Стилистические разногласия
Блог

Японский «Реал Бристоль»: контракты с Nike и PES, каждый год новая форма. В реальности клуб не существует

Проекту помог Nike.

От редакции. В этом красивом блоге мы публикуем большие тексты от внештатных авторов и экспертов о том, как спорт выходит за пределы спорта, как он связан с модой, архитектурой, живописью и не только. Подписывайтесь – а в комментариях пишите, о чем бы вы хотели почитать.

Чемпионат мира 1998 года стал первым, где выступала сборная Японии. Среди японских болельщиков, поехавших во Францию, был Хирофуми Киенага, дизайнер бренда SOPHNET. Он заметил, что в Европе популярна экипировка футбольных клубов. Соккер-джерси уважали и в Японии, но это редко были футболки команд J-League.

Хирофуми решил исправить ситуацию, но не мог придумать, какой клуб поддержать. И вообще он хотел увеличить в стране популярность футбола, а не конкретной команды. Его решение: придумать собственный клуб, экипировку которого хотелось бы носить самому. В качестве локации выдуманной команды Киенага выбрал английский город Бристоль. Он тогда много слушал Massive Attack и других звезд трип-хопа, а жанр появился именно в Бристоле.

Первая коллекция бренда вышла в 1999-м. У «Бристоля» с самого начала были своеобразные рекламные кампании – с манекенами, метафорично передающими, что клуб одновременно и выдумка, и часть реального мира. В лукбуках F.C.R.B показывают футбольную культуру, цитируя важные вехи в графическом отображении этого спорта – от плакатов, стилизованных под 80-е, до кадров, снятых на профессиональную DSLR-камеру на ночном стадионе, как это было популярно в середине 2000-х.

F.C.R.B. заметили и другие бренды. Главная коллаборация «Бристоля» – с Nike. У брендов регулярно выходят бутсы или кроссовки, а в 2014-м был релиз полноценной совместной коллекции – с видео в фирменной стилистике выдуманного клуба.

Были и еще коллаборации: от японской классики (вроде BAPE или G-Shock) до Coca-Cola.

Форма «Реал Бристоля» даже появилась в Pro Evolution Soccer 2019.

Ценники на последнюю коллекцию: футболки – до 100 долларов, шорты – до 200, куртки – 200-250.

Стадион «Реал Бристоля». Тоже не существует

Еще один проект Киенаги – F.C.R.B. Stadium Project. Это идея о том, каким бы был стадион «Реала». К проекту привлекли известного японского архитектора Нобуо Араки (работал также с Nike, Sony, Burton и Stussy).

По задумке здание должно быть не только функциональным, но и экологичным – энергосберегающим и построенным без загрязнения окружающей среды. Результат представили в 2004-м году на выставке в Мираикане (музей будущего) в Токио – там показали элементы арены.

Еще выпущен кроссовер со знаменитой линейкой манги «Капитан Цубаса» (ее уважают Иньеста, Хамес и Торрес). Специальный 10-страничный промо-выпуск называется Capitain Tsubasa: Road to 2002 Tokubetsu Hen — F.C.R.B. Stadium Opening Match. На десяти страницах Цубаса и его одноклубники играют против главного антагониста, Хьюги, на стадионе «Реал Бристоля».

Бренд Киенаги – часть джапанизм-культа. Объясняем, что это

В начале 90-х Хирофуми Киенага работал в статусном французском бренде A.P.C. SOPHNET. (сначала – SOPH.) он основал в конце 90-х. По мнению Киенаги, одежда должна быть практичной – в производстве и для потребителя. Он видит ее как городскую униформу. Сдержанные расцветки вещей SOPHNET. специально подобраны, чтобы стать как камуфляж в мегаполисе.

Изначально SOPHNET. не смотрели на иностранный рынок вообще. Они делали одежду для японцев от японцев, но их подход зашел на Западе.

Бренд часто обсуждают в контексте джапанизма – увлечения японской культурой (часто под этим словом подразумевают исключительно увлечение японской одеждой, что не совсем корректно). «Джапанизм – не просто одежда от японских дизайнеров. Это мировозрение, может быть, даже религия, где одежда – один из рупоров», – говорит редактор themarket Олег Антонов.

Джапанизм – следствие роста спроса на японскую культуру к середине 90-х. Этому есть множество объяснений – например, рост популярности видеоигр. Тогда большую часть рынка занимали консоли именно от японских разработчиков. Миллионы молодых людей в Европе и Америке росли на японских Final Fantasy и Resident Evil, выходивших на японских Playstation и Nintendo 64. Японская культура проникала в западный быт все сильнее.

Зацепила она и Россию. Первая волна фанатизма от покемонов пришла в конце 90-х, что популяризировало в СНГ аниме. Журналы вроде «Страны Игр», формально – издания для геймеров, постоянно рассказывали о японском быте. К середине 2010-х в России сформировалось коммьюнити и вокруг джапанизма как части мира моды – правда, небольшое.

«Увлечение японской модой у нас не распространено. Конечно, есть последователи, которые знают весь этот бэкграунд, могут назвать дизайнеров, которые стояли у истоков джапанизма, но большинство обывателей носят японских дизайнеров потому, что это модно», — говорит Антонов.

Показ японского бренда Undercover, 2018

Почему японская одежда стала модной? Японские дизайнеры не пытаются следить за всеми трендами и задавать их, при этом на них хотят быть похожи все дизайнеры мира. Все следят за тем, как в Японии экспериментируют с формами и кроем. Понятие японской одежды достаточно обширное: это может быть аметора, японское переосмысление военной униформы армии США после Второй Мировой, близкое к преппи-стилю (свитера, рубашки, кардиганы, галстуки и другая одежда студентов из старых американских фильмов). Это может быть ставший очень популярным японский деним, который также пришел из США. Это появившийся в конце XX века японский авангард (вроде Comme des Garçons или Yohji Yamamoto). Это ставший популярным сравнительно недавно теквир – технологичная одежда, для которой характерна функциональность и практичные материалы.

Есть версия, что мода на японские бренды стала ответом на уже приевшиеся стритвир-бренды (Supreme, Palace и т.д.). Ценители японской одежды были всегда, но более массовый характер это приобрело именно когда люди начали искать альтернативу. Японские бренды начали работать с крупными корпорациями типа Nike, что сделало их еще популярнее.

Показ японского бренда Comme des Garçons, 2001

***

Организовав выдуманный футбольный клуб, Хирофуми Киенага не потерял связи с реальными. SOPHNET. был спонсором команды «Оита Тринита» из его родного города Оиту. В 2015-м у Киенаги был небольшой коллаб с «ПСЖ».

Человека, придумавшего «Реал Бристоль», часто спрашивают, хотел ли бы он поработать с настоящей командой, он всегда отвечает уклончиво. «Я часто разглядываю формы больших клубов, у них прекрасный дизайн, я не вижу, что тут можно поменять или добавить, – говорил Киенага в 2010-м в интервью Hypebeast. – Сделать форму сборной Японии? Они с adidas (контракт до 2022 года – Sports.ru), могу только понадеяться, что они сменят спонсора и уйдут к Nike. Может, в будущем я организую настоящую команду».

Автор – Михаил Постников, сооснователь themarket и автор телеграм-канала MP

Чтобы построить «Газпром Арену», снесли стадион Кирова. Что в нем было особенного?

Кеды в СССР: их носили и советские хиппи, и походники, и даже Волк из «Ну, погоди»

Фото: instagram.com/soph_co_ltd; actp.co.jp; instagram.com/undercover_lab; instagram.com/cdgarchive; REUTERS/Eriko Sugita

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные