5 мин.

«Орлиная» высота полёта. Тактический разбор «Бенфики» Рогера Шмидта

«Бенфика» – единственный представитель непопсовых европейских чемпионатов в большой лигачемпионской восьмёрке. В отличие от статусного бомонда, с которым она делит места в четвертьфинале, банда Шмидта являет собой классический пример рабочей лошадки. Впрочем, сохранение герра Рогера в тренерском кресле и контрольная закупка летом намекали на далекоидущие амбиции клуба, простирающиеся за рамки одного только внутреннего первенства. Групповая стадия ЛЧ, как казалось, должна была поумерить аппетиты «орлов», однако перфоманс португальцев превзошёл даже самые смелые ожидания. Ниже – анализ игры подопечных Рогера Шмидта. Говорим о вариациях во второй трети, отказе от высокого блока и непривычной свободе действий Жоау Мариу.

 Начнём с предсказуемого аспекта игры подопечных немецкого коуча – с гегенпрессинга, чьим осязаемым следствием стал большой процент клиншитов… Очень большой. Если отталкиваться от семи сильнейших первенств Старого Света, только «Барселона» обходит «Бенфику» по количеству «сухарей». У «орлов» же таковых 17 в 26 поединках Премейры, то есть 65%. Как формируется столь значительный процент недопущения голов? Дело тут не только в высоком и интенсивном прессинге. Да, по PPDA команда входит в десятку ведущих в Европе, однако есть одна особенность, делающая лиссабонский сквад крайне эффективным в «подсушке» игры.

Шмидт, честь ему и хвала, додумался темпорально ранжировать давление в течение всех 90 минут. Для удобства назовём это «ранжированным прессингом» (далее – РП). Так, например, «Бенфика» использует первую десятиминутку для захвата контроля в третьей четверти, спокойно конструируя прямоугольник из футболистов на чужой половине поля. Подобная формация выглядит как 4-2-2-2 или даже 4-6 (в том случае, если под Мариу и Рамушем расположен ромб из полузащитников). Забивая в этот временной отрезок, «орлы» садятся ниже, экономя силы для следующей серии из навалов. Темпы прессинга тесно коррелируют и с забитыми. Так, например, количество мячей, внесённых в сетку ворот оппонента, проседает до минимального в два интервала: с 11-й по 20-ю минуту (сразу после стартового навала) и с 71-й по 80-ю (аккурат перед самым интенсивным финальным отрезком).

 Ещё одна особенность, которую я отметил по ходу анализа матчей «Бенфики» в новом календарном году, это стабильность РП от Шмидта. Подразумеваю под этим то, что тайминги высокого прессинга не меняются наставником от игры к игре. Причина, на мой взгляд, банальна: в этом попросту нет необходимости, так как лиссабонцы доминируют в каждом матче, допустив пожар у своих ворот всего в двух поединках по ходу сезона 2022/23. Кроме того, опыт Рогера позволяет ему держать нити игры не только за счёт экстренных тактических перестановок (этим он не грешит), а при помощи длины скамейки. Это же объясняет колоссальный процент забитых мячей в финальной десятиминутке (с 81-й по 90-ю забивается почти пятая часть голов). Если останавливаться на издержках шмидтовской модели, особое внимание стоит уделить сиротливости флангов. РП работает идеально в полузащитном ромбе, который, кстати, раскрывается в полной мере в модели 4-1-4-1, однако именно в такой формации центр «Бенфики» суживается до максимально опасного радиуса, ограничиваясь, порой, центральным кругом. Примечательно, что открытые бровки могут стать «ахиллесовой пятой» именно против невероятно широкого «Интера», как, впрочем, и против любого коллектива, исповедующего 3-5-2 или 4-2-3-1.

