8 мин.

Джонатан Чичу. Жизнь после «Ришара»

Сегодня в блоге "Zagreb Bears" - перевод интервью самого звездного игрока в истории хорватского клуба, форварда Джонатана Чичу, который в сезоне-2005/06 выигрывал "Морис Ришар Трофи" - приз лучшему снайперу НХЛ.

Нападающий откровенно рассказал о своем лучшем сезоне в карьере, о Джо Торнтоне, о своей борьбе с травмами, а также о переходе в КХЛ и том новом опыте, что он здесь получает. 

– Почему, переходя в Европу, вы выбрали именно "Медвешчак", а не скажем, шведский HV-71, знакомый вам по игре в локаутный сезон-2004/05 (Чичу тогда провел 20 матчей в Элитсериен и забил 5 голов - прим. перев.) или какой-нибудь другой клуб?

– Во-первых, несколько лет назад мы были в Хорватии в отпуске и тогда мне тут очень понравилось. Во-вторых, за последние три года, пытаясь вернуться в НХЛ, я поиграл в разных клубах АХЛ и мало виделся с семьей. Таким образом, для меня было важно выбрать место продолжения карьеры так, чтобы это было комфортное место для моей семьи, и в то же время характеризующееся высоким уровнем хоккея и конкуренции.

– Как вам КХЛ? Очевидно, что это хорошее место, если уж такие люди, как Илья Ковальчук, готовы бросить свои огромные контракты в НХЛ и играть там. Но рассказывают и о том, что некоторые команды иногда не платят игрокам положенного, да и с инфраструктурой не все ладно - сразу вспоминается авиакатастрофа с "Локомотивом". Можете ли вы сказать, в том числе уже и из личного опыта, какие "страшилки" о КХЛ правдивы, а какие нет?

– Я думаю, что некоторые из этих "страшных историй", наверное, случались когда-то в прошлом. Мне сказали, что контракт будет застрахован КХЛ, то есть, если клуб какое-то время не платит зарплату, то вы все равно получите положенное из страхового фонда. Я не могу сказать, насколько такие невыплаты являются системным явлением, так как сужу лишь по своей команде. От других парней я практически не слышал таких историй. 

Если говорить о перелетах, мы летаем на самолетах хорватских авиакомпаний. На мой взгляд, они вполне безопасны. Впрочем, я не знаю, как обстоят дела в российских командах, там ситуация может отличаться от нашей, но я слышал, что некоторые из них имеют свои собственные самолеты, совсем как в НХЛ. 

– А когда появилась возможность подписать контракт с "Медвешчаком", вы держали все эти истории в уме или же решили, что в этой команде, похоже, с неплохой обеспеченностью финансами, уровень риска будет минимальным?

– Разумеется, я слышал обо всем этом раньше, но я разговаривал со многими ребятами, говорил с Аароном Фоксом, спортивным директором клуба, и был в значительной степени уверен, что все это осталось в прошлом. КХЛ стремится к тому, чтобы создать себе хороший имидж, а чтобы привлекать сильных игроков, нельзя допускать таких ситуаций, как невыплаты по контрактам или что-то еще в этом роде.

Я чувствовал, что мне нужно начать новый этап в моей карьере, попробовать что-то новое, и мне по-прежнему хотелось играть на высоком уровне. В КХЛ есть много игроков, которые могли бы играть в НХЛ, так что я соглашусь с тем, что это следующая по силе лига после НХЛ. 

– Так все-таки, уровень лиг сопоставим?  Да, в КХЛ много сильных игроков, и все же, как вы сравните эти лиги? 

– КХЛ - это очень солидная и конкурентоспособная организация. Каждый может выиграть у каждого, немало игр, когда лидеры проигрывают аутсайдерам. Это очень важно, можно сказать, что это ключ к хорошей лиге, ведь в некоторых лигах полно проходных матчей, есть легкие соперники. Конечно, разгромы случаются и здесь, но большинство матчей КХЛ подразумевает то, что две хорошие команды оспаривают победу друг у друга. 

– А как насчет обычной жизни в Хорватии и России, столкнулись ли вы и ваша семья с "культурным шоком" и языковым барьером? Вы, кстати, выучили язык?  

– Совсем немного, нет, я, конечно, знаю кое-какие слова, но думаю, что сын быстрее его освоит. А вообще, я всем доволен. Можно сказать, что как семья, мы несколько авантюрны и восприняли этот переезд, как приключение. Моя жена путешествует по стране, пока я с командой на выездах. Когда у нас были перерывы, мы немного поездили вместе, пусть и не слишком далеко. Для меня самым сложным было снова ездить на механической коробке передач, я этого десять лет не делал (улыбается). В целом же, здесь многие говорят по-английски, сюда приезжает много туристов. В крайнем случае, можно и на языке жестов объясниться. 

– В Хорватии знают, кто вы и чем знамениты или в этой части света вам удается сохранять инкогнито?

