Блог Simbirskiy Football Tears

«Я бы предпочел твою сестру, а не футболку». Реконструкция ЧМ-2006. Финал. Италия — Франция

9 июля, Берлин. Италия 1:1 Франция (5:3 по пенальти)

Голы: Зидан (7, пенальти) — Матерацци (19)

Италия: Буффон, Дзамбротта, Каннаваро, Матерацци, Гроссо, Пирло, Гаттузо, Перротта (Яквинта, 61), Каморанези (Дель Пьеро, 86), Тотти (Де Росси, 61), Тони

Франция: Бартез, Саньоль, Тюрам, Галлас, Абидаль, Макелеле, Виейра (А. Диарра, 56), Зидан, Малуда, Рибери (Трезеге, 100), Анри (Вильтор, 107)

Удаление: Зидан (110, прямая красная)

В 2008 году Марчело Липпи в одном из интервью сказал, что до сих пор не уверен, что привез в Германию самых лучших итальянских игроков. Однако Липпи знал, что из этого коллектива можно слепить боеспособную команду — не набор звезд (привет, сборная Бразилии), а именно команду. Если оценивать выступление сборной Италии по всему турниру, то можно обнаружить интересную деталь — у каждого игрока был какой-то яркий и значительный эпизод, удачная игра или даже серия игр. Понятное дело, что у «скуадры адзурры» были явные лидеры по игре — Каннаваро, Пирло, Гроссо и Буффон. Но каждый чемпион внес тогда свою крупицу в общий успех.

Несвежий Тотти выдал тот самый пас на Гроссо с Австралией, а потом сам же реализовал пенальти. Гаттузо перекусил центр поля сборной Украины и стал лидером турнира по количеству отборов. Дель Пьеро добил немцев. Матерацци — сами знаете. Яквинта отлично вышел на замену в полуфинале. И так можно собрать по каждому (даже забаненный почти на весь турнир Де России помог команде в финале). Итальянцы не были убийственными доминаторами, но именно в командном плане (вкупе с опытом) у них был самый монолитный коллектив на ЧМ-2006. Но обо всем по порядку.

Доменек в плей-офф нашел оптимальную формулу для французского состава и не стал придумывать что-то лишнее для финала. Все те же 4-2-3-1 с мощнейшим разрушительным центром Макелеле-Виейра, Зиданом в роли связующего звена, с Анри на острие атаки и с реактивными флангами Рибери-Малуда.

Итальянский базис также был основан на 4-2-3-1, но с заметно отличающимися ролями. Фланговые полузащитники (Каморанези и Перотта) играли более узко, а Тотти действовал в привычной для себя роли треквартисты. Узкие позиции Каморанези и Перотты компенсировались широким расположением Гроссо и Дзамбротты. Пирло выполнял роль оттянутого плеймейкера, ему помогал Гаттузо — без такого разрушителя выходить против французского центра было бы просто самоубийством. В общем, финал получил две достаточно равноценные и сбалансированные команды.

У французов был явный стартовый план — не влезать с итальянцами в вязкую изматывающую игру и взвинтить темп с первых минут. В помощь — молодые и свежие атакующие фланги + движение Анри без мяча и его дриблинг. Быстрый вертикальный стиль французов прослеживался еще по ходу плей-офф, когда Доменек (либо сами игроки) нашел подходящий атакующий вариант — Рибери и Малуда создавали необходимую ширину и обладали достаточными скоростными и техническими скиллами, а Анри гораздо полезнее играл в роли единственного чистого форварда (с оттяжкой в глубину).

До гола Зидана французы дважды разворачивали такие атаки — сначала Зидан отдал слишком сильную передачу, затем пас Тюрама перехватил Гаттузо. В итоге, результативным получился вынос Бартеза на Абидаля — защитник «Лиона» скинул мяч в свободную зону, куда ускорился Малуда. Того догнал Матерацци, но Элисондо зафиксировал фол.

К точке подошел Зидан — его «паненка» означала то, что в своем последнем матче Зизу настроен на спектакль с собой в главной роли. Причем Зидан балансировал на грани — мяч отскочил за линию ворот от перекладины.

Итальянцы, завладев мячом, строили свои атаки по стандартному шаблону — Пирло искал возможности для длинных передач (в основном, в направлении Тони) + итальянцы благодаря активным оборонительным флангам регулярно зарабатывали стандарты. На 19-й минуте очередной навес Пирло от углового достиг цели — Матерацци перепрыгнул Виейра и вонзил мяч в сетку ворот Бартеза. Основной причиной того, что Италия быстро вернулась в игру стало отсутствие внятного давления на Пирло — против него чаще всего на этом отрезке играл Зидан (Анри зачем-то опускался на фланги), игра в отборе у которого никогда не была сильной стороной.

