5 мин.

Былое величие

Великое некогда «Торпедо» сейчас выступает на стадионе имени Стрельцова. Из своего лужниковского прошлого команда перенесла на стадион службу безопасности.

– Платите 100 рублей или ставьте машину вне стадиона, – требует охранник.

– 100 рублей! – удивляюсь. – Вы с ума сошли?

– Вот у нас тариф, – показывает он какую-то бумажку. – Или у вас должен быть пропуск на стоянку, все места там расписаны.

Полной стоянкой не могла похвастаться даже «Москва» в свои лучшие годы. Приходится ставить машину вне стадиона и идти к арене пешком.

Возле стадиона тишина. Правда, территория с футбольным отсеком огорожена как в премьер-лиге. В пресс-центре никого нет.

– Жилетку бы мне, – прошу у сотрудника стадиона.

– Жилеток нет, не купили, – объясняет он. – Да идите так к полю, если есть удостоверение, то никто ничего не скажет.

Моим статусом не поинтересовались ни разу.

Ближе к началу матча на стадионе стали появляться люди в костюмах, с рациями в ухе. Минуте на 20 все стало ясно.

– Мы рады приветствовать на стадионе мэра Москвы Юрия Лужкова, – объявляет диктор.

Юрий Михайлович показывается из ложи VIP, машет рукой, затем садится. Видно его кепку.

– Что приехал? – кричат ему доброжелательные болельщики. – Давай финансирование лучше.

Лужков кому-то показывает кулак. Может быть, от отчаяния. Знаете, если в свободное время приходить на матчи второго дивизион, где «Торпедо» принимает «Русичи» из Орла, то что-то не так с досугом.

Рядом с Лужковым есть и другие известные личности. Вячеслав Колосков, например, Борис Игнатьев.

В ложе прессы какое-то веселье. Пресс-атташе выдает стартовые составы и программки, кажется, по знакомству.

Зрителей совсем мало.

Хотя всех слышно довольно прилично. Сергей Павлов, главный тренер «Торпедо», перед матчем вроде бы спокойно сидит на скамейке, а затем неожиданно вскакивает.

– Задохнуться, задохнуться, ребята, – призывает он. – Побегать, побегать.

Ребята действительно так задыхаются еще на разминке, что их не хватает на 90 минут.

У Павлова все по-прежнему. Мгновенные рывки от кресла до бровки с ценными советами. При этом понять систему забегов совершенно невозможно. Гости забивают гол – он стоит. Но в какой-то незначительный момент вдруг взрывается, бежит куда-то, сейчас выскочит на поле и начнет бить всех, кто попадется под руку. У границы технической зоны замирает.

Гол в ворота команды он не признает. Там было три добивания и решающий удар футболист «Русичей» наносил, находясь в метре от ворот. Павлову показалось, что был офсайд.

– Он же на линии стоял, – говорит боковому арбитру тренер. – На линии стоял.

Судья – ноль внимания.

– Он же на линии стоял, – повторяет Павлов. – Как же так? На линии ведь.

Павлов дожидается судей в желобе после окончания первого тайма.

– Так как же так? – начинает добиваться он правды от судьи. – Там же игрок на линии стоял.

Судьи ускоряют шаг, стараясь не увязнуть в бессмысленном споре.

Во время перерыва по стадионе разносятся патриотические песни про «Торпедо». Их написано штуки три или четыре, уже трудно разобраться. О том, что на эту арену приехала знаменитая команда говорит выцветший плакат с фотографией великого Маслова и цифрой 100. Такие же портреты, еще более выцветшие, висят и на скамейках запасных.

Во втором тайме «Торпедо» счет сравнивает, а Сергей Павлов все чаще обращается к своим помощникам, комментируя тот или иной момент. Иногда он подсказывает игрокам, но контакта нет.

– Да не успел я, что делать, – вдруг огрызается Алан Кусов и сам кричит на тренера. – Что я могу поделать? Не успел.

Павлов пораженно замирает, а потом садится в кресло. Надо теперь проследить за судьбой футболиста.

Где-то с середины первого тайма сектор орловских болельщиков заполняется, и они начинают феерить.

Милиции совсем немного. Болельщика «Русичей» пропускают к полю. Из сектора призывают выбежать на поле и повеселить публику, но тот только улыбается. Делает несколько снимков на мобильный телефон в непосредственной близости от поля, а потом уходит.

Фанаты «Торпедо» тоже стараются, но у них не хватает сил на всю игру, как и у футболистов. Впрочем, слышно, что в традиционной речевке они что-то обещают положить на «Локо». Наверное, это относится «Локомотиву» из Лисок. Смешно же говорить, что имеется в виду команда с Большой Черкизовской.

Сергей Павлов уже не садится. По стадиону объявляют, что подольский «Авангард» – конкурент «Торпедо» – проигрывает в Губкине 0:2. На Стрельцова счет 1:1 и все радостно хлопают в ладоши, приветствуя «Губкин». Но тут же «Торпедо» пропускает.

Павлов делает удивленное лицо, как тогда, когда огрызался Кусов. Производятся замены. Однажды футболиста «Торпедо» сбивают и тренер выбегает к бровке ругать соперника за грубый фол. Тот не реагирует, но внимание Павлова уже сосредоточено на арбитре, который показывает желтую карточку его футболисту.

– Что? – кипит тренер. – За что?

– За то, что требовал показать желтую, – объясняет судья. – Сейчас вас удалю.

– А, понял, – успокаивается Павлов. – Никаких проблем, все верно.

Он даже показывает большой палец судье. Конфликт исчерпан.

Как только матч заканчивается, Павлов идет к тренеру соперников, жмет руку и скрывается в раздевалке. Команду там держат полчаса – уже соперники все вышли на улицу.

Перед автобусами довольные ветераны, улыбающийся руководитель «Торпедо», веселый Борис Игнатьев. Сергей Павлов уходит со стадиона вместе с семьей, спустя час после окончания игры.

Стадион снова пуст, и вдруг становится понятно, насколько он облезлый. Его же последний раз ремонтировали, когда там тренировал великий Маслов.