10 мин.

«Главная цель – «Финал четырех» Евролиги». Генменеджер «Руны» Сергей Юхневич – о развитии клуба и тенденциях росбаскета

Наш генеральный менеджер – самый молодой руководитель профессионального баскетбольного клуба в России. Сергей Юхневич уже несколько лет возглавляет структуры «Руны». Под его руководством команда прогрессирует с каждым сезоном и становится одной из наиболее узнаваемых в российском баскетболе.

2022 год стал лучшим в истории клуба. Сначала викинги взяли бронзовые медали Кубка России, а затем – «серебро» Суперлиги. В финале чемпионата «Руна» уступила «Уралмашу».

Новый сезон показал, что эти команды по-прежнему являются главными претендентами на титул. Их ноябрьское противостояние – очередное тому подтверждение. Екатеринбуржцы выиграли со счетом 79:76 и нанесли викингам единственное поражение в первом круге.

В Суперлиге появилось яркое дерби? Когда мы увидим «Руну» в Единой лиге ВТБ? Какие цели у викингов на ближайшие годы? Генеральный менеджер нашего клуба Сергей Юхневич ответил на эти и другие важные вопросы.

Соперничество с «Уралмашем». Единая лига ВТБ. Опыт в НБА

– Недавняя встреча «Руны» и «Уралмаша» показала, что эти команды по-прежнему являются главными в Суперлиге. Можно ли говорить о принципиальном соперничестве между клубами?

– Мы две самые развивающиеся команды в России, главные претенденты на вход в Единую лигу ВТБ. Хочется, чтобы таких интересных игр в Суперлиге было больше. Принципиального соперничества как такового нет. Когда играют два молодых, динамично развивающихся клуба, такие противостояния становятся ярким пятном.

– «Уралмаш» выиграл последние пять матчей против «Руны», включая 3-0 в финале Суперлиги-2022. Давит ли на клуб эта серия поражений?

– Давления нет, оно не витает в воздухе. По крайней мере, команда этого не чувствует. Мы готовимся к каждой новой игре с «Уралмашем» как к битве с достойным соперником, никогда не смотрим назад. Анализируем поражения, стараемся исправлять ошибки и двигаемся дальше.

– «Руна» и «Уралмаш» подавали заявки на вступление в Единую лигу ВТБ вместе с «Самарой» и МБА, но не прошли отбор. Из-за того, что финансируются на коммерческой основе?

– Думаю, это не связано с тем, что мы являемся коммерческим клубом. Мы как организация предоставили лиге финансовые гарантии. Тенденции в спорте меняются, это касается и финансирования. Может быть, не так заметно, но частных проектов становится все больше. Да, в стране практически нет хороших кейсов, в которых спортивный клуб показывал бы хорошую эффективность и приносил бы какую-то прибыль, но в скором времени ситуация может развернуться в абсолютно противоположную сторону. Резкий шаг в направлении бизнеса в спорте не за горами.

– Какие для этого есть предпосылки?

– Клубы уже начали задумываться о том, что зрители на трибунах могут приносить какую-то коммерческую выгоду. Единственное, многие пока не понимают, как это сделать, но все придет со временем.

– В 2019 году Вы проходили стажировку в клубе НБА «Даллас Маверикс» и в клубе G-лиги «Техас Лэджендс». Как этот опыт повлиял на Вашу деятельность в качестве генерального менеджера «Руны»?

– Это незабываемый опыт и невероятные эмоции. За короткий срок я получил знания, которые помогают реализовывать интересные идеи и смотреть на баскетбол так, как на него не смотрят в нашей стране. По итогам стажировки пришло понимание, как клубы взаимодействуют с болельщиками и создают на арене атмосферу, которой люди действительно наслаждаются. Что-то в нашей стране возможно сделать, что-то – нет, но какие-то идеи были взяты именно оттуда. Мне удалось посетить матчи в нескольких штатах. Каждый город по-своему работает с аудиторией, везде свои нормы и понятия. Мне понравилось, что незнакомые люди создают на трибунах некое баскетбольное сообщество. Они живут игрой и переживают за команду.

