10 мин.

Футбол и реклама до эпохи YouTube. Как это выглядело?

Ни для кого не секрет, что футбол - это спорт номер один на планете. К тому же, наша самая любимая игра с мячом является настолько старой рекламной коммуникацией, что простотой ассоциаций и прямотой образов здесь не обойтись. Как и в любой другой сфере, запоминаются лишь те ролики и рекламные ходы, которые отличаются от других. Как пример, достаточно лишь вспомнить противостояние легендарных компаний Coca-Cola и Pepsi. Именно эта дуэль подарила нам ролик с участием Дэвида Бэкхэма. Фраза «Сегодня просто не день Бэкхема» стала крылатой на долгие годы по всему миру.

Сегодня, я предлагаю вам вспомнить и другие известные ролики, которые мы друг другу передавали по ИК-порту телефона на переменах, в школьных коридорах.

Та самая легендарная реклама с Дэвидом.

На дворе 2005 год. К тому моменту, у большинства моих ровесников по всему миру были PC и Playstation 2, а я на свой тринадцатый день рождения получил от родственников игровую приставку предыдущего поколения PS One. Но и этому я был несказанно рад. Тяжелые были времена, чего греха таить. До появления приставки, вместе с друзьями и одноклассниками, каждые выходные бегали в местный Дом Быта и за целых десять рублей рубились во все футбольные симуляторы, которые были в этом игровом клубе. Золотое было время. Так, о чем это я? Приставка, к моему восторгу, была «чипованной». Поэтому можно было покупать на местном рынке пиратские игры и днями напролет рубиться в Мастер-Лигу в каком-нибудь ISS Pro Evolution Soccer. Обычно, на таких копиях, китайские «игроделы» встраивали различные видео на футбольную тематику. И как-то раз, перед запуском игры, я увидел это.

Поистине легендарный ролик. Эрик Кантона проводит футбольный турнир формата «3х3» среди звёзд того времени! На корабле, в какой-то клетке. Кто бы мог представить такое?! Возможно, его фраза о чайках и трейлере была пасхалкой к данному видео, но сам Эрик вряд ли мог об этом подумать. Кстати, именно с этого видео, по всему миру стал популярен данный формат игры в футбол. Помимо Nike, руку к популяризации уличного футбола приложили еще ребята из EA Sports. В середине нулевых они выпустили на рынок игру под названием «FIFA Street», в которой весь акцент делался на финты и зрелищность. Стоит отметить, что в новой «FIFA 20» как раз вернется данный режим, но уже под названием «Volta».

Дальше, в моей жизни, наряду с еженедельником «Футбол», появился журнал «Total Football». Журнал был дорогим, но иногда, мне удавалось приобрести его газетном ларьке. И это было настоящим счастьем. Красивая и яркая обложка, постеры с известными игроками и командами, интересные статьи в различных форматах (аналог нашей действующей Трибуны), но вишенкой на торте был уникальный СD. В силу того, что компьютера у меня не было, я брал этот диск с собой и шел в гости к своему товарищу, у которого он был. И вот, мы вставляем диск в дисковод и перед нашими глазами появляется наш кумир - Роналдиньо.

Этот вирусный ролик, с бразильским полузащитником «Барселоны», стал первым, который на платформе YouTube набрал один миллион просмотров.

Это была реклама новых бутс линейки «Tiempo» от Nike. Выбор главного героя не случаен. Роналдиньо являлся амбассадором компании и самым техничным игроком того времени. Видео, конечно, фейк, но на тот момент нас с товарищем это не волновало. На экране монитора творилось чудо, волшебство. Во дворе или же на тренировках в ДЮСШ - все пытались повторить эти знаменитые удары в перекладину. К великому сожалению, у нас не получалось этого сделать. А бутсы и в правду были отличные, капитан нашей команды не даст соврать. В них он с лёгкостью забивал и ассистировал больше всех.

Nike Air Legend Tiempo 2005

От Nike не отставали немцы из Adidas. Перед ЧМ-2006 они запустили рекламную кампанию «Adidas: + 10». Тот ЧМ был одним из лучших на моей памяти. И реклама была ему под стать. Обычный двор, два закадычных друга решают сыграть в футбол. И тут они начинают набирать команды из самых известных футболистов, которые были на контракте с немецким брендом. Кака, Бекхэм, Рауль, Лэмпард, Кан, Роббен, Зидан, Баллак...Джейрмейн Дефо! И даже, нарисованные компьютерной графикой, Беккенбауэр и Платини. Все там были. Похоже чем-то на Ultimate Team, не так ли?!

Через несколько лет, к Евро 2008, Adidas сделал целую серию коротких документальных фильмов «Dream BIG», в которых известные футболисты бренда тренируют детей - будущие сборные Андорры, Сан-Марино и острова Силли (архипелаг на западе Великобритании). По мне так, эта серия роликов получилась самой атмосферной футбольной рекламой в середине нулевых. Конечно, была еще «Joga Bonito» от Nike, но это уже совсем другая история...

«Joga Bonito» была уникальным явлением на тот момент. Эту рекламную кампанию можно считать одной из самых вирусных и успешных за всю историю футбольного подразделения Nike. У нее был уникальный формат. Сами видеоролики были стилизованы под VHS-съёмку. Харизматичный Эрик Кантона, в привычной ему манере, отчитывал всех футбольных симулянтов. Легендарные «пентакампеоны» со своим фристайлом в раздевалке под мелодичное «Mas Que Nada». А помните тот баттл между молодыми Златаном и Криштиану? А Тьерри Анри, который выходил во двор и просто разрывал всех своих оппонентов в уличном футболе? Я уверен, что помните. Как такое забудешь. При этом Nike никак не пытался навязывать свою продукцию. Несколько крупных кадров со «свушем» и слайд с сайтом в конце видео – вот собственно и вся реклама.

Середина нулевых была очень богата на крутые рекламные ролики. Чего стоит шедевр от культового британского режиссёра Гая Ричи. Молодой игрок, который успешно реализует штрафной удар в составе команды нон-лиги, на глазах у самого Арсена Венгера. Переход в Арсенал, дебют в сборной и все перипетии карьеры начинающего футболиста - всё это очень динамично показано нам под забойный саундтрек группы «Eagles of Death Metal».

Мало кто помнит, но были еще ролики, которые презентовали новую линейку Nike под названием «Total 90». В первом ролике мы видим, как обычный товарищеский матч между Португалией и Бразилией перетекает в многозначительное «Ole» в подтрибунном помещении и на самом поле. А во втором ролике Тьерри Анри пытается обыграть своего четвероногого друга и у него это очень забавно получается. После просмотра этой рекламы, я тоже, как и Анри, бегал по дому и обыгрывал всех, кто попадался мне под ноги. Было весело.

Закончить бы хотелось опять-таки роликом от Nike. Впервые я его увидел в перерыве финала ЛЧ-2010 между Интером и Баварией. Ролик вышел блистательным. Вы только вдумайтесь! Тут Руни оказывается бородатым садовником, который оказался в трейлере после того, как из-за его обреза Франк Рибери забивает решающий гол в ворота английской сборной. Про Фабио Каннаваро сочиняют целый хит и поют его на всех итальянских ток-шоу. Всего и не пересказать вам. Лучше сами посмотрите на это безумие.

Поверьте, это далеко не все ролики, которые есть на данную тематику. Их сотни. Просто я, в этой подборке, попытался до вас донести самые любимые и душевные. Надеюсь, вам понравилось и вы вместе со мной перенеслись в те славные времена.