8 мин.

«Mitjet презентабельнее F1 с точки зрения количества обгонов»

Телетрансляция двух последних этапов Кубка России Mitjet из Казани на канале «Матч ТВ» сопровождалась комментариями «российского голоса «Формулы 1» Алексея Попова. В интервью пресс-службе Mitjet самый известный автоспортивный комментатор страны рассказал, чем российская серия зрелищнее F1, как он готовится к эфирам и почему женщина-гонщик – это хорошо.

- Вы дебютировали на Кубке России Mitjet 2017 на четвертом этапе в Казани. Выбор на столицу Татарстана выпал из любви к городу или по профессиональным причинам?

- Когда я могу комментировать Mitjet, с удовольствием делаю это. На самом деле это уже третий уик-энд серии, на котором я работаю. Прошлые два были в прошлом году и в этом сезоне в рамках гонки поддержки этапа «Формулы 1» в Сочи. Очень интересные гонки, просто потрясающая борьба! Во время остальных этапов я работал на других трансляциях, поэтому просто не мог. Но смотрел всегда с большим удовольствием, следил за результатами!

- На днях мы как раз обсуждали потрясающую гонку в рамках поддержки этапа «Формулы 1». Карачев и Лукашевич устроили там сумасшедший экшн: по ходу гонки лидер менялся раз десять. Можно ли говорить, что по количеству обгонов Mitjet даже презентабельнее «Королевских гонок»?

- Намного! Единственное, что «Формула 1» - это, конечно, самые быстрые машины. Правда, из-за «Турбо» они сейчас звучат не так, как раньше, но все равно. Плюс в «Формуле 1» выступают самые известные пилоты. Будем честны, у нас в стране не все знают Лукашевича, Карачева и Гвазаву. Постепенно благодаря телетрансляциям их фамилии, наверное, будут на слуху, как предыдущее поколение гонщиков, тот же Шульмейстер. В любом случае Феттель, Хэмилтон и Райкконен для фанатов автоспорта говорят гораздо больше. Ну и рейтинги «Формулы 1» выше, чем у любого автосоревнования, везде, за исключением, быть может, Америки, где больше смотрят свой Nascar.

Опередить F1 по рейтингам – задача нескромная, а вот по борьбе зрители на трибунах и телезрители, думаю, всё видели. В Сочи очень удачная трасса именно для Mitjet благодаря слипстриму. Можно не иметь DRS, но иметь такой коэффициент лобового сопротивления – за счет полностью закрытых колес, что уже к первому повороту произойдет то, что было предсказано. Когда мы видели, как 5-6 человек рассыпались в ряд, для этого нужна широкая длинная стартовая прямая. Даже в «Формуле 1» то же самое вышло – победа Боттаса была предопределена именно на прямой, когда он слипстримом смог поехать за двумя «Феррари». Поэтому Сочи - очень удачная трасса для Mitjet с точки зрения зрелищности. С другой стороны, самим гонщикам, возможно, не очень интересно ехать, потому что там длинные прямые, бетонные заборы. С этой точки зрения Moscow Raceway интереснее, а Казань, возможно, еще лучше, потому что это совсем компактная трасса с перепадами высот, что очень важно. Повороты, и на спуске, и на подъеме, совершенно разные: от третьего - под первую передачу, до поворота на спуске, где действительно нужна большая смелость.

Очень хорошо, что у Mitjet есть целый сезон – это не серия, которая сидит только на одном автодроме, пусть даже в Сочи, но выезжает и в Москву, Казань. Дай бог, чтобы всё это развивалось. Чем больше этапов, тем лучше! Что касается меня, когда мне удается выехать в перерывах между «Формулой 1» на внутренние соревнования, это очень здорово и приятно!

- На ваш взгляд, безусловный лидер сезона Иван Лукашевич имеет шансы проявить себя в самых престижных сериях?

- Иван потому и безоговорочный лидер, что уже проявил себя в других сериях. Это профессиональный пилот, который соревновался в новозеландской Toyota Racing, Palmer Audi, но, главное, он ехал в GP3, где были ребята, которые потом попали в F1. Условно говоря, это другой уровень, чем вчерашние люди из прокатного картинга, которые приезжают и которых он частично тренирует. В этом сила Mitjet, что здесь у участников есть шанс тянуться за реально быстрым пилотом, сравнивать свои времена, свою телеметрию, свои траектории на онборд-камерах, которые они просматривают всё время на ноутбуках. Плюс возможность иметь тренера, который сам только что проехал и может указать, где ученики не дорабатывают, где можно прибавить. Это очень здорово!

Что касается дальнейшего развития карьеры Вани, дай бог, чтобы он нашел спонсора и смог заново запустить ее. Может быть, для «Формулы 1» уже поздно, хотя он молодой парень, но есть огромное количество достаточно профессиональных категорий, куда приходит много ребят, прошедших юниорские «Формулы». Те же чемпионаты WEC или Blancpain, где пилоты едут за рулем очень быстрой техники. Едут профессионально, долго. Но это не отменяет того, что он может ехать несколько гонок в году в рамках российского Mitjet и продолжать учить новое поколение автоспортсменов.

