18 мин.

«Формула-1» в Мексике - аварийный старт, красные флаги и боевая концовка. Обзор Гран-При Мехико (28.10.23-30.10.23)

Стадион "Fora Sol" - любимое место болельщиков на Гран-При Мехико

От Техаса до Мехико

Дисквалификации Шарля Леклера и Льюиса Хэмилтона после Гран-При США запустили очередной маховик межэтапных дискуссий. Главная тема была очевидна - как предугадать износ деталей, если во время уик-энда со спринтом нельзя работать над машиной с пятницы, и какие вообще положительные стороны есть у этапов с подобным форматом.

Вопрос о ценности 100-километровых гонок стоит перед «Формулой-1» с момента ввода таких стартов. Спринт - хорошее оружие для привлечения болельщиков на трибуны в пятницу и субботу. Но для команд это дополнительные риски, нехватка времени на подготовку. Результатами становятся осторожность гонщиков во время короткого заезда и неоптимальные настройки машин вплоть до финиша воскресной гонки. Ситуация с досками скольжения подчеркнула несовершенство данного формата. Шарль Леклер после гонки так прокомментировал исключение из протокола:

«Честно говоря, нас это шокировало, поскольку в пятницу, когда мы проверяли машину, износ планки был нулевым. Не было похоже, что машина где-то касается асфальта. Но в гонке такие касания были, в итоге меня дисквалифицировали.»

Та самая доска скольжения
Та самая доска скольжения

К международной федерации автоспорта возник вопрос, почему при 50% дисквалификации не начали массовую инспекцию состояния болидов. В FIA объяснили, что выборочный контроль проводится многие годы, проверить могут любого, поэтому специально нарушать правила никто не станет. Кроме того, измерение доски скольжения занимает около 15 минут, и проверка только этой детали на всех машинах заняла бы 5 часов, а есть и другие элементы. Так, на машине Сайнса взяли пробы топлива и масла. Поэтому реализовать полный досмотр невозможно, нужно иметь ввиду, что гонки идут подряд, и уже в воскресенье команды собираются на следующий Гран-При.

Пятница. Первая тренировка

В Мехико «Формула-1» наконец могла отдохнуть от приевшихся спринтерских уик-эндов и работать и привычном режиме. Пауза в спринтах была связана с тем, что на мексиканский этап запланировали тесты мягких шин Pirelli будущего поколения.

Многообразие тренировочных заездов напомнило о правиле, по которому 2 тренировки в сезоне нужно отдать запасному пилоту. Днем пятницы четверть пелотона состояла из юниоров «Формулы-2». Четверо из них входят в топ-6 текущего сезона - Тео Пуршер и Фредерик Вести ведут борьбу за титул, Джек Дуэн и дебютант Оливер Берман претендуют на бронзу чемпионата. Счастливый билет урвал идущий 14-м в зачете Исаак Хаджар - членство в молодежной программе Red Bull позволило ему занять место Юки Цуноды в первой практике.

Оливер Берман за рулем Haas в первой практике
Оливер Берман за рулем Haas в первой практике

Молодежь провела сессию по-разному. На Alfa Romeo Пуршера на первом же круге провалилась педаль тормоза, и как не старались механики, исправить ситуацию не удалось. Все остальные заняли позиции в конце протокола - Вести и Дуэн откатывали в Mercedes и Alpine программы по поиску настроек. Лишь Берману и Хаджару дали «повалить» на новой технике, но Haas и Alpha Tauri - не самые быстрые машины. Среди новичков затесался Алонсо - в Aston Martin продолжали кампанию по изучению обновлений Остина, но половину сессии испанец провел в боксах из-за проблем.

Пятница. Вторая тренировка

Ко второй практике трибуны «Автодрома имени братьев Родригес» заполнились - к вечеру зрители прорвались через местные пробки. Накрапывал легкий дождь, но горячая трасса не успевала намокнуть. 20 стартовых минут вновь прошли в тестах новых шин - тренировочные времена на комплектах будущего были схожи с результатами нынешних колес.

