Блог Мессина Online

Фундаментально, не только ментально

Этторе Мессина в своем блоге рассказывает о том, насколько важно уделять внимание базовым навыкам, балансу тела и о двух главных концепциях баскетбольной философии.

Кроме психологических моментов, которые мы уже обсудили, существуют и другие аспекты, на которых нужно концентрироваться, чтобы показывать хороший командный баскетбол. Прежде всего, необходимо убедиться, что мы имеем солидную основу баскетбольных знаний, индивидуальных и командных фундаментальных навыков. У нас может быть гипер-мотивированная команда, очень сильная психологически, но мы проиграем сопернику с более низким уровнем мотивации, если он фундаментально сильнее – в бросках, дриблинге и передачах. Мотивация и умственная подготовка дают преимущество, только если существует солидный базис технических умений.

Кроме того, команда должна быть физически готова, чтобы выступать под давлением. Всегда следует помнить, что физическая подготовка, особенно в баскетболе, имеет две стороны – командную и индивидуальную. У баскетболистов разных апмлуа разные типы строения тела: например, есть маленькие защитники, и есть мощные игроки передней линии.

Что касается технической подготовки, мы уже обсуждали, как отбирать игроков и упоминали качества, на которые нужно обращать внимание.

Настройка системы под имеющихся баскетболистов дает невероятное соревновательное преимущество

Для создания команды, показывающей хороший командный баскетбол, необходимо придерживаться двух основных идей. Первая – выбирать игроков, которые могут приспособиться и следовать твоему видению баскетбола. Это может стать источником огромного конкурентного преимущества. Если у вас есть тренер, обладающий глубокими знаниями и являющийся хорошей личностью, вы можете подбирать игроков под него, позволяя развивать его видение игры. Хотя поступать таким образом сейчас становится все сложнее и сложнее – из-за ограниченного выбора на рынке. Многие команды сражаются, чтобы получить нескольких хороших игроков.

Вторая идея – выбирать лучших, исходя из оценки их технических, физических и психологических качеств, а затем дорабатывать свое общее видение под тех игроков, которые есть в наличии. Эта идея очень важна, поскольку из-за увеличившейся конкуренции на рынке очень сложно получить тех игроков, которые идеально впишутся в систему.

Я считаю, что настройка системы под имеющихся баскетболистов – один из способов получить невероятное соревновательное преимущество. Некоторые тренеры могут настаивать на том, чтобы всегда находить игроков, подходящих под их видение. Для них подходит такой способ.

У меня была возможность тренировать множество великих игроков, которые были во многом абсолютно различными. Приведу пример. Мы выиграли первый чемпионат Италии с «Виртусом» из Болоньи, в котором защитниками были Роберто Брунамонти, долгое время бывший лидером клуба, и Саша Данилович. Затем, в 1998-м, у нас были Антуан Ригодо и Саша Данилович. В 2001-м – Марко Ярич и Эмануэль Джинобили. В Тревизо в 2003-м у нас были Тайес Эдни и Траджан Лэнгдон. Здесь у нас Джей.Ар.Холден, Траджан Лэнгдон, Теодорос Папалукас и Дэвид Вантерпул. Все они разные. Кто-то быстрее, кто-то любит больше контролировать мяч, кому-то нужно больше заслонов, кому-то – больше места и меньше заслонов.

В баскетболе, если вы используете много заслонов, темп игры замедляется по сравнению с действиями без заслонов и с большим количеством движения, вроде забеганий и входов под кольцо. Если появляется больше контакта, обычно игра замедляется. Потому нам приходилось подстраивать нашу систему под индивидуальное мастерство баскетболистов. К примеру, мы не могли использовать прессинг по всей площадке с Ригодо и Даниловичем, потому что они не подходят под такой тип защиты. Нельзя позволять себе часто переключаться в защите с Холденом или Эдни, поскольку они быстры, но не сильны, и если много переключаться, закончится тем, что они будут играть под кольцом против «больших».

Иногда в тайм-аутах мы просто даем игрокам инструкции по использованию пространства и времени

Подводя итог, я всегда старался предложить моему клубу лучших из доступных игроков, которые ставят интересы команды выше личных. Затем я адаптирую техническую организацию нашей команды, чтобы они могли использовать свои сильные качества в нашей системе. Я не хочу, чтобы к системе приспосабливались они. Для меня более важно, чтобы баскетболисты понимали баскетбольную философию, которая очень проста. Нужно в первую очередь думать о команде.

Во вторую очередь нужно хорошо защищаться, поскольку с этого начинается баскетбол. Методы обучения, начинающиеся с нападения, далеки от реальности. В игре необходимо для начала заполучить мяч. Необходимо организовать оборону так, чтобы форсировать ошибку или выиграть подбор. Только когда вы получаете владение, можно задуматься, какой вид нападения вы собираетесь применить.

В-третьих, в нападении нужно передавать мяч, чтобы найти открытого игрока. Это не сводится к тому, чтобы четыре человека работали на одного, стараясь вывести его на свободную позицию и доставить мяч. Все дело в командном баскетболе, в передачах, которые дают преимущество, находя открытому игроку позицию для броска. Чем больше у нас полноценных баскетболистов, тем лучше наши командные действия, тем более сбалансирована наша игра. Чтобы соревноваться на высочайшем уровне, нужно обладать пятью игроками на площадке, несущими угрозу защите.

