14 мин.

«Звезда прорвется в любом случае». Виталий Прохоров о развитии карьеры хоккеиста

Большое интервью с вице-президентом КХЛ по хоккейной вертикали Виталием Прохоровым.

Хоккей — один из наиболее популярных видов спорта в Росии, и заниматься им ежегодно начинают десятки тысяч детей. По данным Министерства спорта в прошлом году в стране было 758 отделений и школ по хоккею. Добавим к ним коммерческие школы и группы, и вместе ними получится примерно тысяча команд, в каждой из которых пробуют свои силы от 20 до 40 детей. А чем выше популярность, тем жёстче конкуренция, и тем сложнее пробиться наверх. Каков этот путь наверх? Как он начинается и развивается, какие сложности и подводные камни ожидают будущих хоккеистов; как их избегать и преодолевать? Об этом и многом другом рассказал вице-президент КХЛ по хоккейной вертикали Виталий Прохоров.

— Виталий Владимирович, давайте начнём с самых азов: как люди приходят в хоккей.

— Скорее, не как приходят, а как их приводят. Нас в своё время приводили родители, отдавали в школу — вверяли тренеру и системе. На сегодняшний день системы, можно сказать, две. Чтобы попасть в известную школу при клубе, входящем в КХЛ, нужно очень постараться. Отбор идёт с самого младшего возраста: смотрят, насколько ребёнок способный в подвижных играх, на начальном этапе ставят катание. В муниципальной школе проще. В три-пять лет начинают заниматься индивидуально с тренером — так называемые подкатки. Они имеют определённую задачу: научиться кататься, владеть шайбой и быть в группе. После этого дети переходят уже в спортивную школу или академию. С шести до девяти лет — группа начальной подготовки. В каких-то школах это оплачивается, родителями, в каких-то — нет. На первом этапе всё просто: учат кататься, владеть шайбой, взаимодействовать, и дай бог, чтоб в школе были подвижные игры, сочетающиеся с технической и эмоциональной сторонами хоккея. На втором этапе идёт уже подготовка к соревновательному периоду. В Москве и области, например, в восемь-девять лет ребята начинают играть на Кубок Москвы — в нём, в отличие от чемпионата, выступают двумя составами: то есть задействованы почти все занимающиеся дети. В этом возрасте определяются четыре пятёрки на будущее, когда начнётся соревновательный процесс, который идёт в официальный зачёт. В принципе, с 11 до 13 лет в каждой школе уже очерчивается круг ребят, которые подают надежды. И тех, кому уже пора заканчивать. Но в силу того, что во многих школах подготовка осуществляется на бюджетной/бесплатной основе, ребёнка нельзя просто взять и исключить из школы. В специализированной академии это происходит потому, что там по определению другая система подготовки хоккеистов. 

— Если ребёнок в 12-13 лет не проходит в первые четыре пятёрки, он может продолжать просто тренироваться. Стоит ли ему заниматься профессионально, или же остановиться на достигнутом уровне и заниматься хоккеем просто для здоровья и социализации?

— В нашей системе есть не только вертикаль «школа — МХЛ — команда мастеров». На уровне школ есть своя градация, например в Москве это первая, вторая и третья группа. Если ребёнок не играет в первой группе, можно заиграть во второй. Мы не откроем какую-то тайну: везде есть «селекционная воронка». В среднем в команду КХЛ и МХЛ из России попадает менее двух процентов ребят из одного возраста. Это очень узкое горлышко. В Москве — я могу ошибиться, но не сильно — около 70 школ, считая муниципальные и частные, которые не имеют над собой команд МХЛ или ВХЛ: это около трёх тысяч детей одного года рождения. И количество школ постоянно растёт, с ним растёт база для селекции, возрастает и конкуренция. Если в 12-13 лет ребёнок играет в первой группе чемпионата Москвы (в других регионах примерно так же), у него есть перспективы. Третья группа — это уже фактически любительский хоккей (один нюанс: новая школа, только включившаяся в чемпионат, всегда начинает с третьей группы, но по спортивному принципу может подняться и во вторую, и затем в первую). Там дети занимаются не столько спортом, сколько физкультурой, и проводят время помимо школы, чтобы не болтаться на улице. Ну то есть это мы в своё время проводили на улице часов по шесть — сейчас такого уже нет. Так вот, в 13 лет — мы говорим уже о тех детях, которые в первой и второй группе, из второй ещё есть возможность пробиться в большой хоккей — в игрока должны закладываться, во-первых, техническое оснащение, во-вторых, психологическое состояние, в-третьих, физическая подготовка. В основном техника и психика. Эта образовательная система вместе с игровой практикой должна полностью подготовить ребенка к молодёжному хоккею, переход в который начинается у всех по разному. Талантливые дети попадают в 15 лет, и играть могут с 16. Ещё есть юниорская лига, где смешанные возраста в одной команде — там начинают перспективные ребята. 