Грозовые тучи во время второй тренировки
Грозовые тучи во время второй тренировки

На 25-ой минуте зрелищный вальс исполнил Алонсо. Болид сорвало на скорости 200 км/ч в лабиринте второго сектора, но опытный матадор увел машину от отбойника, довернув её на полный оборот. Техасские страдания «зеленых» перенеслись и в Мехико - по итогам второй сессии пилоты Aston Martin заняли 18-ю и 20-ю строчки.

Суббота. Третья тренировка.

Последняя тренировка оказалась спокойнее пятничных. Пилоты прошли в полтора раза меньше кругов, чем в других сессиях. С проблемами столкнулся Магнуссен - Кевин проехал лишь 9 кругов в конце из-за проблем с креплением колеса. При этом он успел испортить быстрый круг Леклеру - монегаск едва успел отвернуть от датчанина в «эсках». Еще большие проблемы встретились партнеру Шарля. Сайнс уперся в Стролла, который неспешно катился по трассе, и лишь ценой разворота смог избежать столкновения.

На вершине протокола привычно оказался действующий чемпион мира. Скорости росли - в субботней практике с времени пятницы «сняли» почти секунду.

Неожиданная встреча Сайнса и Стролла в третьей тренировке
Неожиданная встреча Сайнса и Стролла в третьей тренировке

Квалификация

Несмотря на скоростной характер трассы, из-за высокогорья обгонять в Мехико достаточно сложно. Поэтому квалификация становится едва ли не главной сессией, где можно отыграть или упустить позиции.

Первую попытку Ferrari, Mercedes и McLaren провели на Medium. Для «алых жеребцов» и «серебряных стрел» эксперимент прошел удачно - показанных результатов хватило для прохода дальше, что позволило сэкономить комплект Soft'a. У «оранжевых» не пошло - Пиастри лишь под конец сессии улучшил на мягких шинах. Норрису не повезло еще больше - сначала собственные ошибки, а затем желтые флаги не дали Ландо показать вменяемый результат, и он остался лишь 19-м. После 4-х подиумов подряд такой результат выглядел для британца неудачной шуткой.

На коротком треке важно было не попасть в трафик. В конце сессии на пит-лейне возникла ситуация, что Ферстаппен, Расселл и Алонсо попросту остановились, создав пробку. После они были вызваны к судьям и объяснили свои действия тем, что необходимо было создать пространство до впередиидущей машины и не нарушить минимальную дельту круга. Стюарды вняли аргументам и не применили санкции.

Пробка на выезде с пит-лейн
Пробка на выезде с пит-лейн

Во втором сегменте борьба обострилась - первую строчку у Макса смог отобрать Хэмилтон, а в числе неудачников оказались Гасли, Хюлькенберг, Алонсо, Албон и Цунода. Юки вообще не выехал на трассу, Alpine и Aston Martin не подружились со скользким асфальтом, а время Алекса удалили за нарушение границ трассы во втором повороте.

В финале ключевой стала первая попытка. Лучшее время Ферстаппена дружно перебили обе Ferrari, тройку разделило всего в 12 сотых секунды. 4-е место сенсационно ухватил Риккиардо, опередив обоих британцев из Mercedes. Перес перед родными трибунами проиграл партнеру полсекунды и временно остался седьмым.

Вторая попытка должна была стать развитием стартовой, но неожиданно у всех возникли скольжения в поворотах. Ferrari проиграли своим результатам пропасть, Макс смог улучшиться лишь на 23 тысячных, оставшись вне первого ряда. Перес уступил не только Ферстаппену, но и Риккиардо, но проиграл партнеру всего десятую секунды. Хэмилтон опередил лишь Пиастри и Расселла, а замкнули десятку две Alfa Romeo, второй раз в сезоне вместе вышедшие в третий сегмент.

