2 мин.

Синкопа эволюции: недобежавший Форест

«Я дерзок, высокомерен, возмутителен, несговорчив, я напыщен и прямолинеен. И я лучший тренер мира на данный момент».

 Вы, конечно, знаете, кто автор цитаты. Всё верно, неоднократный чемпион Англии, человек,  поднимавший над головой Кубок Чемпионов два раза в качестве главного тренера до того, как ему исполнилось пятьдесят. Только он мог сказать так.

Брайан Клаф.

Или вы подумали о ком-то посовременнее?Нет?Значит, мне показалось. В этом году ему исполнилось бы 80. 22 года назад его время закончилось: 1 мая 1993 года «Ноттингем» проигрывал дома 0:2 конкуренту в борьбе за выживание — «Шеффилд Юнайтед». Когда судьба «Лесников» стала ясна, когда судьба Клафа стала ясна, фаны «Клинков» затянули: «Брайан Клаф, Брайан Клаф, Брайан Клаф!» К пению подключился весь стадион — футбол прощался с одним из самых ярких своих представителей. Глаза Клафа стали мокрыми от влаги: «Это не слёзы печали. Это слёзы позора — позора, который мне уже не смыть никогда…»

А ровно 35 лет назад, 28 мая 1980 года, Ноттингем Форест обыграл Гамбург в финале КЕЧ со счетом 1-0 и второй раз кряду стал сильнейшей командой Европы.

Казалось, он успел всё. Поругаться со всеми чиновниками английского футбола, вывести заштатный Дерби сначала в чемпионы страны, а затем в полуфинал КЕЧ, выдумать сюжет для фильма (“Проклятый Юнайтед”), пробыв на посту Лидса всего 44 дня (сказав в день своей отставки: “это ужасный день. Для Лидса, разумеется”), принять Ноттингем Форест в любимой второй лиге и сделать из него гранда мирового футбола(прикупив разве что Питера Шилтона, великого английского вратаря), отдать клубу 18 лет, дать Кину в челюсть за отброс мяча вратарю, пообещать отрезать волосы и не только половине английских игроков, выпить всё, что можно, с кем угодно где придётся…

Он феноменален. Он гениален, он творил совершенно невероятные вещи. Сегодня такое невозможно!.. И вот именно поэтому его история побед и очевидность глупости чиновничьих ссор с ним и отказов ему кажется такой обидно-несостоявшейся. Он попал в нужное время. Во время доминирования английских клубов в Европе. Во время, когда для международных успехов сборной был нужен тренер. Позарез.

Что там не сложилось, чего было больше, административного упрямства или безумства Клафа, а главное, как бы сложилось, если бы он всё-таки стал тренером той команды, мы не знаем. Мы видим, что получилось.

Брайан Клаф оказался не просто лучшим тренером аккурат своего времени, успев получить болезненный удар в виде вылета Ноттингема в 93-м, когда стало ясно, что футбол изменился, что более невозможен успех известным ему способом.

Знаете, что такое регтайм? В общем, это лучший джаз, кроме джаза. Это то, из чего джаз вырос и стал собой. И в одном, и в другом музыкальном стиле одним из ключевых и обязательных атрибутов является синкопа. Смещение ритма на слабую долю. В музыке. А в лингвистике синкопа – выпадение звука или группы звуков в слове. Вот именно так и можно охарактеризовать судьбу Клафа: синкопа между регтаймом и джазом английского футбола. Недостающее звено.

Шервудский лес не просто шёл, он совершал на Европу набеги! Но увы, кочевников со временем перестают бояться.

А 35 лет назад Брайан Клаф во второй раз в истории выиграл Кубок Чемпионов. Через два дня родился Стивен Джеррард.