Многие думают, что на нашем уровне акцент делается на выдачу команде тактических инструкций. Вроде использования комбинации номер 2, а не номер 3. Тренеры, которые приходят на наши тренировки и следят за нашими матчами, всегда удивляются, что мы работаем над большим количеством командных вещей – игрой 4 на 4, 5 на 5 с фокусировкой на фундаментальных навыках. Даже в тайм-аутах иногда мы не предлагаем специфическую комбинацию, мы просто даем игрокам технические инструкции по использованию пространства и времени. Эти инструкции – сущность нашей каждодневной работы.

Концепция своевременности (timing) очень проста. Своевременность заключается в том, чтобы делать что-то синхронно с остальными. В баскетболе, когда заканчивается одно действие, начинается другое. Простой пример: чтобы получить мяч, вам следует сделать шаг навстречу мячу. Если вы ждете мяча, это дает оппоненту шанс либо помешать вашим действиям, либо перестроить защиту так, чтобы вы оказались вынуждены начинать в статической позиции один на один. Когда наши игроки ведут мяч, они отдают передачу сразу, как только заканчивают дриблинг. Мы не завершаем дриблинг, огладываемся и отдаем пас. Любой болельщик, следящий за матчем, может легко понять, когда в действиях сохраняется непрерывность. Когда вы видите, что действия вытекают одно из другого, это значит, что вы наблюдаете хорошее исполнение.

Расположение на площадке (spacing) сводится к дистанции между игроками. В защите концепция состоит в том, чтобы пытаться контролировать как можно больше пространства, чтобы каждый баскетболист мог прикрывать своего игрока и мешать еще одному. Правильное расположение в нападении состоит в том, чтобы избежать ситуации, когда оппонент может обороняться против двух игроков или способен помочь товарищу и возвратиться на свою позицию. В атаке необходимо оставаться на определенной дистанции, не очень далеко и не очень близко, чтобы соперник не успевал вернуться при подстраховке.

Мы много работаем, чтобы помочь нашим игрокам одинаково понимать своевременность и расположение на площадке.

Предпочитаю иметь немного более медленного игрока, но с хорошим балансом

Конечно, эти две инструкции используются на любом уровне, от юниорского до Евролиги. Разница состоит лишь в идеальности исполнения. Главное – правильно выполнять все действия на высочайшей скорости. Обычно, если ваше исполнение медленно, оппонентам легче вам помешать. Великие команды – это те, которые делают все основные движения на высочайшей скорости и сбалансированно. Молодые тренеры обычно требуют от подопечных быстроты исполнения. Лично я считаю, что тренер должен в первую очередь следить за балансом тела.

Когда вы способны удерживать баланс тела при исполнении базовых элементов, вы можете присмотреться к повышению скорости. Если вы в первую очередь ждете от молодых игроков высокой скорости, они всегда будут терять баланс. И всегда будут совершать ошибки.

Баланс тела – одно из наиболее важных качеств баскетболистов, если они хотят выступать на более высоком уровне. Я предпочитаю иметь немного более медленного игрока, но с хорошим балансом, всегда контролирующего свое тело. Вроде Траджана Лэнгдона. С другой стороны, Джей.Ар.Холден – пример игрока, кто и сбалансирован, и быстр.

Хорошие новости в том, что вы можете работать над балансом. Наш тренер по физподготовке Гоша Артемьев очень хорош в выборе упражнений, помогающих игрокам улучшать баланс тела. Баланс – это то, чем не обладает большинство молодых высоких игроков. Обычно они играют на выпрямленных ногах. Согнуть колени для них – огромная проблема.

Чтобы воспитывать великих баскетболистов, вам следует учить их играть в контакте, интенсивно физически и под давлением, а потому и оценивать их соответствующим образом. Я говорю даже о тренировках по поддержанию физической формы. В этом весь баскетбол.

В баскетболе не достаточно оценивать и работать над легкоатлетическими способностями. Более того, такого рода оценки и тренировки дают вам неправильную перспективу. Нужно оценивать все виды способностей с мячом и при контакте.

К примеру, у вас может быть игрок, который очень быстро бегает, но становится очень медленным с мячом. Или игрок, который очень высоко прыгает, но при физическом контакте с оппонентом он не может выпрыгивать так же, поскольку теряет баланс. Или он может быть очень хорош в беге, но обладать проблемами с координацией при получении длинного паса. Во всех этих примерах может получиться хороший легкоатлет или волейболист, которому придется тяжело в баскетболе. Поэтому рискованно оценивать баскетболистов по стандартам, обычно применяемым в легкой атлетике.

В нападении наша игра гораздо проще, чем думают многие. Мы стараемся получить преимущество над соперником, чтобы на секунду открыться для броска или передачи. Это заставляет защиту работать, чтобы остановить меня и оставить кого-то другого открытым. Теперь, если я могу найти пасом другого игрока, мы сохраняем преимущество и, рано или поздно в течение 24 секунд получим абсолютно свободный бросок.

Преимущество можно сохранять только за счет передач. Многие игроки могут создавать преимущество при помощи прыжка, быстроты или заслона. Защита реагирует, чтобы лишить нас этого преимущества. Именно поэтому так хороши игроки вроде Папалукаса или Вантерпула. Они отдают дополнительный пас, чтобы сохранить преимущество. Именно поэтому ЦСКА, «Панатинаикос» и «Маккаби» – великие команды. Большинство баскетболистов этих клубов могут сделать дополнительную передачу. Передача, которая дает возможность сохранять преимущество – ключ к игре в нападении.

В защите это преимущество можно нивелировать за счет агрессивности, ловушек, помех или пассивной обороны, заставляющей оппонентов атаковать издали. В защите вам нужно перехватить преимущество у другой команды. Главное – игра на опережение.

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.