К слову, о важности ролей Перротты и Каморанези в этом матче. Оба хавбека опускались достаточно глубоко при обороне, а также страховали фланги Гроссо и Дзамбротты, если кто-то из КЗ застревал на чужой половине поля. Вот показательный эпизод — Зидан на дриблинге ушел от Гаттузо, но не ушел от Каморанези, который чисто отобрал мяч:

А вот пример оборонительных действий Перротты — в этом эпизоде он оказался даже глубже Пирло (собственно, страховал самого Пирло). Такой стиль игры номинально атакующих хавбеков заметно мешал французам двигаться через фланги. А взлом по центру зависел только от индивидуальных качеств Зидана и Анри.

Итальянцы продолжили давить через стандарты — две опасные подачи Пирло привели к ударам Матерацци (заблокировал Тюрам) и Тони (попал в перекладину). Во всех эпизодах совершенно отрезанным выглядел Бартез — мяч у Пирло стабильно летел по такой траектории, что даже бы самый агрессивный вратарь вряд ли решился на перехват. А невысокий Бартез — тем более.

На первый план по такой игре вновь вышел уровень действий в обороне — итальянцы играли в первом тайме компактно и после рывка Малуда практически не ошибались + резко выбрасывались в прессинг. Французы же регулярно допускали моменты у своих ворот со стандартов.

Сразу после перерыва Анри опустился глубже и включил фирменный дриблинг. Сначала он сам для себя создал выгодный момент — правда, удар получился слабым и точно по позиции Буффона. Минутами позже Анри повторил этот трюк и ушел сразу от троих — прострел в центр заблокировал Дзамбротта.

По первым минутам второго тайма французы владели заметным преимуществом — вскоре Зидан отправил Малуда в очередной прорыв, игрок «Лиона» упал в штрафной после подката Дзамбротты, но Элисондо посчитал, что на этот раз пенальти не было. Незаслуженно забытый эпизод, кстати — здесь одиннадцатиметровый был более очевиден чем тот, что Элисондо поставил в начале игры.

На 56-й минуте Франция потеряла ключевого игрока — Виейра схватился за заднюю поверхность бедра и был заменен на Алу Диарра. Доменек остался без топового разрушителя, который мог поддерживать атаки вторым темпом — в этой ситуации двойная нагрузка ложилась на плечи Клода Макелеле. Липпи уловил, что без Виейра центр французов будет уже не таким мощным — абсолютно вялого Тотти сменил Де Росси. Таким образом, Пирло стал играть чуть выше, имея внизу подстраховку в лице двух хавбеков.

Вместе с Де Росси на поле вышел Яквинта — он удачно вписался в игру против немцев, выиграв персональную дуэль у Лама, теперь же Яквинта был призван сковать атакующие порывы Абидаля (завладев преимуществом, французы часто подключали к атакам фланги обороны). Вот примерная игра итальянцев при обороне после перестановок — центральная тройка французов заперта в пятиугольнике, Тюрам вынужден рискованным пасом искать впереди Рибери.

Тем не менее, Франция продолжила создавать моменты — Макелеле вывел Анри на ударную позицию, но выручил Буффон. Причем интересно, как качественно заиграл оставшийся без Виейра Макелеле. Михаил Громов из «Контрпресса» как-то считал Packing-статистику по финалу — Макелеле набил второй результат сборной Франции по Packing и Impect после Абидаля. Вовлеченность Макелеле в созидательную игру была заметной и стала настоящим откровением. По сути, хавбек «Челси» заткнул потенциально страшную дыру в центре.

Еще одной реакцией Доменека стало изменение роли Рибери — вингер «Марселя» чаще уходил в центр, чтобы перегрузить важную зону перед штрафной. На этом отрезке итальянцы банально терпели, а из атакующих опций предлагали только стандарты — на 77-й минуте Пирло опасно бил со штрафного. Вскоре Липпи выпустил Дель Пьеро вместо Каморанези — казалось, чтобы усилить вариативность в атаке, но Алекс вышел для той же оборонительной связующей роли, которую выполнял Каморанези.