— Какие основные подводные камни могут помешать дальнейшему развитию в 13-14 лет?

— У нас все лучшие, кто есть в стране, в этом возрасте концентрируются в определённых клубах. Это и может помешать развиться мальчику, который по каким-то причинам, условно, слаб физически, или его мозговая активность не развилась до нужной степени. Она развивается до 25 лет, и если центр принятия решений недостаточно развился, то он ещё не вполне понимает, из чего состоит игра. Но если сама игра заложена в генах, то звезда прорвётся в любом случае. Какой бы ни был возраст, она всё равно прорвётся, уйдёт на высший эшелон будет показывать тот хоккей, который приносит радость зрителям и тянет в вид спорта новые группы детей.

Реклама 18+

При переходе в новую команду не факт, что ребёнок в ней заиграет. Ему, возможно, придётся потерпеть, проявить характер, проявить себя в коллективе — то, что в команде мастеров приходится делать постоянно. Ещё один возможный подводный камень — у тренера может быть предвзятое отношение. «Этот парень мне нравится, и я буду ставить его в состав, а этот не нравится, и его я ставить не буду». Возникает конфликтная ситуация, которая иногда так и не разрешается: ребёнок так и не сделает шаг вперёд.

В каких-то клубах может быть неважно, сколько они собрали мальчишек, как их обучают, и как подходят к игре. Главное — собрать побольше из других школ, и продемонстрировать руководству, что «у нас всё нормально». Пробьётся через эти жернова пара-тройка ребят — прекрасно, а что станет с остальными — безразлично.

— Нужен ли агент при переходе из детско-юношеского хоккея в молодёжный, или ещё рано?

— Агент нужен в первую очередь для того, чтобы заключить контракт с клубом. Условного Мичкова любой клуб с радостью возьмёт. 

— Таких как Мичков — считанные единицы. А как быть тем юниорам, за которыми клубы не выстраиваются в очередь?

— В российской системе подготовки, где все лучшие ребята стекаются в школы при клубах КХЛ, к 14-16 годам уже примерно понятно, кто есть кто. Если мальчик не попадает в условную сотню лучших своего года выпуска, у него есть шанс договориться, чтоб его куда-то взяли, но это очень узкий круг. Важный вопрос на сегодня — это регуляция финансовой составляющей. Потому что некоторых детей из клубов не отпускают: контракт не дают, но сохраняют за собой права, чтобы за переход получить деньги. Эта система требует доработки и совершенствования.

— Для перспективного игрока, ещё не готового к КХЛ, при прочих равных лучше развиваться с ровесниками в МХЛ, или с более старшими партнёрами и соперниками в ВХЛ?

— Везде по-разному. Есть личностная составляющая тренера и руководителя клуба, его личный подход к ситуациям. И есть лучший путь решения вопроса. Если в команде быстрая система слежения за талантами и их продвижения из одной команды в другую, то по мне такой игрок должен быть у меня под присмотром. Чтобы я мог двигать его и в команду МХЛ, и в ВХЛ, или забирать к себе. Если он перерос МХЛ, то ему надо играть уже с мужиками. 

— Но ведь играть — пусть даже там, где уже перерос — по 20 минут, или с мужиками по десять, а то и меньше, это большая разница. Да и на команде МХЛ скажется, если из неё выдернут лучшего игрока.

