7 мин.

Я отказался подписывать контракт с Барселоной, так как хотел играть в Англии

Сложно сказать, является скаутская служба Барселоны ленивой или же она придерживает идеалов национального превосходства Каталонии в футболе, но таланты для Ля Масия она обычно находит где-то в районе Барселоны. Бытует мнение, что если бы родственники Месси не были родом из Каталонии, то им бы даже не заинтересовались, а в академию "сине-гранатовых" он не попал.

Так вот, привычно разъезжая по побережью в поисках талантов, Альберт Пюидж, представитель молодежной системы Барселоны, заехал в городок Реус, известный тем, что он является родиной Антонио Гауди. Там он увидел гоняющего мяч Хона, паренька чей отец родом из Каталонии, а мать - англичанка. Мальчик ему  приглянулся и в 2003 году восьмилетний Хон "Поперечина" (именно так можно перевести фамилия с каталонского) оказался в Академии Барселоны.

"Сине-гранатовое" детство

Как я уже писал, Хон вырос в семье каталонца и англичанки. Его мать Шейла Харпер родом из Донкастера и именно в британской крови ищут часто причины, по которым Тораль полюбил АПЛ. Жила семья на берегу Средиземного моря, хулиганом Хон не был, учился прилично и в определенный момент, когда спортивная карьера была под вопросом, неплохие оценки позволили ему задуматься о том, а не сменить ли профессию. Но об этом впереди. Пока Тораль и его друг Серхи Сампер играли в футбол в Академии Барселоны. К 16 годам он вырос в рослого, больше 180 сантиметров, физически крепкого полузащитника. Местные журналисты назвали его связку с Серхи "Тораль и Сампер ЛТД", так как они оба переходили из одной возрастной группы в другую, постоянно демонстрируя впечатляющие результаты.

Тораль и Серхи в детстве

В Барселоне Тораля в первую очередь видели игроком центра поля. Эдаким Сейду Кейта, главная задача которого сдерживать и отдавать пас. Однако если Сампер больше отмечался своим умением играть в обороне, то Тораль был склонен к тому, чтобы подключаться к атаке. Визиткой Хосе было умение принять мяч на грудь после дальнего заброса, быстро его обработать и отдать пас кому-нибудь из игроков нападения.

Вместе с Сампером они играли бок о бок восемь сезонов и выиграли, например, Найк Кап в 2010 году на Олд Траффорд. Говорили, что то поколение юниоров станет выпуском, который будет конкурировать с поколением'87, но Тораль принял решение уйти. Вместе с другим своим одноклубником Беллерином он подписал контракт с Арсеналом.

"Я перешел не потому, что моя мать англичанка. Я перешел, так как в АПЛ играли мои любимые полузащитники"

"Канониры", впечатленные подписанием Фабрегаса, пристально следили за делами в академии Барселоны и в 2011 году сделали предложение сразу и по Самперу, и по Торалю. Пер Гвардиола, являющийся агентом обоих игроков, встретился с ними и обсудил предложение. Серхи решил остаться, а Хон — отправиться в АПЛ, о которой он грезил с детства. И дело не в том, что его мать по национальности англичанка. Просто с детства героями Тораля были игроки из АПЛ и в первую очередь Фрэнк Лэмпард.

Тораль в Арсенале

Рядом, конечно, не Лэмпард, а Диаби, но для начала неплохо

Злые языки говорят, что одной из причин перехода стала возможность начать зарабатывать уже в 16 лет. В Барселоне футболисты в 16 лет подписывают стандартный первый профессиональный контракт с зарплатой в 10 тысяч евро в год, а вот в Англии такое ограничение по зарплате не действует. Арсенал предложил Хону контракт, по которому он стал бы зарабатывать в 25 – 30 раз больше, чем если бы остался. Плюс за выход в основе Хону обещали хорошие бонусы. Барселона за своего полузащитника получила около 500 тысяч евро компенсации (300 тысяч фунтов стерлингов). Учитывая все траты на Хона, это фактически ничто. Кстати, с отъездом Тораля вновь поднялся вопрос "утечки ног" из Ля Масия — многие английские клубы, пользуясь возможностью предложить контракты большие, чем те, который практикуют в Барселоне, переманивают каталонскую молодежь. Так что в клубе остаются игроки, которых либо заверяют, что они входят в планы команды, либо же те, кто действительно верит в то, что сможет попасть в основу Барселоны.

Президент Барселоны Сандро Росель назвал предложение Арсенала "немного аморальным", однако Арсен Венгер парировал: "Если молодой футболист, который является наполовину англичанином, а наполовину испанцем, хочет перейти в британский клуб, то почему мы должны ему отказать, если все легально?". Так Тораль попал в Академию Арсенала. Вместе с ним перебрался скоростной фланговый игрок Эктор Бельерин. Барселона же поступила "немного аморально" в 2013 году во время трансфера Неймара и получила запрет на дозаявку игроков во всех возрастных группах.

