6 мин.

«Важно думать не о первом повороте, а о том, как зайти в следующие». Секреты трассы «Барселона-Каталония»

Вице-чемпион открытой «Евроформулы-3» Константин Терещенко рассказывает об особенностях испанского автодрома.

Заключительный этап серии Euroformula Open  прошел на автодроме Каталунья. Об этом автодроме и пойдет мой рассказ. 

Этот автодром, как и, практически, все треки в нашей «Формуле-3», используется для проведения гонок Гран-при Испании «Формулы-1», а также гонок поддержки «Формулы-1», туринговых серий и мотоциклетных гонок по кольцу.

Автодром был построен в 1991 году в городке Монтмело на севере провинции Барселона, с этого момента  Испания постоянно принимает Гран-при. Примечательно, что этот трек также используется для межсезонных тестов «Формулы-1».

Конфигурация трассы была 6 раз незначительно изменена. В 2007 году была добавлена новая шикана между поворотами Europcar и Catalunya (это самый последний поворот после выхода на старт-финишную прямую).

Непосредственно о трассе.

 

 

Паддок и  главная трибуна

Первый поворот (Elf) идет под горку. Тормозить приходится за 50 метров с максимальной передачи. Я уже не раз говорило том, что очень важно думать  не о самом первом повороте, а о том, как правильно зайти во второй и третий. Связка поворотов очень быстрая, поэтому важно войти в нее на максимально возможной скорости и, в итоге,  потратить на ее прохождение минимальное время.

 

Выезд с пит-лейн

Второй поворот (Renault) надо стараться пройти полным газом. Третий – затяжной правый. Фактически, любая помарка здесь заканчивается вылетом в зону безопасности. Она заасфальтирована, и есть возможность вернуться на трассу, потеряв порядочно времени. В квалификационном темпе третий поворот проходится на полном газу – а вот в гонке лучше чуть сбросить и сэкономить резину для следующих атак. Конечно, следует учитывать и температурные условия: чем жарче, тем медленней проходится этот поворот, следовательно, если погода прохладная, поворот проходится быстрее.

 

3 поворот

Четвертый поворот (Repoil) имеет  много разных вариантов прохождения траектории. У каждого пилота есть выбор: либо нырнуть внутрь и атаковать поребрики сразу, либо пройти по более широкой дуге, лишь потом довернуть рулем. Интересно то, что при любом выбранном варианте выход, в любом случае, получается по широкой дуге.

Торможение в пятом повороте (Seat) начинается в точке перелома с подъема на спуск. Торможение нужно максимально оттянуть, начав его находясь уже внутри поворота, т.к. из-за уклона трассы в повороте возникает проблема с недостаточной поворачиваемостью. 

Одновременно с торможением, когда машина, практически «клюет» передней частью, появляется дополнительный прижим на переднюю ось и болид идеально входит в поворот по нужной траектории. Главное – не допустить блокировки колес. Если правильно зайти в поворот, удастся отыграть кучу времени.

Седьмой поворот (Wurth) – самый сложный, он скоростной и в нем нет права на ошибку. Тут важно максимально атаковать, но аккуратно, потому что поребрики в этом повороте очень жесткие – их нельзя трогать.

Девятый поворот (Campsa) – снова очень быстрый, он проходится на пятой передаче. В гонке необходимо чуть сбросить газ, непосредственно  перед поворотом, а далее  дождаться, когда машина пройдет вход поворота по кочковатой поверхности этого участка, и потом довести газ до полного.

Весь третий сектор состоит из медленных поворотов, в которых сильней всего используется задние шины. Именно это привносит сложность в прохождение этой трассы. Следом связка из двух поворотов (Banco de Sabadell). Первый проходится на максимуме газа, во втором – опять два варианта траекторий. Важно либо оставаться ближе к внутренним поребрикам (для квалификационной сессии), либо сначала атаковать слишком широко, а затем резко повернуть рулевое колесо, срезав большую часть траектории поворота на максимальном газу. Тринадцатый поворот (Europcar) мы называем «слепым»: поскольку из болида не видно апекс, надо искать внешние ориентиры, чтобы не ошибиться.

 

14-15 поворот (Chicane Racc)

В следующей медленной шикане  важно контролировать машину газом. Последний  идет 16-й поворот (Catalunya) перед очень длинной старт-финишной прямой. Здесь многое зависит от состояния резины. Если резина истерлась, и сцепление будет низким, выход на прямую получится широким, и у соперников появится шанс вас обогнать.

Финиш и победа!

В нашей серии это традиционно завершающий этап, на котором разыгрывается звание чемпиона. Именно на этой трассе я стал чемпионом Spanish F3 и вице-чемпионом Euroformula Open сезона 2015.

 

Но на этом для меня лично сезон еще не закончился! По договоренности с Campos, я проведу за команду два финальных этапа в GP3 в Бахрейне и в Абу-Даби, а также один тестовый день постсезонных тестов там же, в Абу-Даби. Я очень благодарен команде Campos и лично Адриану Кампосу, который всегда меня очень поддерживал, за эту возможность. Адриан говорил мне по ходу сезона, что не так важно, выиграю я чемпионат Euroformula или нет, главное – чтобы боролся за победу в нем. Тем не менее, я, разумеется, очень расстроен тем, что стал только вторым, хотя многому научился в этом году и постараюсь использовать этот опыт.

 

Мой инженер Брайн – супер профессионал!

Конечно, машина GP3 очень отличается от «Формулы-3», на которой я выступал весь сезон, и сразу к ней адаптироваться не просто особенно из-за резины Pirelli, так как она дает гонщику меньше информации о поведении машины и очень быстро изнашивается. Но уже на гонке в Сочи я понял, что делал не так. Кроме того я провёл один день на базе команды, работая с инженерами, так что, надеюсь, на двух финальных этапах смогу добиться прогресса.

КОНСТАНТИН ТЕРЕЩЕНКО