- Вы уже два этапа проводите в непосредственной близости с пилотами серии. Каждый спортсмен - личность, и автоспорте не редкость, когда пилоты конфликтуют друг с другом. Вам не кажется, что Mitjet в этом плане отличается от других серий своей семейной атмосферой?

- Соглашусь. Не обязательно даже далеко ходить в «Формулу 1» и смотреть их интервью – и то, несмотря на всю свою корректность, пилоты нередко «укалывают» друг друга. Но даже как человек, который много лет варился в прокатном картинге, в том числе как участник, прекрасно представляю себе атмосферу, когда, с одной стороны, все приветствуют тебя, а с другой – обычно не очень доброжелательно настроены друг к другу. Всем кажется, что они лучше, что им незаслуженно помешали и так далее. Понятно, что и здесь все хотят победить, но атмосфера действительно очень доброжелательная. Возможно, этому способствует перемешивание в одной серии профессионалов и любителей, причем первые параллельно тренируют вторых, которые постепенно начинают теснить своих учителей. Взять того же Гвазаву, который взял кубок в прошлом году и в этом сезоне составляет серьезную конкуренцию лидерам. Свою роль играет и присутствие в серии дамы: мужчинам уже чуть стыдновато показывать себя с худшей стороны. Между собой мы не стесняемся выяснять отношения, но при женщине никто не хочет, чтобы о нем плохо подумали. Поэтому каждый дважды подумает, прежде чем устроить скандал или истерику.

- Насколько Mitjet вырос с тех пор, как Сергей Егоров привез эту серию в Россию?

- Очень вырос. Мне нравится серьезность, с которой подходят к вопросу. Дьявол, как известно, кроется в деталях. Телевизионная картинка, например, не прощает любительство, что можно увидеть даже в, казалось бы, очень профессиональных сериях. Здесь же, где практически любительское соревнование, где участвуют люди, у которых есть другая профессия, всё здорово продумано, в том числе с точки зрения красивой картинки.

На том же брифинге пилотов, где я был, разбирался старт. И когда мы видим, как мегапрофессиональный «Индикар» не может толком стартовать – выстраиваются 3-4 ряда машин, а остальные едут вразнобой, то здесь я уже второй раз вижу полностью сформированное стартовое поле, где все 16 человек едут так, как надо. Это очень красиво выглядит на рестарте! А если люди едут вразнобой, то весь смысл такого старта теряется: задние просто не успевают догнать передних. Здесь же весь пелетон компактный – и выглядит красиво, и борьбы больше в первых поворотах стартового круга. Такого рода приятных мелочей в Mitjet достаточно много!

- Вы приехали в Казань накануне квалификации, обошли всю трассу, изучили досье на всех пилотов, все турнирные расклады. Это проявление вашего профессионализма?

- А как иначе? Можно, конечно, на классе говорить общими словами, «лить воду», но это же глупо! Есть свои внутренние правила подготовки. Конечно, я всегда обхожу трассу пешком, посмотрю где какой поворот, если есть возможность узнать у гонщиков какие-то подробности, я это обязательно сделаю. Это позволяет лучше понимать, что происходит в гонке, почему ошибка произошла в том или ином месте. Почему пилот не полез на торможение? А потому, что, как выясняется, там это сложно сделать.

Плюс познакомиться с теми, о ком ты рассказываешь, это тоже как минимум уважение. То же самое было, когда я комментировал регбийные матчи. Вроде бы, я не имел к этому спорту никакого отношения, но все равно недостаточно было просто номеров игроков – нужны их фамилии, имена, биографии, статистика. Она может и не пригодиться... Ты можешь готовиться неделю, а из этой недели тебе пригодится всего два часа, но иначе невозможно – ты должен быть готов!

- Гонки Mitjet вы комментируете вместе с генеральным директором и гонщиком серии Борисом Шульмейстером. Как вам работается в паре с ним?

- Получаю огромное удовольствие! В паре вообще гораздо интереснее. В «Формуле 1» мне в разы проще и лучше работать в диалоге с Наташей Фабричновой, чем одному. С Борисом, который знает Mitjet изнутри, работать прекрасно! То же самое было с регби, когда я работал с коллегой Дмитрием Шмаковым, который сам играл в регби, работает в федерации и знает изнутри многие моменты. В диалоге рождается истина! Это не отрицает того, что когда происходит что-то яркое, можно немного покричать! Но если ты будешь кричать весь репортаж, то просто утомишь людей. В диалоге же ты можешь узнать гораздо больше сам и, соответственно, сообщить это зрителю. Поэтому лучшего посла серии, чем Борис Шульмейстер, представить сложно! Это не просто человек, который когда-то ездил, он выступает в Mitjet по ходу этого сезона и даже приезжал на подиум во внезачетных гонках. Это идеальный собеседник!