Квалификационные отрывы в одной картинке
Квалификационные отрывы в одной картинке

«Поул» стал неожиданностью для Ferrari. Шарль признался, что сам не понял, как удалось отыграть 8 десятых секунды между вторым и третьим сегментом. Квалификационный темп «красных» в этом сезоне хорош, но воплотить его в победу удалось лишь раз. Сомнения в реализации первого ряда были и здесь - рывок в 800 метров к первому повороту дает возможность навязать борьбу лидерам. Оставшийся третьим Ферстаппен так прокомментировал свою позицию:

«На этой трассе очень низкое сцепление с асфальтом из-за большой высоты над уровнем моря, поэтому когда пытаешься атаковать сильнее, то машина просто перестает тебя слушаться. Именно это и произошло в финале>...<Конечно, мне бы хотелось стартовать с поула, но у меня будет хороший слип-стрим перед первым поворотом. Посмотрим, что произойдёт ".

Гонка.

В стройных рядах лидеров максимально непривычно было видеть Alpha Tauri. Младшая команда «быков» не добивалась такой высокой стартовой позиции с Гран-При Катара 2021 года, а сам Риккиардо в последний раз брал 4-е место в квалификации на Гран-При Бельгии 2021 года. Как оказалось, Дэну досталось лучшее место для просмотра стартового концерта.

Красные огни погасли, Ферстаппен сразу юркнул меж двух Ferrari и сохранился на внутренней части прямой. Шарль смог разогнаться и поравняться с лидером сезона, а по внешней стороне их нагнал Перес. Чеко не пересматривал повторы старта в Катаре, поэтому не знал, что ломиться внутрь, когда справа две машины, не совсем верно. Ранний поворот руля вправо стоил мексиканцу гонки - Леклеру деваться было некуда, Серхио взлетел на левом переднем колесе Ferrari и смачно приземлился на обочину с пробитым понтоном.

Общий план старта гонки и последствия окрыления Red Bull
Общий план старта гонки и последствия окрыления Red Bull

Шум трибун в тот момент заглушил вообще все на юге Северной Америки. Разочарованию болельщиков не было предела, и особо разгоряченные текилой и мексиканским солнцем даже не сдержали эмоций на стадионной секции «Fora Sol». Между зрителями вспыхнула столь непривычная для автогонок драка, которую удалось быстро разнять.

Ферстаппена похожая авария вновь обошла стороной - он спокойно вошел в поворот и устремился вдаль. Ferrari #16 выдержала бодание быка, оставшись без части переднего крыла, и Шарль, к удивлению себя и механиков, даже поехал почти в темпе лидера.

На 5-м круге дирекция гонки разглядела остатки деталей Red Bull в первом повороте и сподобилась на виртуальный пейс-кар. Тактику ломать никто не решился - почти все стартовали на Medium и Hard, для изменений было рано.

После зрелищного старта первые 10 кругов прошли максимально лениво. В первой десятке активность изображал Хэмилтон, прессингуя Риккиардо, но даже трех зон DRS не хватало Mercedes, чтобы пройти Alpha Tauri. На 8-е место претендовала целая вереница желающих. Отлично стартовавший Хюлькенберг вез за собой 7 «вагончиков», каждый из держался в секунде от предыдущего. Особенно тяжело было Норрису, который замыкал состав на Soft'е. Попытка совершить блицкриг на мягких шинах провалилась, и в McLaren пришлось срочно думать, как помочь британцу.

Хюлькенберг во главе паровоза
Хюлькенберг во главе паровоза

На втором десятке кругов Гран-При Мехико стал просыпаться. Хэмилтон дожал Риккиардо и поехал за парой Ferrari. Норрис избавился от красных ободков и перешел на Hard, сокращая отставание от хвоста по 2 секунды за круг.

Постепенно Medium на машинах лидеров начинал сдавать. «Распечатал» пит-лейн Ферстаппен. Red Bull прекрасно экономит резину, поэтому раннюю остановку можно объяснить тем, что на мостике австрийской команды родилась отличная тактика, и они её придерживались. После выезда из боксов Макс оказался 7-м, но за 5 кругов вернулся в зону подиума. Сопротивления голландец не встретил вообще - соперники перед ним разве что не раскланивались, когда Red Bull #1 появлялся в зеркалах заднего вида.