— Команда МХЛ — это только инструмент для достижения цели. Если, конечно, цель — не медали в МХЛ, а подготовка качественных игроков для главной команды. Другая ситуация, когда команда КХЛ в плей-офф подтягивает молодых ребят, которые, может, и не помогут выиграть, но зато «поварятся в этом месиве». Всё зависит от главной цели, которую ставят в той или иной команде. Например, на молодёжном чемпионате мира мы видим у Канады, США, Финляндии, Швеции — смешанные составы, в которых разброс возрастов в два года. И младшие — которых зачастую половина состава — играют наравне со старшими. Все будут биться за результат, но в первую очередь для федераций этих стран важнее дать потенциальной звезде пройти максимальную подготовку на этом этапе — он сыграет на двух, может быть и на трёх, чемпионатах. У нас же главная цель — выиграть. И потому у нас в сборной обычно только два-три игрока младшего возраста. То же самое и в клубных системах, в их молодёжных командах. Или ты хочешь видеть командный результат, или — вырастить личность. Работаешь с командой, или — с игроком. Мы понимаем, что в молодёжной команде под три десятка хоккеистов, но основное внимание следует обращать на тех, кто потенциально будет играть наверху. Остальные, к сожалению, лишь подносящие снаряды для них. Как бы цинично это ни звучало, но далеко не все пробьются в КХЛ: кто сильнее, тот и выжил. Таков профессиональный спорт. 

— Если, допустим, сразу же как только родители приводят ребёнка в хоккей, предупреждать их, оперируя конкретными цифрами: «у нас в школе/городе/стране занимаются столько-то ребят одного года рождения, из них наверх пробиваются столько-то…» — многие из них, возможно, передумают. Отведут ребёнка в какой-нибудь другой вид спорта. В хоккее же тогда воронка отсева станет попроще, но мы можем недосчитаться талантов, чьи родители испугались высокой конкуренции.

— Родителям это обязательно нужно объяснять, а вот детям — нет, они этого не поймут. Если ребёнку сказать «тебе это не дано», он этого не поймёт, а подумает, что он плохой. Им нельзя этого говорить, с ними надо заниматься. Тренер должен понимать, с кем, когда и что делать. С родителями надо уметь находить правильные коммуникации и вкладывать им мысль: «ребята, поймите, вас куча. Есть система навыков, при которой можно пробиться наверх. И есть понимание, для чего ваши дети находятся в этой команде». Родителям нужно это объяснять, а детей подбадривать: «давайте, у вас всё получится».

Нужно понимать, что родители приводят ребёнка в хоккей, изначально закладываясь на заработок денег в перспективе. То есть, они не говорят вслух, да и сами себе не говорят «ребёнок будет моим кормильцем», они хотят, чтобы он играл, попадал в состав и был лидером. Но внутренний посыл всё же другой. Это начинает смешиваться в головах тренеров, родителей — пошла каша. В академии должна быть система образования и для родителей, потому что каждый этап подразумевает множество различных факторов. Директор школы вместе с завучем и тренером должны вести этот процесс, чётко поясняя, на какой стадии дети находятся, что они в этом году должны получить, и для чего. Должна быть ясность в голове и терпение — как к своим детям, так и к тем, кто находится рядом. Как ни странно, в Советском Союзе наши тренеры с нами и с родителями на эти темы вообще не разговаривали. Была чисто спортивная составляющая, и никакой другой. Пробился — молодец. Были случаи, когда родители приходили, с тренером что-то начинали обсуждать, а тот — показывал журнал отчётов, где всё записывалось. Они вели журналы и отчитывались по ним наверх. В систему Москвы, Приволжского округа, Уральского; там организовывались различные мероприятия, и люди из спорткомитета всех детей отсматривали. Такого, чтобы подойти к тренеру спорткомитета, и сказать «Слушай, вот давай мы тебе…» — не было. А сейчас такое есть. Поэтому родителей надо образовывать по части спорта и спортивного развития. А тренеры с ними либо не общаются, либо общаются на их же уровне: спорят, что-то доказывают; и зачастую это уже вина тренера, а не родителей. Если же тренер образован, он может вести грамотную коммуникацию: садишься с родителями и при ребёнке объясняешь — что у него хорошо, а что не получается; что нужно подтянуть, и как именно это сделать. И дальше уже видно, имеет ли смысл продолжать диалог, или прекратить его, сказав, что если родителей что-то не устраивает, они могут поискать другую команду, а исполнять их прихоти тренер не намерен. 

Реклама 18+

— Как избежать риска «наесться» хоккеем? Точнее даже, не хоккеем, а тренировками — ведь дети всегда хотят в первую очередь играть; не обязательно в хоккей, а просто играть. Сейчас уже состоявшиеся хоккеисты — особенно в возрасте 20-23 лет — практически через одного рассказывают, что лет в 12-14 они всерьёз задумывались о том, чтоб закончить с хоккеем.

