Трибуна
6 мин.

Автодром среди дюн на главном курорте страны – трек для Гран-при Нидерландов! Гонщики даже бойкотировали его из-за опасности

От редакции: Привет! Вы в новом блоге про «Формулу-1» «Оранжевое видение». Перед Гран-при Нидерландов автор рассказывает историю трассы в Зандворте. Поддержите блог плюсами и подписками, тогда таких постов будет больше!

Приятная пора летних отпусков в мире «Формулы-1» подходит к концу. Гонщики, руководители команд, простые механики провели три недели с семьями, съездили к бабушкам на огород, отгуляли путевки на море. Настало время расчехлить рабочие комбинезоны и вновь окунуться в мир двигателей, запаха шин и соперничества.

Открытие второй половины сезона пройдет в нидерландском Зандворте. Небольшой городок в 25 километрах от Амстердама является одним из крупнейших пляжных курортов страны. Интересно, что город основан еще в 1100 году и изначально носил название Sandevoerde – «песчаный брод». Зандворт расположен на побережье Северного моря и имеет песчаный пляж вдоль всей территории. К северу от города расположен национальный заповедник Зейд-Кеннемерланд площадью 38 км², который ежегодно посещают около 2 миллионов человек. К главным достопримечательностям парка относятся песчаные дюны, среди которых можно увидеть оленей, зайцев и шотландских зубров. Для любители старинной архитектуры в юго-восточной части парка прячется замок Дейнлюст, созданный еще в XIX веке.

Желание голландских властей развить туризм и окунуться в мир автоспорта привело к проекту постоянной гоночной трассы на дюнах Зандворта. В 1948-м под руководством победителя «24 часов Ле-Мана» Сэмми Дэвиса был построен короткий 4,2-километровый автодром, вписанный в местный ландшафт и дороги общего пользования. Трек понравился гонщикам быстрыми затяжными поворотами и возможностью выбирать в них разные траектории для обгона. Самым известным местом трассы стал первый поворот – Tarzanbocht (теперь «Тарзан»). По легенде, его назвали в честь местного жителя, который предоставил землю для строительства, а взамен пожелал быть увековеченным в конфигурации автодрома.

Знакомство «Зандворта» с «Формулой-1» началось в 1952 году, когда первую гонку в рамках чемпионата мира выиграл Альберто Аскари. В последующие годы трек то вновь появлялся в календаре чемпионата, то пропадал из-за финансовых проблем. Стабильность пришла лишь спустя 6 лет. В течение полутора десятилетий трасса ежегодно принимала Гран-при. Но, как и многие исторические автодромы, «Зандворт» на своем пути столкнулся с проблемами с безопасностью. Этап 1972 года был бойкотирован пилотами – они заявили, что проведение этапа в текущих условиях опасно для жизни.

Гран-при Нидерландов-1961

На следующий год гоночный центр изменили:  установили барьеры, улучшили зоны вылета, возвели новые боксы и замедлили трассу новой шиканой. Во время уик-энда 1973 года царила радостная атмосфера возвращения в автоспортивную семью, но гонка обернулась трагедией. Из-за аварии на 8-м круге загорелась машина британца Роджера Уильямсона. Его соотечественник Дэвид Перли остановился на трассе, чтобы помочь товарищу. На подмогу Перли никто не пришел – маршалы опасались подойти к горящему болиду из-за угрозы взрыва бензобака. Остальные пилоты считали, что Дэвид пытается потушить свою машину, при этом он сам в безопасности. Гонка не была остановлена, и пожарная машина вынуждена была объезжать трассу, чтобы пробиться к месту аварии. За это время Уильямсон погиб от удушья. Финиш зафиксировал победу Джеки Стюарта, но праздник в Зандворте стал трауром.

Несмотря на это событие, в течение следующих 12 лет «Формула-1» не покидала «Зандворт». Это время запомнилось первой победой Джеймса Ханта на «Хескете», последними победами в карьерах Марио Андретти и Ники Лауды, столкновением претендентов на титул Проста и Пике в 1983-м.

Гран-при Нидерландов-1982. 

В 1985 году для «Зандворта» настала пора перемен. За время проведения этапа «Формулы-1» прибрежный город разросся, и перед владельцами автодрома встали вопросы об ограничении шума и модернизации трассы. План перестройки был уже утвержден, но компания, которая занималась управлением трассой, прекратила деятельность. Комплекс оказался под угрозой закрытия, и городские власти сформировали новую группу для его спасения. «Зандворту» снесли южную часть кольца и вписали новую поворотную секцию внутрь старого проекта. На обновленный трек стали приезжать гонки DTM и A1GP, а также региональные «Формулы».

Этап серии DTM в Зандворте в 2016 году 

Поворотным моментом для «Зандворта» стало появление в «Формуле-1» Макса Ферстаппена. Нетривиальные выступления молодого пилота «Ред Булл» произвели впечатление и на власти Нидерландов, и на руководство серии. Стороны прикинули возможную выгоду от проведения этапа и заключили контракт с 2020 года.

Первый блин вышел не комом, а не вышел вообще. Пандемия короновируса диктовала свои условия, а проводить этап при пустых трибунах «Зандворт» отказался. Зато уже в 2021-м эффект от уик-энда превзошел самые смелые ожидания. Поклонники Макса заполняли трибуны до отказа ежедневно, начиная с четверга. Крики болельщиков заглушали даже шум двигателей, а дым от оранжевых фаеров оттенял солнечный свет. Ферстаппен не остался в долгу и уверенно выиграл первую гонку в новейшей истории автодрома. Годом позже ситуация повторилась, и договоренности с «Зандвортом» продлили до сезона-2025 включительно.

Оранжевое море и главная звезда Нидерландов

Но за эйфорией от триумфов местного любимца скрываются достаточно безликие гонки. Современные шестиметровые автобусы слабо приспособлены к узкому треку. Единственным местом для обгона стала стартовая прямая, на которой эффективно реализуется преимущество от DRS. Вся магия профилированных поворотов и динамичных виражей средь дюн упирается в банальный недостаток места для длинных и широких машин.

Вряд ли что-то изменится и в этом сезоне. Преимущество «Ред Булл» с чемпионом мира за рулем стало еще больше, и конкуренты могут надеяться только на технические проблемы лидера чемпионата. Обгонять в 2023-м легче не стало, так что главная трибуна вновь увидит торжество системы DRS, а все остальные зрители узнают о сменах позиций по большим экранам. Но этап в Нидерландах все равно ждет повышенный интерес – за месяц без «Формулы-1» и гонщики, и болельщики нагуляли аппетит.

Экскурсия по фону для «Ф-1» в Нидерландах: что за город, как там смотрят гонку и развлекают

«Пробник» для «Ф-1» на Карибах – экзотичный фэйл. Трасса разваливалась, асфальт не держал из-за масла из местных машин!

Новаторский поворот-бэнкинг под скорость 265 км/ч спас Гран-при на олдскульном автодроме. Иначе «Ф-1» не приехала бы в Нидерланды из-за экологии

Фото: Gettyimages.ru/Denis Doyle; commons.wikimedia.org/Otto Karikoski; East News/DAVID GRAY/AFP, JOSE JORDAN / AFP, AP Photo/Amr Nabil, Scar J.Barroso/Keystone Press Agency/Global Look Press; Scar J.Barroso/Keystone Press Agency/Global Look Press; redbull.com