– Многие знают, кто я. Когда я еще только заключил контракт с клубом, то получил очень хорошую прессу. Меня предупреждали, что здесь много кто пристально следит за всеми делами в команде и является ее горячим поклонником. Но я не могу пожаловаться, что мне не дают проходу, все весьма уважительно. Конечно, те же дети просят автографы, но это как раз тот момент, который приносит удовольствие. 

– Вы уже успели забить немало голов. Пришлось ли  внести изменения в игру, чтобы добиться успеха в КХЛ? Вы чувствовали давление, основанное на вашей прошлой статистике в НХЛ и "ришаровском" бэкграунде?

– Я чувствовал себя прекрасно, как за счет самостоятельной работы летом, так и тренировочного лагеря с командой. Входя в сезон, я чувствовал себя готовым на сто процентов, кроме того, я был здоров, что крайне важно для меня. Что касается давления, то тут скорее я сам на себя давлю в плане голов, чем кто-либо еще. 

Главным в игре было привыкнуть к большому льду, к другим углам обстрела, траекториям отскоков. Думаю, я уже гораздо лучше чувствую себя в новых условиях. Правда, дома мы играем на маленькой площадке, поэтому их постоянно приходится менять. 

– Говоря о выигрыше "Ришара" в сезоне-2005/06 и клубных рекордах "Сан-Хосе", которые вы тогда установили, большинство подразумевает, что основная заслуга во всем этом принадлежит Джо Торнтону. Вы с этим согласны или все же считаете, что на первом месте тут ваш собственный талант?

– Пусть будет так, я не возражаю. Джо - очень талантливый игрок, было здорово выступать с ним в одном звене. Думаю, мы неплохо смотрелись вместе потому, что я люблю бросать и забивать, а Джо прежде всего думает о том, как сыграть на партнера. Но, вопреки расхожему мнению, он и сам способен нести угрозу воротам соперника, в том сезоне, если не ошибаюсь, он забил 20 шайб. Играть с ним было замечательно, но ведь я был не единственным его партнером в истории, а забил за сезон больше кого бы то ни было из них. Так что, думаю, мой вклад тут тоже есть. 

– Что же случилось потом, когда ваша результативность падала, а последний контракт с "Оттавой" в 2010-м году был выкуплен? Травмы?

– Да, травмы сыграли тут большую роль. Тот, "ришаровский" сезон стал единственным для меня в НХЛ, когда я не пропускал матчей. Несколько раз потом я травмировал колени.. Травмы так или иначе сказываются на игре, хотя в последние годы в АХЛ я уже чувствовал себя хорошо. Но там я, конечно, не играл с диспетчерами такого уровня, как Торнтон, если не считать краткого отрезка с Патриком О'Салливаном в "Пеории". Здесь же у нас подобралась хорошая тройка - и Мэтт Мерли, и Билл Томас могут здорово найти тебя передачей, так что я снова превратился в снайпера. 

– Когда вы играли в АХЛ, то думали о возвращении в НХЛ? Думаете ли сейчас? Или вас все устраивает в КХЛ?

- Возвращение в НХЛ всегда является конечной целью. Это же лучшая лига в мире. Но я люблю хоккей и не собираюсь обманывать игру, я всегда отдаюсь ей, в какой бы команде ни играл. Я ненавижу проигрывать и всегда играю на победу. Если мне выпадет еще один шанс поиграть там, значит, это будет мой шанс. Если же нет, я буду играть и выигрывать там, где я есть сейчас. Я хочу показывать свою лучшую игру, где бы ни находился.

– Сейчас старые болячки беспокоят?

– Все в порядке. В прошлом году я был вне игры почти полгода и это помогло мне залечить все травмы. Когда во второй половине сезона я играл за "Оклахому", то чувствовал себя здоровым и в общем-то действовал неплохо (в 39 матчах АХЛ в прошлом сезоне Чичу набрал 32 очка - прим. перев.). То же самое и здесь - если в дальнем выездном турне я чувствую себя лучше всего в четвертой игре, значит, я здоров. 

– Чем  культура боления в КХЛ отличается от Северной Америки? Много ли вообще атмосферных отличий? 

- У здешних болельщиков есть настоящая страсть, на аренах практически нет случайных людей, это настоящие фанаты своих команд. Здесь не так много больших арен, есть и совсем маленькие, но зато есть болельщики, которые на протяжении лет следуют за своими командами и на выездные матчи! Это довольно удивительно, но получается так, что ты намного ближе к болельщикам. И это здорово! Мне очень нравится быть частью этого процесса.

– Какой момент из вашего нового опыта стал самым памятным для вас? Ваш гол, ставший первым для клуба в истории КХЛ или еще что-то?

- Так получилось, что мой гол стал первым для Загреба в КХЛ. Это был важный момент еще и потому, что вначале многие расценивали нас как команду неудачников – и тут мы сразу же выиграли, а я забил первый гол в том матче. Думаю, многие местные любители хоккея запомнят этот гол надолго, ведь это был дебют клуба в КХЛ. Для меня это на самом деле очень приятный и почетный момент.