3 мин.

Расчет по формуле

Автогонщик Роман Русинов в колонке журнала Newsweek о старте чемпионата мира в классе машин «Формула-1», погоде в Малайзии, утраченном доверии к Фернандо Алонсо и постройке трассы в России.

Каждый год «Формула-1» подкидывает зрителям приманку, которая делает Королевские гонки особенными: сначала это было чемпионство Алонсо с командой «Рено», потом уход Шумахера, в прошлом году – неожиданное лидерство Хэмилтона и невероятный по своим масштабам скандал с «Маклареном». В этом же году, мне кажется, гонки пройдут спокойно и без каких-либо сенсаций, а Льюис Хэмилтон все-таки возьмет чемпионство, которое в прошлом году уплыло у него из рук из-за глупых ошибок, связанных с неопытностью.

«Формула-1» уже давно превратилась в состязание автомобилей. И все слова о том, что гонки идут по пути ликвидации разрыва между «Маклареном», «Феррари» и всеми остальными, – пока что просто слова. Команды-лидеры не будут специально ослаблять свои машины для того, чтобы дать конкурентам шанс. В другой популярной гонке, FIAGT, за этим следят организаторы: они проводят инспекцию машин и могут запросто добавить или убавить вес автомобиля, убрав какую-то деталь или заставив обрезать автомобилю крылья. Делают это для увеличения зрительского интереса, а «Формуле-1» это ни к чему: болельщиков здесь и так предостаточно.

В этом году во многих командах произошли изменения. Испанец Алонсо, который так и не смог смириться с ролью второго гонщика «Макларена», вернулся в родную «конюшню» «Рено», которая в последнее время несколько сдала и, скорее всего, не сможет конкурировать с теми же «Феррари» или «Маклареном». Если бы нервы у него были покрепче, а амбиции – поскромнее, возможно, он бы и остался в «Серебряных стрелах» и во время гонок доказал бы, что на одинаковых машинах он сильнее Хэмилтона. А так испанец в глаза многих остался неудачником: пришел на готовое место первого пилота, но, столкнувшись с конкуренцией, сник и через несколько стартовых гонок ушел на второй план. После этого Алонсо потерял доверие команды: все стали работать на британца Хэмилтона и при заезде в боксы отдавали преимущество именно ему.

Когда Алонсо выступал за «Рено», то выигрывал как раз он во многом за счет огромной поддержки со стороны своей команды, она работала исключительно на него. Машина «Рено» тогда была конкурентоспособной плюс выигрывала во многих гонках за счет преимущества в резине. Теперь, когда вступил в силу закон об использовании всеми одной резины, «Рено» лишился своего последнего козыря. Думаю, что даже мастерство Алонсо здесь не поможет: человек будет выступать на заведомо более слабой машине, чем у основных конкурентов.

Интересно посмотреть на то, как выступят в «Формуле-1» новобранцы гонок, например, Себастьян Бурдэ. Этот парень, подписавший контракт с командой «Торо Россо», объездил весь мир: за свою карьеру он гонял и в Европе, и в Америке. Попасть в «Формулу-1» он не мог несколько лет – недостаток квалификации не позволил ему пробиться в тот же «Рено». Сейчас у него есть хороший шанс заявить о себе: участие в «Торо Россо», естественно, не даст ему чемпионства, зато на одной-двух трассах он вполне может подняться на подиум. Бурдэ очень маневренный пилот, не боится скорости и толпы. Европейская гонка «24 часа Ле-Мана» здорово закалила его в этом плане – здесь заезд проводится прямо по улицам города, и маневрировать гораздо сложнее, чем на треке, а выжимать из машины нужно по максимуму.

У Бурдэ, как мне кажется, хорошие шансы попасть в первую тройку уже на ближайшем Гран-при Малайзии. Климат здесь удивительно подходит для сенсаций: сначала может быть чудовищная жара, а потом вдруг – ливень. Кроме того, сама трасса довольно широкая и сделана с большими прямыми участками, что облегчает задачу для обгоняющих. В этом я вижу шанс для Бурдэ – сначала оставаться за спиной у лидеров, а затем, с помощью удачной тактики пит-стопов, вырваться вперед.

В последнее время было много разговоров о том, что в России все-таки будут строить гоночную трассу. Разговоры эти ведутся с 1991 г., но за 17 лет никаких шагов в этом направлении сделано не было. Не нужна нам сейчас такая трасса – что на ней делать круглый год? Ну проведем один этап Гран-при, а остальное время кто гонять будет? Для такой трассы нужно сначала развить национальные чемпионаты и обучить молодых спортсменов.