5 мин.

Война заявок

Инспекционная комиссия ФИФА приехала в гости к Англии, главному конкуренту России за право проведения ЧМ-2018

С утра делегаты поехали на Даунинг Стрит, где их встречал заместитель премьер-министра Великобритании Ник Клегг. Как сообщал Newsweek, премьер-министр Дэвид Камерон приехать не смог – на эти числа у него запланирован семейный отдых, прерывать который он не захотел, – но он оставил видео-приветствие членам комиссии. По словам Клегга, главная сила английской заявки – готовая инфраструктура и подготовленные болельщики. В английском правительстве свою заявку, не стесняясь, называют непобедимой: главный аргумент – если вы отдадите нам чемпионат, то никаких проблем с организацией у вас не будет. После встречи на Даунинг Стрит комиссия отправилась на стадион «Уэмбли» и посмотрела за открытой тренировкой детей, которой руководил главный тренер сборной Англии Фабио Капелло. Громкие имена, задействованные в английском футболе, – это тоже один из элементов пропаганды Англии-2018.

Англичане надеялись, что какое-то значение для ФИФА будут иметь и собственно футбольные результаты. Не секрет, что английская лига считается сильнейшей в Европе и приносит клубам самый большой доход. Но, по словам президента ФИФА Зеппа Блаттера, этот момент никак не повлияет на исход финального голосования. По его словам, у англичан итак достаточно козырей. «У нее все есть», – дал свою оценку Блаттер в преддверии визита инспекционной комиссии. Однако в своем выступлении президент ФИФА дал четко понять, что это вовсе не означает, будто борьба за ЧМ-2018 прекращена. Напротив, последние два чемпионата – в ЮАР-2010 и Бразилии-2014, – доказывают обратное: ФИФА гораздо выгоднее проводить чемпионат там, где к нему ничего не готово.

На фоне англичан такой сейчас выглядит российская заявка. Заинтересованность ФИФА именно в России подтверждает и сам Блаттер, отмечая, что он остается «очень большим сторонником заявки России». «Вы не можете просто так отклонить предложение России, если она выступает с заявкой на проведение какого-то мероприятия. Россия – больше, чем страна, это – целый континент», – признается Блаттер.

Это заявление президента ФИФА становится еще одним важным аргументом в пользу российской заявки. Как рассказал в интервью Newsweek член исполкома ФИФА Чак Блейзер, на принятие окончательного решения огромное значение оказывают два фактора: политическая поддержка и вероятная прибыль для ФИФА. В России и то, и другое пообещали обеспечить в полной мере. Инспекционную комиссию принимали высокопоставленные политики, президент Дмитрий Медведев просил поделиться секретами успеха президента ЮАР Джейкоба Зуму, а Владимир Путин гарантировал полное взаимопонимание во всех ключевых для ФИФА вопросах. Подробности этих переговоров – в материале «Фифанические усилия».

Василий Конов, Первый канал, спортивный комментатор:

На этой неделе оценочная комиссия ФИФА — уже в Англии, которая считается главным конкурентом России за право принять Чемпионат Мира по футболу 2018 года. Конечно же, у такой футбольной державы есть целый ряд преимуществ перед нашей заявкой – фактически, Англия готова принять Чемпионат Мира хоть сейчас. Развитая инфраструктура, готовые современные стадионы, лучший с телевизионной точки зрения показ футбола в мире. Это всё понятно. И пусть Ник Клегг говорит, что английская заявка «анбиттбл» и к раскрутке привлечен осьминог Пауль, пусть Блаттер делает акцент на то, что в Англии провести первенство легче всего, — смотреть нужно с точки зрения не сегодняшнего, и даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. И здесь сразу становятся очевидны плюсы и минусы.