"Такое случается. Эктор быстро попал в стартовый состав, а мне пришлось отправиться в аренду"

Итак, в 2011 году вместе с Беллерином и пришедшим из Боруссии Дортмунд Томасом Айсфильдом Тораль оказался в академии Арсенала. В первом же интервью с легким испанским акцентом он рассказал, что было не просто покинуть родину, но он всегда любил английский футбол и хочет показать себя на самом высоком уровне. Непосредственно перед отъездом из Барселоны он почувствовал дискомфорт в правой ногой (Хон левша). Выявленные проблемы оказались генетическими — у него слишком маленький и подвижный мениск. Знаменитый каталонский доктор Рамон Кугат, который спас карьеру брату Пера — Пепу Гвардиола, назвал проблемы решаемыми и Хон первый раз отправился на операцию. Тораль приехал в Лондон в феврале 2012, однако через пару игр в команде до 18 лет он почувствовал сильный дискомфорт и вынужден был лечь под нож уже лондонского хирурга.

Летом 2012 года, во время подготовки ко второму сезону, Тораль испытал те же проблемы, но на этот раз уже не в правой, а в рабочей левой ноге. Как вспоминает Хон в одном интервью: "Я чувствовал упадок, когда в моей голове возникали вопросы: "Для меня ли это? Готов ли я пройти через все операции или лучше отказаться от футбола?". Мне предстояло лечиться тогда, когда все мои одногодки старались показать, что они достойны первой команды".

За сезон 2012-13 он несколько раз сыграл в команде до 18 и до 21 года и в четвертый раз лег под нож. Хон признался, что это время было самым тяжелым в его короткой карьере и он благодарен всем, семье, агенту, друзьям, девушке и персоналу Арсенала за то, что они его поддерживали. Тораль поправился. Сегодня он делает специальные упражнения, чтобы укрепить мускулатуру и поддержать мениск, однако главное открытие, которое он сделал за время травм — никогда не думай об операциях. Оставь все это в прошлом. Ты должен думать только о том, что впереди — готовиться к каждой игре и наслаждаться футболом.

Начало профессиональной карьеры

Сезон 2013-14 Хон провел в резервной команде, однако летом 2014-го получил вызов в основу на матчи предсезонки. Но было ясно, что осенью он отправится в аренду в Чемпионшип. И 15 августа Тораль присоединился к Брентфорду, новичку второго по значимости турнира Англии.

За "пчел" Тораль сыграл 37 матчей, забив 6 мячей. Как говорит Хон, для него, после череды травм было огромным удовольствием постоянно выходить на поле и играть в каждом матче. Он понимал, что пока недостаточно хорош для Арсенала, однако не это было важно. Хон боролся с Брентфордом за выход в АПЛ. В том сезоне "пчелы" только в полуфинале проиграли Мидлсбро, однако и те уступили в итоге Норвичу. За сезон Тораль забил шесть мячей, отметившись, например, хет-триком в ворота Блэкпула. И был благодарен болельщикам Гриффин Парк и Марку Уорбартону за проведенный сезон.

Хет-трик Хона в ворота Блэкпула

Тораль в Бирмингеме

Летом Тораль вернулся в Арсенал, но лишь для того, чтобы опять отправиться в аренду. На этот раз в Бирмингем Сити. В первом же матче за Блюз Хон отметился забитым мячом, который оказался победным во встрече с Редингом, закончившейся со счетом 2:1. Вот, собственно, как выглядел Хон Тораль в Бирмингеме в первой половине сезона:

Признаться, я бы никогда не сказал, что Хон является воспитанником Барселоны. Он хорошо видит поле, умеет отдать быстрый пас, у испанца неплохая техника, но складывается ощущение, что скроен он именно для игры в Англии. Роуэтт использовал его на позиции оттянутого форварда или десятки (никогда не был силен в этой терминологии). Комбинация разыгрывалась на флангах, Дональдсон оттягивал защитников, а Хон находился в том месте штрафной, где нужно. Это даже спровоцировало Гари на то, чтобы во время травмы Дональдсона отправить Тораля на острие, но в одиночестве ему там дискомфортно. Возможно из-за отсутствия опыта, возможно из-за того, что он привык играть с партнерами. Смещал его Роуэтт и на фланг, однако, на мой взгляд, самая лучшая для Тораля позиция — именно "десятка". Если Бирмингему получится выйти в АПЛ, то он, думаю, команда приложит все силы для того, чтобы удержать Тораля. Пока, для пресловутого Плана Б, был куплен Диего Фаббрини.