Реклама 18+

Что касается управления, я бы не сказал, что за рубежом оно сильно отличается. Это больше человеческие качества, профессионализм. Если ты живешь своей работой и получаешь удовольствие от нее, ты все равно будешь расти вместе с клубом, развивать его. Не важно, в России, в Америке или в Европе.

– И все же, почему «Руна» не сумела попасть в Единую лигу ВТБ?

– Мы были не до конца готовы к Единой лиге ВТБ организационно. К примеру, на нашей арене нет медиакуба, который по регламенту должен быть. По уровню узнаваемости Лига ставит с каждым годом все большие требования. Мы стараемся идти в том направлении, которое нам подсказал Сергей Валентинович Кущенко. Офис Единой лиги дает нам многие рекомендации по работе и развитию бренда. Так что, я думаю, в скором времени мы сделаем шаг вперед. В начале 2023 года планируем выйти на 100% соответствия критериям. Мы знаем, что для этого нужно, и работаем над этим.

– Означает ли это, что «Руну» стоит ждать в Единой лиге ВТБ к сезону-23/24?

– А почему бы и нет?!

Бюджет клуба, потолок зарплат и коммерция

– Если завтра клуб войдет в Единую лигу ВТБ, насколько изменится состав команды, бюджет?

– Что изменения будут, это точно. Бюджет изменится, как минимум повысится до минимальных 400 миллионов рублей, которые нужны для входа в Лигу ВТБ по регламенту. Как я говорил еще в прошлом сезоне, костяк команды мы постараемся сохранить, а в целом нужно будет анализировать рынок в межсезонье. Сейчас переходный период для российского баскетбола и для российских игроков.

– С этого сезона РФБ ввела потолок зарплат в Суперлиге на отметке 50 млн и налог в размере 10% с превышения. Как это влияет на клуб?

– Для многих потолок зарплат – это не дать возможность клубам, у которых больше бюджет, подписать сильных игроков, чтобы у менее финансируемых клубов была возможность подписать этих же игроков за меньшие деньги. У нас нет четкого понимания, что такое потолок и зачем он нужен. Да, должны к этому когда-то прийти. Но сейчас, мне кажется, еще рановато. Тем более в эпоху всех геополитических моментов, которые есть.

– Почему, на Ваш взгляд, наши клубы не готовы к потолку?

– Клубы финансируются по-разному. Кто-то финансируется бюджетными деньгами, мы со своей стороны полностью частный клуб. У всех разные возможности и разные бюджеты. Уравнивать финансовые показатели клубов потолком зарплат, наверное, не очень справедливо в данной ситуации.

Мы пытаемся ограничить клубы, чтобы уравновесить их спортивные достижения. Но при этом у нас многие клубы не понимают, как привлекать средства, как работать с аудиторией, работать с партнерами. Мне кажется, сначала нужно научить клубы маркетингу, а потом уже вводить какие-то потолки и так далее. О чем говорить, если у многих клубов нет никаких аккаунтов в социальных сетях, а мы понимаем, что сейчас без этого никуда. 

– Насколько деятельность «Руны» окупается в данный момент?

– Клуб только в этом сезоне начал делать упор на коммерцию и привлечение дополнительных средств, поэтому сейчас, конечно же, он не является окупаемым.

– При этом команда получает большую поддержку от Алексея Кравцова и его компании «Kraftway». Можно ли назвать это меценатством?

– Алексей Юрьевич – большой любитель спорта, бывший глава Союза конькобежцев России, добился там великолепных результатов. Можно ли назвать это меценатством? Отчасти, да.

– Мы знаем пример «Химок», которые в какой-то момент лишились поддержки Алишера Усманова и потерпели крах. Можно ли сказать, что «Руна» имеет те же риски с поправкой на масштаб?

– Да, но опять же у всех своя история, свои ошибки. Мы живем по своему сценарию, стараемся перенимать опыт у коллег, как надо делать и как не надо, но все равно все учатся на своих ошибках. Риски в спорте есть всегда, как и в любом бизнесе. Главное – вовремя проводить анализ того, что ты делаешь, и выбирать верный курс движения.

– Когда был самый тяжелый этап для клуба и для Вас как генерального менеджера?