Премьер-министр Великобритании не стал прерывать свой отпуск и встречаться с комиссией, никто не обещает на время Чемпионата Мира отмены виз, нет столь впечатляющих заверений о необходимом финансировании… Зато всё это есть у российской заявки. Поэтому разговоры, зазвучавшие после первого дня визита в Англию со стороны комиссии и английских чиновников – это не более чем разговоры и игры в дипломатию. 2 декабря 23 человека сделают выбор. И честное слово, не вижу пока ни одной причины, почему большинство из них должны проголосовать не за Россию.

В Англии обсуждают заявку России на ЧМ-2018 – и расовую нетерпимость отечественных футбольных фанатов

Пока инспекционная комиссия ФИФА гуляла по стадиону «Олд Траффорд» в Манчестере в сопровождении лидеров сборной Англии Уэйна Руни и Рио Фердинанда, английские таблоиды продолжали искать недостатки в заявке России-2018. На этот раз тема была поднята весьма актуальная – проблема расизма на российских стадионах. Не секрет, что почти на каждом матче с трибун несется «Русские, вперед» и улюлюканье в адрес чернокожих футболистов. Санкт-Петербург славится своими радикально настроенными болельщиками, которые утверждают, что в цветах «Зенита» черного нет. А сами иностранные футболисты часто объясняют свой отказ российским клубам расовой нетерпимостью в России.

Новый скандал, который подняла английская пресса, произошел в прошлые выходные. На матче «Динамо» – «Локомотив» болельщики железнодорожников вывесили баннер со словами «Thanks West Brom.», где между первым и вторым словами был нарисован банан. Этот плакат был посвящен нигерийскому футболисту с российским паспортом Питеру Одемвингие, который после нескольких неудачных лет в «Локомотиве» перешел в клуб английской премьер-лиги «Вест Бромвич Альбион». По словам президента английской федерации болельщиков Кевина Майлса, он вообще не понимает ФИФА, которая хочет доверить проведение чемпионата мира стране, где живут болельщики с такими предрассудками. Примерно той же линии придерживается и министр спорта Англии Хью Робертсон: «В футболе и вообще в спорте расизму места нет».

Российская сторона, по сведениями английских таблоидов, решила перевести ситуацию в шутку. Газета The Sun ссылается на источника в посольстве России, который объяснил появившийся на трибуне банан старой русской традицией говорить метафорами: мол, в России ученики за плохую работу получают «двойку» или попросту «банан». А болельщики «Локомотива» просто выставили свой «неуд» Одемвингие за три проведенных в России года.

Николай Грамматиков, генеральный секретарь профсоюза футболистов и тренеров России:

«Мы пытались заигрывать с фанатами, но ничего не получилось. Проблема расизма на трибунах для нас не нова: у нас уровень расовой нетерпимости гораздо выше среднего. Но это лишь одно из отражений общего невысокого уровня культуры в стране. Мы пытались работать с фанатами. Были неудачные попытки объединить болельщиков через Всероссийское общество болельщиков, которое потом само изнутри стало раскалываться. Мы пытались заигрывать с фанатами, призывали их вести себя на стадионах культурнее, но ничего не получилось. Мне кажется, что теперь с ними уже ничего не поделаешь – нужно работать с теми болельщиками, которые сейчас сидят дома и не ходят на стадион по вполне понятным причинам: у людей семьи, дети, слушать мат-перемат никто не хочет.

Что же касается баннера, то не думаю, что он как-то повлияет на шансы России в борьбе за ЧМ-2018. В ФИФА прекрасно понимают, что, по сравнению со всем остальным, расовая нетерпимость – это такая мелочь, на которую можно особенно не обращать внимания. Помните, как во время финала Лиги чемпионов стояла Москва? А представьте, что будет, если болельщики – гораздо больше людей, между прочим, – приедут сюда на месяц. Поэтому сегодня нам надо решать транспортные проблемы, готовить инфраструктуру и привлекать новых болельщиков. Со старыми, у которых сложились собственное мнение, мы уже ничего не сделаем».