Так Пиастри пропускал Ферстаппена. Хорошо, что с трассы не уехал.
Так Пиастри пропускал Ферстаппена. Хорошо, что с трассы не уехал.

«Серебряные стрелы» повелись на пример Red Bull и тоже зазвали пилотов в боксы. Hard мог и выдержать 47 кругов, так что Хэмилтон и Расселл сохраняли оба варианта развития событий. В Ferrari затягивали пит-стопы как могли. В начальной фазе гонки Сайнс признался инженеру, что шины чувствуют себя хорошо, и согласился лишь раз встретиться с механиками. В боксах «красных» дотянули до 30-го круга, когда Карлос уже отдал позицию Максу на трассе, а Хэмилтону - в боксах. Шарль избежал подобной участи, кругом позже выехав с пит-лейн вторым в 16-ти секундах от лидера.

Тягучее развитие Гран-При Мексики в одночасье сломал Магнуссен. Кевин расшатал подвеску на бордюрах, и в один прекрасный момент она не выдержала. Haas бросило в барьеры TechPro на полной скорости, гонщик даже не успел убрать руки с руля. Датчанин покинул машину, которая начала гореть. Почти 2 минуты до болида бежали специалисты в области пожаротушения, но успели не допустить серьезного возгорания. Особенно актуально было сохранить технику в свете того, что квалификация Гран-При Бразилии уже в пятницу.

"Рожки да ножки" от Haas Магнуссена
«Рожки да ножки» от Haas Магнуссена

Появился автомобиль безопасности, а затем и красные флаги, перечеркнув все усилия первого часа. До конца гонки оставалось 36 кругов, машины становились легче, и до финиша можно было добраться на любом комплекте, кроме Soft'а. Макс под пейс-каром успел надеть новый Hard, Ferrari, не дотянувшие до остановки гонки всего 2 круга, оставили смененный комплект. Mercedes рискнули и для обоих пилотов запланировали финиш на прикатанном Medium. Дополнительным фактором в пользу этого решения был старт с места, которым должна была возобновиться гонка, - преимущество хорошего сцепления могло помочь отыграть позиции.

Второе начало Гран-При Мехико преобразило гонку как в лучшую, так и в худшую сторону. Макс показал мастер-класс, как надо пользоваться преимуществом поул-позишн в Мексике, войдя в первый поворот в одиночестве. Леклер отбил атаку Хэмилтона, а Расселл прошел Риккиардо, сев на заднее крыло Сайнсу. Очередные стартовые трудности испытал Норрис. McLaren британца зажали в коробочку на прямой, но он успел сбросить газ, потеряв на этом 5 позиций.

Рестарт Гран-При Мехико
Рестарт Гран-При Мехико

Худшая сторона состояла в том, что даже теоретическая борьба за победу кончилась. Ферстаппен раскрутил Red Bull и умчался к своей 16-ой победе в сезоне. Зато позади него расцвела жизнь - за каждую позицию велась жесткая дуэль.

Пара Mercedes на более мягком составе наседала на конкурентов за 2-е место в командном зачете. Хэмилтону удалось справиться с Леклером через 5 кругов после рестарта. Британец нащупал слабые места алого болида и дожал Шарля не без проезда по обочине правыми колесами. Расселлу повторить маневр опытного партнера не удалось - Сайнс отбил все атаки и приводил Джорджа в бешенство на торможениях. Позиции Хэмилтона и Ferrari сохранились до финиша - Льюис без шансов уехал от Шарля, а Карлос 30 кругов держался в 4 секундах позади партнера.