 Ключевое наблюдение по билд-апу – всё та же компактность, выбранная Шмидтом по причине мобильности и, внимание, техничности крайних защитников! Известная поговорка «техничный защитник – враг команды» здесь не работает. Александер Ба, играющий справа, и Алехандро Гримальдо, бороздящий левый фланг, крайне маневренные дефендеры, не чурающиеся в билд-апе меняться местами. Правда это не совсем смена по позициям: при позиционке оба крайка занимают зоны выше двух ЦЗ, но строго в одну линию с ними, то есть, находясь в центре. Благодаря подобной расстановке, в первой трети у «Бенфики» образуется квадрат, следом идёт опорник, выше которого формируется ядро всех голевых свершений команды – ромб, где хедлайнер – Жоау Мариу. Последний, и это важно отметить, не просто играет под Рамушем, но и при необходимости меняется с ним амплуа. В сухом остатке имеем 2-2-1-4-1.

 В арсенале немецкого коуча наличествует, однако, и альтернативная модель для позиционной атаки. Дабы купировать пустоту в центральном круге, герр Рогер периодически применяет формацию с двумя опорниками. Это, кстати, эксклюзив для португальской Премейры, в которой котируется линия с одним ОПЗ и активными латералями, используемыми им в качестве адресатов для среднего паса. Схема же Шмидта феноменально практична и до безобразия банальна, однако в неё сложнее вписать одного из главных креативщиков «орлов» в лице Рафы Силвы. 29-летний португалец частенько даже терял место в основе, когда рулевой команды предпочитал 4-4-2 в чистом виде, и выходил уже по ходу поединка, если Шмидт отказывался от насыщения центра и, как следствие, двух ОПЗ. Рафа поиграл не только в амплуа оттянутого нападающего, но и попробовал на вкус оба фланга атаки. Чем-то подобные ролевые пертурбации напоминают попытки Дионизи вписать Берарди в атаку на непривычной ему роли.

 Про Жоау Мариу, которого в этом сезоне, вне всяких сомнений, можно назвать лучшим футболистом не только в составе «Бенфики», но и во всём португальском первенстве, говорить много не вижу особого смысла. Он – главный драйвер успеха «орлов» после тренера, он же самый адаптивный и работящий игрок, вероятно и самый умный. Остановлюсь лишь на красноречивых цифрах полузащитника. 17+6 в Премейре (26 игр), 6+2 в ЛЧ (8 игр). Крайний матч с «Брюгге» стал пятым подряд, в котором Мариу забил, сравнявшись тем самым с легендарным Эйсебио. В пользу адаптивности 30-летнего ПЗ говорит количество позиционных перетасовок: Жоау поиграл справа, слева и в центре средней линии, под Рамушем, в паре с ним и на правом фланге атаке. Меняя по 2-3 позиции за игру, он искусно запутывает защитников соперника, выманивая их на себя. Если обратиться к расширенным метрикам, можно отследить то невероятное число освобождающихся коридоров для партнёров, создаваемых Мариу в каждом матче. За счёт подобных перемещений, например, «Бенфика» смотрелась уверенно с парижанами в групповой стадии, ведь противоядия от «виляния» Жоау у Гальтье не нашлось.

 Не будет преувеличением сказать, что в двухматчевом противостоянии с «Интером» португальцы выглядят как минимум не хуже. Сыграннее – да, психологически увереннее – да, с более широким спектром резервистов – тоже, пожалуй, да. Зримая уязвимость, на мой взгляд, лишь во флангах. Понятно, что слабостью крайков оппонента или их полным отсутствием Индзаги умеет пользоваться почти столь же грамотно, как когда-то Конте, но для эффективного горизонтального футбола Симоне и Ко необходимо пережить стартовый натиск «орлов». Ещё одна лазейка для «Бенфики» – финальный отрезок матча. «Нерадзурри», явно проседая по физике, катастрофически часто пропускают как раз в концовках (27%), лиссабонцы в этот же отрезок зачастую выносят вперёд ногами своих визави. Любопытно.

Мой телеграм-канал