Во втором тайме французы перехватили инициативу и теперь вопрос стоял только в том, выстоит ли Италия в овертайме. Замены Липпи были направлены на усиление оборонительной игры, а в моменты провалов спасали только концентрация Каннаваро и других защитников (тут итальянцы были снова на высоте — казалось, мячу уже деваться некуда, но из пустоты обязательно вырастала чья-нибудь нога).

В овертайме Франция все так же владела мячом и сообразила момент с использованием упомянутого выше маневра Рибери — игрок «Марселя» обыгрался в стенку с Малуда и вырвался на свободное пространство. Однако пробил мимо, хотя пиковый Рибери тут забил бы даже на 120-й минуте.

Доменек решился на нетипичную для себя авантюру — выпустить в зону контроля Каннаваро-Матерацци свежего игрока. Им стал Трезеге. Малуда при атаке уходил в правый полуфланг, а остальные игроки растягивали итальянцев до тех пор, пока не возник этот эпизод. Обратите внимание, сколько пространства появилось у Зидана:

Как раз в этом моменте Зизу развернул атаку через правый фланг, побежал открываться в штрафную, Саньоль навесил, а дальше вы помните. Удар Зидана под перекладину и сумасшедший прыжок Буффона.

После небольшой паузы Доменек снял с игры заметно уставшего Анри — вместо него вышел Вильтор. Однако уже через три минуты все тактические детали отошли на второй план. Камеры выхватили лежащего на траве Матерацци.

В 2018 году Орасио Элисондо так вспоминал этот эпизод: «В какой-то момент я увидел Матерацци, лежащего на газоне, примерно в тридцати или сорока метрах. Поэтому я остановил игру. С помощью рации я быстро спросил у своих помощников, что случилось. Удивительно, но они оба ответили мне: «Мы абсолютно ничего не видели».

Но четвертый арбитр Луис Медина Канталехо сказал: «Зидан ударил Матерацци... Черт! Зидан ударил Матерацци головой! Когда вы увидите видео, вы мне не поверите». Медина дал мне очень страстный отчет об эпизоде. Когда я отправился на место нарушения, я уже обладал всей информацией и знал, что сейчас удалю Зидана».

Однако для виду Элисондо подбежал к боковому арбитру, тот прикинулся, что о чем-то рассказывает (хотя по факту ничего не сообщил). Элисондо понимал, что красная карточка Зидану без показательной дискуссии могла спровоцировать взрыв эмоций, поэтому главному рефери нужно было показать, что все под контролем. В этот момент Буффон метался от арбитра к арбитру, Каннаваро растаскивал игроков, Матерацци корчился на газоне, а Зидан напряженно поправлял капитанскую повязку. Камеры уже крутили повтор удара.

Элисондо уже бежал от боковой линии с красной карточкой в руках. Никто из зрителей не понимал, что происходит. Элисондо зажег красный свет перед капитаном сборной Франции, камеры выхватили саркастично аплодирующего Доменека, вскоре Зизу покинул поле. Кадры проходящего мимо Кубка мира в подтрибунку Зидана вскоре облетели весь мир.

На днях участники того финала вспоминали скандальный эпизод. Например, Вилли Саньоль: «После финала у всей команды было стрессовое состояние. Все игроки Франции после матча были настроены против Зидана. То, что он сделал, было неподобающим. После той игры наша дружба стала другой. Мы долго не разговаривали, но сейчас у нас такие же отношения, что и раньше».

Фабио Каннаваро: «Честно говоря, я помню только внезапный шум. Это происходило рядом со мной, я обернулся и увидел, что Матерацци лежит на газоне. Он сказал: «Зидан ударил меня головой». Марко сделал то, что должен был сделать. Спасибо и до свидания. Но, к слову, это был отличный удар».

Тогда эпизод был покрыт пеленой тайны, хотя все понимали, что Матерацци как-то спровоцировал Зидана (который и до этого удалялся за бодание на поле, например, в 2000 году в матче «Ювентуса» с «Гамбургом»). Марко потом выпустил крайне идиотскую книгу «Что я на самом деле сказал Зидану», где предложил несколько сотен шуточных вариантов. Сейчас вся картина восстановлена и обсосана много раз. Да и сам Матерацци в начале месяца в очередной раз расставил все точки над i: «Мы несколько раз сталкивались с Зиданом в штрафной. Липпи попросил меня персонально опекать его. После первой нашей стычки я извинился, но Зидан плохо отреагировал.

После нашей третьей стычки я рассердился, Зидан сказал, что после матча отдаст мне свою футболку. Я ответил, что предпочел бы его сестру, а не футболку».