– У меня не такая длинная карьера как генерального менеджера, но я не помню ни одного спокойного сезона. Каждый год мы либо открываем новую команду, либо переходим в другую лигу. Самый тяжелый период для меня – это, наверное, март 2022 года. Начались переживания в команде, резкие изменения в организационной работе. Все это в период подачи заявки в Единую лигу ВТБ. Некоторые игроки были на эмоциональном спаде, перестали думать о баскетболе, а были мысли только о том, как уехать из страны. И это перед стартом плей-офф.

– Насколько сильно текущая геополитическая ситуация влияет на ведение переговоров с потенциальными новичками?

– Все стало очень нестабильно. Вроде ты уже договорился с игроком о подписании, а на следующий день он может позвонить и сказать, что никуда не поедет… Летом со мной произошла курьезная история. Мы хотели подписать одного американского игрока, уже провели с ним и его представителем переговоры, договорились обо всех финансовых условиях. Буквально на следующий день мне звонит еще один представитель этого игрока и говорит, что у них уже есть действующий контракт с другим клубом… Я это к тому, что, какая бы геополитическая ситуация не была в мире, подписание иностранцев – это всегда ожидание какого-то «сюрприза».

Реклама 18+

Уникальность «Руны» и планы на будущее

– Помимо мужской Суперлиги, «Руна» теперь представлена в женской Суперлиге. Также есть команды в Единой молодежной лиге ВТБ, в обеих ДЮБЛ, в баскетболе 3х3, детско-юношеский баскетбольный клуб. Насколько Вы довольны существующей пирамидой? Планируете ли создание новых команд в ближайшее время?

– Я иногда, если честно, очень сильно удивляюсь, как нам удалось создать все это за буквально 5-6 лет. Что самое главное, это не просто команды, которые существуют, потому что «так надо». Они показывают результат. В моей идеальной картине в системе ПБК «Руна» должно быть восемь команд, так что планы для развития имеются. Наверное, следующим шагом для нас будет создание фарм-клуба основной мужской команды.

– Какую задачу он будет решать?

– Очень много игроков как будто исчезают с рынка после молодежного чемпионата. Игроки одного возраста соперничают друг с другом на протяжении многих сезонов, а, когда приходит пора играть на взрослом уровне, многие просто не готовы к такому шагу психологически, физически и так далее. Мало кто может дебютировать во взрослом баскетболе в 22 года, мало кто из клубов может дать такую возможность.

Большинству команд нужен результат «здесь и сейчас», поэтому не многие вкладывают силы в развитие молодежи. По моему мнению, фарм-команда как раз может быть переходным этапом от молодежного баскетбола к профессиональному. Эта команда должна гнаться не за результатом, а за развитием.

– Как Вы считаете, можно ли «Локомотив-Кубань» назвать клубом, который специализируются на развитии молодых игроков? Почему «Руна» не идет этим путем?

– «Локо» делает крутой проект, связанный с молодежкой. Мне кажется, в нынешнем сезоне 50% игроков их основной команды – воспитанники из молодежных проектов. Это заслуживает уважения. Думаю, в будущем это даст огромные плоды. Опять же, я не знаю целей и задач, которые они перед собой ставят. У нас абсолютно другой путь. Думаю, нас не стоит сравнивать ни с одним клубом.

– В чем заключается уникальность «Руны»?

– «Руна» – частный клуб, который не ждет каждый год, какой бюджет выделит город. Мы каждый день ищем спонсоров, партнеров, чтобы расти и развиваться. У нас самый быстро развивающийся бренд. Наш менеджмент – самый молодой во всем российском профессиональном спорте, и это не просто слова. Клуб дает спортивный результат и уже привлекает дополнительные инвестиции. Мы далеки от идеала, но придем к этому в скором времени.

Реклама 18+

– Где Вы видите клуб и себя через пять лет?

– Главная цель – «Финал четырех» Евролиги. Надеюсь, мы сделаем это в ближайшие пять лет. Для меня выход в «Финал четырех» будет высочайшим достижением с «Руной». Что будет после этого, тяжело говорить, но мои личные амбиции – это управление клубом НБА.

– Вы ожидаете, что российские клубы вернутся в Евролигу в ближайшие годы?

– Конечно. Я думаю, это случится в ближайшее время. История всегда циклична.