3 мин.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник! (И. А. Крылов)

Сезон толком не успел начаться, как уже преподнёс нам первый скандал. Новый формат квалификации должен был увеличить рейтинги на ТВ, но на деле стал едва ли не главным разочарованием Гран-При Австралии. Провал оказался столь громким, что уже в воскресенье боссы команд высказались за возвращение к старым правилам. Впечатлили пресс-релизы: редкое единодушие. Но прошло несколько дней и выяснилось, что проводить квалификацию по прошлогоднему формату хотят уже не все…

 

Вообще само по себе этот откат назад не столь страшен. Ну подумаешь, провели эксперимент, он оказался неудачным. Да подобных историй в Формуле-1 было много. Гораздо тревожнее тот факт, что непродуманных решений в Королеве Автоспорта в последние несколько лет было ой как много. Чересчур много. И если присмотреться, то почти все они исходили от руководства конюшен или стоящих за их спинами автоконцернов. Существующий ныне технический регламент, непонятные шатания шинников (то резину делают «мягче», а на следующий сезон – «жёстче») и вот теперь квалификация.

 

Перемены ради самих перемен в автоспорте никогда не приводили ни к чему хорошему. Они, конечно, происходили под разными благовидными предлогами. Хотя бы изменения в правилах 1994 года давайте вспомним. Сначала запретили «активную подвеску» - управляющую электронику, которая держала машину всегда параллельно трассе. После смертельных аварий Ратценбергера и Сенны в Имоле под днищем появилась 5-мм доска. Якобы чтобы снизить прижимную силу болидов, генерируемую днищем. По идее пилоты должны были бы тормозить перед поворотами пораньше. А в результате машины стали нестабильными и более опасными в управлении, нежели до изменений. «Радует» хотя бы, что всё это придумали спортивные чиновники, а не руководители команд. А вот нынешние перемены – как раз их рук дело. Вот скажите, как до этого можно было додуматься: всё вроде бы нормально, по субботам Формулу смотрели. Ну да, обладатель поула последние пару лет был известен – с вероятностью 146% побеждал пилот «Мерседеса». Но неужто, например, сеньор Арривабене вдруг подумал: а что если Хемилтон или Росберг в какой-то момент не успеют показать хорошего времени?! А что, идея!!! И, посовещавшись, придумал правило 90 секунд.

 

Конечно, всё было не так или не совсем так. И неважно сейчас, в чьей светлой голове возникла эта идея. На мой взгляд, дело тут в другом. В автоспорте стало слишком много демократии. Берни Эклстоун однажды уже сказал: нельзя, чтобы регламент чемпионата разрабатывали инженеры. Как в воду глядел, между прочим. В том смысле, что участники гонок придумали правила, по которым и стали гоняться. Не скрою, лично я каждого из боссов «конюшен» отдельно и всех вместе уважаю как профессионалов. И инженеров, и механиков, и даже поваров. Но реально, управляя своими командами, топ-менеджеры явно залезли не в свою берлогу. Не должны они участвовать в составлении правил. Их дело – добиваться успеха на трассах, а не за столом переговоров. А более чем активное участие в политических и околоспортивных играх паддока – это гигантский шаг к расширению кризиса в Формуле-1.

 

 Вы ещё не верите, что самая главная гоночная серия планеты в кризисе? Поверьте, это так. Позволивший командам слишком многое президент ФИА Жан Тодт, наверно, не так представлял себе последствия этой игры в демократию. А вот Берни представлял. И даже предостерегал. Да, он хитрый лис, он плетёт интриги. Но вспомните, до этого разгула демократии участники чемпионата были уверены, что правила игры внезапно не изменятся. А сейчас непонятно, по какой схеме будут определять обладателя поул-позиции хотя бы в Шанхае. И в Сочи.