— Давайте возьмём фигурное катание, балет. Там занимаются целыми днями. У них не два часа тренировки, а по пять-шесть часов. Фигуристы на земле занимаются хореографией и потом опять уходят на лёд, потому что элемент ошибки стоит балла и техника должна быть идеальна. В хоккее этого не требуется. Да, случается и перетренированность, но в других видах спорта пожёстче — как в том же фигурном катании, там детей больше напрягают и психологически. В хоккее нагрузки не такие сильные; другое дело, насколько грамотно тренер их распределяет и подходит к тренировочному процессу. Я начал заниматься в «Спартаке», когда уже ходил во второй класс. До этого я по пять часов и больше проводил на улице — бегал, играл во все игры. Поэтому, когда я пришёл с улицы в секцию, моё сердце и физическое состояние было готово переносить все нагрузки. Я тренировался, делал уроки, приходил домой — и оставалось время побегать на улице, и я делал это легко: мой организм не уставал в плане физики, а в эмоциональном плане я только поднимался. И был готов на следующий день, и всё повторялось: школа — тренировки — гуляние.

— Сейчас дети почти не проводят время на улице. Хоккейные дети — подавляющее их большинство — в свободное время занимаются так называемыми подкатками, или индивидуальными занятиями — которые позволяют им в той или иной степени прогрессировать. Означает ли это, что подготовка непосредственно в спортивной школе — недостаточная?

— В системе образования академии должно быть чёткое понимание загруженности ребёнка. Сколько ему надо часов на льду, какое качество тренируем в неделю — мы в детском спорте считаем неделями. Обязательно выходные. Для каждого возраста есть чётко расписанный план: сколько часов в неделю тренируются технические упражнения, сколько отводится физической подготовке и тактическим занятиям. Но у всех школ возможности разные, где-то банально не хватает времени. Тренеру нужно, например, 45 минут на технику и 30 минут на тактику, а у него всего один час. Где добирать 15 минут? А за неделю набегает уже час дефицита. Это можно компенсировать с тренерами-подкатчиками.

Другая история, когда загруженность соответствует плану. Здесь тренер должен объяснить родителям: «давайте возьмём физическое состояние организма данного возраста, посмотрим на его возможности и биохимию тела». Ведь эти дополнительные занятия ребёнок воспринимает по определению и просто терпит. Такие занятия не идут в развитие, они только ухудшают состояние. Идёт падение биохимии организма, начинается сопротивляемость симпатической нервной системы, а парасимпатическая не отключается, потому что в голове у ребёнка перенапряжение. Он где-то не дорабатывает, у него пропадает внимательность, нет такого качества, которое называется сверхработоспособность. Он чуть добавляет, и у него сразу падение, организм говорит: «стоп, я дальше не побегу».

Реклама 18+

Таким образом, в зависимости от ситуации, обусловленной количеством и качеством нагрузки в конкретной школе, подкатки могут идти и во благо, и во вред. Но даже там, где они идут во благо, это не панацея. Видел я на подкатках мальчика: когда он один на льду — катание и владение шайбой идеальные! Как только он попадал в команду — терялся. Что-то срабатывало в голове. Чем серьёзней была ситуация, тем хуже он проявлял себя на площадке, находясь в так называемой зоне агрессии — ограниченном пространстве, где сконцентрирована высокая конкуренция и идёт плотная борьба как на физическом, так и на психологическом уровнях. И таких ситуаций много: некоторые теряются в зоне агрессии, потому что рядом находятся дети, чьё психическое состояние значительно выше. То же самое и в дикой природе: в группе, например, шимпанзе, всегда есть градация — альфа-самцы, вторая и третья линии. И детёныши из третьей никогда не будут играть с первой, потому что их там просто съедят. Всё многогранно. Образование тренера должно позволять это видеть. Он должен видеть, какие у него игроки, каков психический и биохимический баланс в теле каждого ребёнка. На каждом этапе он должен чётко понимать, что происходит, как развивается команда и дети. Основной посыл: нельзя зацикливаться на чём-то одном, весь подход многогранен и сложен, и если это понимать, то можно правильно выстроить систему.

В целом хоккей — это отличная вещь в плане личностного и физического развития ребёнка, его социализации. Если же родители стремятся к чему-то большему, чем просто развитие и становление, имеют изначальный прицел на профессиональную карьеру, то и подходить к этому следует профессионально: стратегически, тщательно выстраивая расписание ребёнка. И это большая тема для отдельного разговора.