После удаления Зидана сборная Франции лишилась главного игрока, который отвечал за переходные эпизоды. Итальянцы были слишком хороши в обороне, поэтому легко нейтрализовали оставшихся в меньшинстве французов. Хотя и не владели мячом.

Видимо, сборная Италия была уверена в успехе в серии пенальти. Да и основания были — на воротах один из лучших голкиперов мира против постаревшего и невысокого Бартеза, который никогда не был мастером отражения одиннадцатиметровых (всего 4 взятых удара из 35 на тот момент).

Пирло и Вильтор начали с результативного размена, затем к мячу подошел Матерацци. Четкий удар низом в правый угол — Бартез снова пропустил. Следующим бил свежий Трезеге — судьба вернула должок за Евро-2000, мяч попал в перекладину. Тут даже Буффон не понадобился.

Затем разменялись Де Росси и Абидаль, то же самое сделали Дель Пьеро и Саньоль. Последним у итальянцев бил Фабио Гроссо. Марчело Липпи вспоминал: «Я выбрал Гроссо пятым бьющим, потому что лучшие по точным ударам уже были назначены. Я вспомнил, что Гроссо заработал пенальти против Австралии и забил немцам на излете овертайма. Я сказал ему:« Фабио - ты всегда тащил нас в концовке, поэтому ты бьешь пятым». Он не мог в это поверить».

А дальше — все как в кино. Гроссо разбегается и бьет. Бартез летит в левый угол, мяч — в правый. Италия — чемпион мира 2006 года.

Понятное дело, что эпичный финал карьеры Зидана затмил вообще все, что происходило в этом матче. Но не стоит забывать, что стало залогом победы сборной Италии. В частности, поразительный уровень концентрации в оборонительной фазе — французы во втором тайме перехватили инициативу, но испытывали большие проблемы при взломе защитников (хотя и создавали опасные моменты, просто их могло быть намного больше).

Итальянцы и правда готовы были умереть на поле «Олимпиаштадион». Тезис, который я приводил в самом начале, когда говорил о том, что Италия на том ЧМ была, в первую очередь, командой, подтверждает и главный читер турнира Фабио Гроссо: «Мне постоянно задают один вопрос: «Фабио, тот пенальти – самое яркое впечатление от чемпионата мира?». Нет. Больше всего мне запомнились отношения внутри команды. Без этого не было бы никакого пенальти».

Доменек нащупал слабые места, грамотно менял позиции игроков (в отличие от Липпи, который убрал Пирло во втором тайме из билд-апа), однако в переломном отрезке Италию выручил Буффон. Многие считают, что с Зиданом на поле Франция додавила бы за оставшиеся 10 минут, да и в психологическом плане серия пенальти с Зиданом прошла бы по-другому (то есть, в пользу французов), но это разговоры в духе «а если бы». Произошло то, что произошло — Зидан сорвался, итальянцы вытерпели, Трезеге попал в перекладину.

Игрок матча — Фабио Каннаваро. В порыве эмоций приз лучшему игроку ЧМ отдали Зинедину Зидану. В финале он был хорош, особенно в заключительном отрезке перед своим удалением. Однако еще мощнее отыграл капитан сборной Италии. Каннаваро вытаскивал и выцарапывал мячи в самых безнадежных ситуациях, страховал партнеров, а в овертайме еще успевал и на перехваты, когда проседала опорная зона. Удивительный турнир от удивительного игрока. За этот ЧМ Каннаваро и получил «Золотой мяч». С тех пор никто из защитников эту награду не получал.

***

Ну что же, подошел к концу наш масштабный разбор чемпионата мира 2006 года. Увлекательный опыт, лично я получил колоссальное удовольствие, хотя и устал немного. Надеюсь, вам было интересно следить за этими материалами — совсем скоро, будем надеяться, вернется большой футбол, а там и актуалочка подъедет. А детальный разбор немецкого мундиаля останется здесь.

Основной вывод по турниру — футбол за 14 лет заметно изменился. ЧМ-2006 стал переломным турниром для многих тактических трендов — немцы показали, как использовать прессинг, Клозе показал, как должен играть современный форвард. Бразильцы провалились со своим Joga Bonito, да и время чистых «десяток» подходило к концу. Было продемонстрировано, как отдельные системы в сочетании с балансом бьют индивидуальный класс. В моде оставались только бесконечные дальние удары, но постепенно и этот тренд вымер.

Всех благодарю за внимание и за то, что следили за сериалом.

Паблик SFT VK

Канал SFT в телеграме

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья