попал в руку, рука попала по мячу — сейчас уже не важно. Французам вновь повезло и они в финале. Нет, конечно Франция была сказочно сильна. Но факт остается фактом. Два пенальти отделили их от двух лотерей.

Голландия — Италия. Матч на века. Притом, что счет-то был 0:0. Но какие это были 0:0! Как терзали оранжевые Скуадру Адзуру, оставшуюся в меньшинстве на тридцать-какой-то минуте! И как великолепен был Тольдо! Не знаю, что было бы, сыграй Буффон, может быть Италия победила бы на том Евро... Но я знаю точно: Тольдо образца июня 2000 года — лучший вратарь в футбольной истории. И не пытайтесь меня переубедить. В том матче он отбил 4 пенальти: один с игры и еще 3 в послематчевой серии.

Тольдо

Финал. Я болел за Италию и за Тольдо. Нет, болел — это слабо сказано. Я стал итальянцем на те два часа, простите за пафосность и избитость оборота. Но так было. Но, погодите... Что это? Италия в белом? Почему?! Они же всегда в голубом! Они Скуадра Адзура! Какое к чертям "белое на счастье"? Это я сейчас не суеверен,а тогда... И все хорошо начиналось ведь. Дельвеккио пробил Бартеза. И вот уже истекло основное время. И Вильтор. Кто это? Я не знал его. Я знал, что сижу, а на глазах моих слезы. И сейчас, когда это вспоминаю, тоже. Тольдо ну никак не дотягивался. Что же ты, Франческо? Ты же волшебник. Нет, закрыл ладонями лицо еще до того, как мяч оказался в сетке. Все понял. Страшный удар. Не по мячу, нет, гораздо глубже. От чемпионства их отделяла минута. Когда в дополнительное время Тольдо разбили нос, все стало понятно. Трезеге спустил курок. Его я тогда тоже не знал. Я утирал слезы, отец, болевший за Францию, ехидно посмеивался.

Две вещи я не понимаю до сих пор. Почему отменили правило "золотого гола" и какого же черта они надели белое.