Дуэль Хэмилтона и Леклера за второе место

Риккиардо одиноко катил на 6-м месте, за его спиной образовалась пара Пиастри-Цунода. Самурай из-за штрафа стартовал последним, но пит-стоп на 10-м круге помог ему избежать лишней остановки и открыл путь в десятку. Юки каждый круг пытался атаковать McLaren австралийца, искренне ругаясь по радио. Кульминация австралийско-японских отношений наступила на 49-м круге. Цунода поравнялся с Пиастри на входе в первый поворот и поехал заужать траекторию. Оскар к подобной дерзости не готовился и держался прямо. Исход очевиден - Alpha Tauri закрутилась на обочину, в ушах инженера японца раздался отборный мат, а пилот McLaren спокойно поехал дальше.

Концовка битвы Пиастри и Цуноды
Концовка битвы Пиастри и Цуноды

На рубеже зачетной десятки было неспокойно всю гонку. После рестарта 9-е место забронировал Албон, но сзади нагоняли две Alpine, две Alfa Romeo, проваливавшие гонку после отличной квалификации, Хюлькенберг и Норрис. Ландо и стал главной звездой второй половины Гран-При. Быстро оправившись от неудачного старта, он принялся подниматься вверх по протоколу. В момент контакта Пиастри и Цуноды Норрис уже был их первым преследователем.

Через 5 кругов Ландо подъехал к напарнику, на мостике McLaren порекомендовали Оскару найти полсекунды на круге или пустить партнера вперед. Последний вариант выиграл, и Норрис устремился вслед за Риккиардо. Прошлогодние партнеры устроили борьбу колесо в колесо, но оранжевая машина была намного быстрее. Через 5 кругов пилот McLaren уже дышал в крыло Расселлу. Medium на втором Mercedes «поплыл», и Джордж доезжал гонку. За 4 круга до финиша два молодых британца сцепились на стадионной секции второго сектора, Ландо нырнул внутрь и отобрал пятое место.

Максимально близкий обгон Норриса на Риккиардо
Максимально близкий обгон Норриса на Риккиардо

Под конец гонки к Расселлу подобрался Риккиардо, но Alpha Tauri была не так хороша на фоне Mercedes, да и Дэну было важно сохранить высокую 7-ю позицию, ставшую лучшим результатом команды в сезоне.

Албон сохранил 9-ю строчку, а в борьбе за балл 10-го места пара Alpine кошмарила Хюлькенберга, который проводил свой 200-ый Гран-При без подиумов. Haas все больше терял резину на дистанции, и после ряда зрелищных сопротивлений плотина обороны прорвалась. Окон уехал на оперативный простор, а вскоре Нико уступил позицию и Гасли. Сражение на этом не кончилось. Позади активничали Боттас, Стролл и Сарджент. Уперевшись в пару Гасли-Хюлькенберг, они устроили зрелище на потеху «Fora Sol». Боттас расширился в шпильке, внутрь нырнул Стролл. Alfa Romeo занесло на бордюре, неуправляемая машина ударила Aston Martin в правое заднее колесо, припарковав того у стены. Канадец добрался до боксов, но лишь для того, чтобы сойти и подвести черту под неутешительным выступлением «зеленых» в Мехико. Алонсо сошел еще на 47-м круге из-за механических проблем.

Пинок Строллу от Боттаса
Пинок Строллу от Боттаса

Итоги

Клетчатый флаг напомнил о наличии лидера. Победы Ферстаппена стали такой обыденностью, что камера на финиширующий Red Bull переводится из вежливости. «Ни этапа без рекорда» - таков девиз Макса в этом году. 51-я победа в карьере равняет голландца с Аленом Простом, 16-я победа в сезоне перебивает его же прошлогодний показатель. Следующая цель - 53 победы Себастьяна Феттеля, и на ее достижение у трехкратного чемпиона мира будет целых 3 этапа до конца года.

5-я победа Ферстаппена на мексиканской трассе
5-я победа Ферстаппена на мексиканской трассе

На фоне успехов Ферстаппена грустно вспоминается его партнер. В Мексике Перес смог сдружиться с машиной, отлично стартовал, но потерял холодную голову и попытался выиграть гонку в первом повороте. Гран-При Мехико мог реабилитировать Серхио в собственных глазах, но сделал для его репутации новую яму. Более сильного разочарования представить сложно - потерять все шансы перед родными болельщиками всего за 20 секунд. Смешно, но над Пересом нависла угроза лишиться второго места по итогам сезона, - Хэмилтон позади всего в 20 очках.

Ferrari и Mercedes продолжают обмениваться уколами на пути ко второму месту в Кубке Конструкторов. Хэмилтону удалось переиграть стартовавших с первого ряда «алых жеребцов». Льюис так хорошо распорядился комплектом Medium, что на последнем круге даже отобрал лучший круг у Ферстаппена. Джордж не поддержал порыв опытного партнера - 6-е место свело на нет подвиги 7-кратного чемпиона мира, и обе команды отхватили в Мексике по 27 очков, сохранив статус-кво. Для Ferrari подобный расклад вряд ли можно назвать удачным, вспоминая результаты квалификации. Скоро болельщики «Скудерии» будут мечтать о любом месте на решетке, кроме первого, чтобы не так сильно расстраиваться из-за гоночного темпа. После финиша Леклер так прокомментировал случившееся на старте и после возобновления Гран-При:

«Вероятно, Серхио не знал, что справа у меня Макс. В какой-то момент стало понятно, что столкновения не избежать. Я даже удивлён, что после этого смог финишировать.>...<гонку остановили красными флагами, шины остыли, и после рестарта уже не работали. Обидно, ведь до этого всё было очень хорошо, особенно на Medium."

Первая дюжина личного зачета и командный зачет чемпионата
Первая дюжина личного зачета и командный зачет чемпионата

Неудачное выступление McLaren хоронит надежды команды уйти с 4-го места в командном зачете. 93 очка до Ferrari - огромное отставание, вряд ли итальянская «конюшня» начнет проигрывать по 31 очку за уик-энд. Конечно, Норрис впечатляюще провел последние 40 кругов гонки, но подобным темпом надо начинать распоряжаться уже в квалификации. К Пиастри претензий нет - Оскар дебютировал в Мехико, привел машину на финиш и был стабилен. Забраться выше 8 строчки было сложно, но её он не упустил.

Пилоты McLaren во время парада
Пилоты McLaren во время парада

Откровением уик-энда стал Даниэль Риккиардо. 4-е стартовое место - подвиг, но воплотить его в результат в 300-километровой гонке - задача куда более сложная. И Дэн блестяще с ней справился. Alpha Tauri подросла, попала в обновления, ей подошли большие крылья Мехико, и 7-е место стало наградой за труды. Равная борьба с McLaren и Mercedes - кто ждал этого от «младших быков»? Дополнить командную копилку мог бы Цунода, но японец в очередной раз погорячился и, возможно, навсегда закрыл себе путь в более сильные команды.

Авария Магнуссена почему-то заставила вспомнить прошлый год в Haas. Когда Мик Шумахер стабильно прикладывал болид об стену, руководитель команды Гюнтер Штайнер не скупился гневных комментариев о выступлениях молодого немца. В этом году Хюлькенберг и Магнуссен на двоих набили столько запчастей, что по аналогии не могли претендовать на место в кокпите на 2024 год, но контракты с ними продлили. Похоже, год назад американской команде не очень нравился ажиотаж вокруг фамилии их пилота, а по факту все равно, кто будет управлять этой машиной - результата на ней добиться очень сложно.

Общее фото Haas в честь 200-го Гран-При Хюлькенберга. Зеленые перчатки - отсылка к прозвищу Нико "Халк".
Общее фото Haas в честь 200-го Гран-При Хюлькенберга. Зеленые перчатки - отсылка к прозвищу Нико «Халк».

Утомительный «тройник» по Америке завершится на следующей неделе этапом в Бразилии. Последний Гран-При Сан-Паулу стал единственным поражением Red Bull с июля 2022 года до сентября 2023. Кто знает, может и в этом году бразильские ухабы станут камнем преткновения перед чемпионским коллективом.